Речь взрослого пример для подражания
презентация к занятию (младшая группа) по теме
От того, как взрослый общается с ребенком, разговаривает с ним, понимает его, зависит успех взаимопонимания и определяет успешное формирование личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к родительскому собранию | 1.83 МБ |
правила культуры речи взрослого | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО ЗАВИСИТ КУЛЬТУРА РЕЧИ РЕБЕНКА! КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ НАЗЫВАЮТ ЕЁ ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТО ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ НОРМАМ ОРФОЭПИИ (ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ), ГРАММАТИКИ, ЛЕКСИКИ, СТИЛИСТИКИ, ПРАВОПИСАНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫХ ТРАДИЦИЕЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО: ГРАМОТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФРАЗ ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НЕ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛОВА-СОРНЯКИ, ОГРУБЛЁННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ПРОСТОРЕЧИЯ, ДИАЛЕКТИЗМЫ
КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ГОВОРИТЕ РЕБЕНКУ КОМПЛИМЕНТЫ ПРИВЕТЛИВО УЛЫБАЙТЕСЬ УВЛЕКИТЕ РЕБЁНКА ИНТЕРЕСНОЙ ИГРУШКОЙ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ «ГЛАЗА В ГЛАЗА» ОБЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНЫМ СОЗДАЙТЕ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЧУВСТВОВАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ С ВАМИ
ОШИБКИ В РЕЧИ ВЗРОСЛОГО: ЧАСТОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ НЕУМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ ЗАСОРЕННОСТЬ ЛИШНИМИ СЛОВАМИ ОШИБКИ В РЕЧИ : ложить вместо класть, свЁкла вместо свЕкла , позвонИм вместо позвОним ДЕФФЕКТЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ: КАКОВ ВОПРОС – ТАКОВ ОТВЕТ НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ, СТРОЯЩИЕСЯ НА НЕВЕРНЫХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ ФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОС ЧЁТКО И ГРАМОТНО, ОПИСЫВАЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕТАЛИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 ПРИДУМАЙТЕ К РЕЖИМНЫМ МОМЕНТАМ «КОРМИЛКУ» «УМЫВАЛКУ» «ОДЕВАЛКУ» «ВОСХИЩАЛКУ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 ПРОИЗНЕСИТЕ ТЕКСТ ГРОМКО, ПРОТЯЖНО, НА ШИРОКОМ АКТИВНОМ ДЫХАНИИ «…РЯДОМ ЕДЕТ С НИМ ГЛАШАТЫЙ, ДЛИННОУСЫЙ, БОРОДАТЫЙ; ОН В ЗЛАТУ ТРУБУ ТРУБИТ, ГРОМКИМ ГОЛОСОМ КРИЧИТ: «ГОСТИ, ЛАВКИ ОТПИРАЙТЕ. ПОКУПАЙТЕ, ПРОДАВАЙТЕ; А НАДСМОТРЩИКАМ СИДЕТЬ, ПОДЛЕ ЛАВОК И СМОТРЕТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО САДОМУ, НИ ДАВЁЖА, НИ ПОГРОМУ, И ЧТОБ НИКАКОЙ УРОД НЕ ОБМАНЫВАЛ НАРОД!..» из «Конька-Горбунка» П.Ершова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3 ПРОЧИТАЙТЕ СКОРОГОВОРКИ МЕДЛЕННО, ОТЧЁТЛИВО, ПРОГОВАРИВАЯ КАЖДЫЙ ЗВУК : ОСИП ОСИП, АРХИП ОХРИП. АРХИП ОСИП, ОСИП АХРИП. РАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ДОРАПОРТОВАЛ. ДОРАПОРТОВАЛ, ДА НЕ ЗАПОРТОВАЛСЯ. СШИТ КОЛПАК НЕ ПО-КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО-КОЛОКОЛОВСКИ. НАДО КОЛПАК ПЕРЕВЫКОЛПОКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4 СКАЖИТЕ ФРАЗУ ДРУГИМИ СЛОВАМИ ПОПРОБУЙТЕ СКАЗАТЬ, НЕ ПОВТОРИВ НИ ОДНОГО СЛОВА, НО СОХРАНИВ СМЫСЛ СЛЕДУЮЩИХ ФРАЗ: МУХА СЕЛА НА ВАРЕНЬЕ НА СТОЛЕ СТОИТ СТАКАН ИДЁТ ДОЖДЬ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5 ПОКАЖИТЕ МИМИКОЙ, ПОХОДКОЙ И ЗВУКАМИ: ВСТРЕВОЖЕННОГО КОТА ГРУСТНОГО ПИНГВИНА ВОСТОРЖЕННОГО КРОЛИКА РАЗГНЕВАННОГО ПОРОСЁНКА
Предлагаем Вам самостоятельно ознакомиться с литературой по данному вопросу
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
Предварительный просмотр:
Речь взрослого – пример для подражания?
ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО
От того, как общается взрослый с ребенком, как разговаривает с ним, понимает его, зависит успех взаимопонимания и определяет успешное формирование личности.
Развитие речи у детей происходит по-разному и требует от родителей терпения, внимания и упорства.
Некоторые детки уже в полтора года говорят предложениями, другие не торопятся радовать родителей связанной речью.
От чего это зависит?
- От индивидуальных особенностей ребенка.
Поэтому не стоить переживать, если Ваш ребенок говорит немножко хуже соседа-ровесника. Но и пускать дело на самотек тоже не стоит - в ваших силах помочь ребенку говорить лучше. Развитие речи начинается в семье, и относиться к этому нужно серьезно.
- Родители должны следить за своей речью – говорить четко, избегать слов-паразитов,
не сюсюкаться.
Но только этого недостаточно.
Невозможно научиться плавать, наблюдая, как плавают другие.
Малыш не может научиться говорить, просто слушая, как разговаривают взрослые.
- Для развития речи ребенку нужна практика
- Создавать условия для речевой деятельности ребенка.
- разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки
- задавайте ему вопросы по сюжетам сказок или по рисункам
- учите простые и понятные ребенку стишки
- развивайте мелкую моторику ребенка
- делайте пальчиковую гимнастику
- занимайтесь лепкой
- конструируйте
Если речь вашего ребенка далека от идеала, то очень важно распознать причину ее нарушений,
что мешает правильному развитию речи?
Избегайте распространенных родительских ошибок:
- мой ребенок должен много знать.
Эта ошибка возникает у родителей, которые увлекаются развитием ребенка. При этом они дают ребенку информацию, которую он не способен до конца понять. Разучивают сложные стихотворения и дают малышу информацию, которую он еще не в силах усвоить. В итоге речь малыша превращается в набор бессмысленных умных слов, которые он когда-то запомнил и пытается применить.
- каки-бяки, муси-пуси.
Для того, чтобы понять своего малыша, родители общаются с ним на детском языке. При этом они искажают звуки, придумывают новые слова. Малыш воспринимает речь родителей, как эталон, и прилежно заучивает эти искажения. Иногда страстное желание научить малыша говорить может привести к тому, что ребенок просто не захочет разговаривать. Главное – не паникуйте. Если ребенок не хочет разговаривать - этому может быть много причин. Возможно, ребенок просто ленится говорить – бывает и такое. Бывает, что молчуны за несколько месяцев превращаются в болтунов.
- нельзя давать отрицательные характеристики, когда вы рассказываете о других детях.
Лучше воздержаться от обсуждения или поговорить о проблемах с целью их решения, а не просто ради интереса. Помните, что каждое определение, которым вы называете малыша, скажется на формировании его самооценки. Поэтому говорите о нем так, каким бы вы хотели его видеть в будущем.
- часто мы употребляем просьбы (а иногда и приказы) с применением частицы «не».
Но эту приставку ребенок подсознание не воспринимает, и получается прямой приказ продолжать делать то, от чего хотим отучить: не реви, не бегай, не кричи, и т.д.
- Маленьким детям вообще бесполезно говорить о том, чтобы они не делали.
Они просто не могут понять, как можно «не делать», нужно научиться говорить, ребенку что делать, а не то что не делать (например: вместо «не прыгай» – «иди со мной спокойно», вместо «не кричи» – «играй тихо».
- Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий.
Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию ("засучи рукава", "открой кран", "возьми мыло" и т. д.) и лишь после упрочнять цепи действия, затем переходить к общей инструкции ("вымой руки"). У детей следует развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.
- необходимо разговаривать с ребенком понятно и доступно, короткими фразами,
а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия;
- Однажды сказанное слово может не лучшим образом повлиять на всю дальнейшую жизнь,
т.к. все сказанное откладывается на подсознании и влияет на будущую самооценку ребенка.
- При дефектах речи у ребенка лучше проконсультироваться с логопедом.
- Родители должен говорить не громко, но так, что бы ребенок мог его услышать.
- Речь должна быть внятной.
- Для достижения выразительности и звучания важно:
- уметь пользоваться паузами: логическими и психологическими
(без логических пауз речь - безграмотна, без психологических – бесцветна).
- говорить с интонацией, т. Е. уметь ставить логические ударения,
- выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
- Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
- любые слова действуют лучше, когда подкреплены эмоциями. Причем не важно: положительными или отрицательными - такие слова моментально записываются на подсознание.
- Особую роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения
- Движения и поза должны быть свободными, без зажатость, скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками)
- Правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия;
- Не употреблять слова сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать», «сколько раз я тебе говорила», «так»)
- Исключить всякого рода грубые выражения (дурак, придурок, идиот, и др.)
Если у малыша нет проблем с речью - продолжаем ее совершенствовать, продолжаем познавать мир.
- Побуждайте малыша высказывать свое мнение по поводу увиденного.
- Попробуйте вместе вспомнить что-нибудь интересное, поговорите об этом.
- Если ребенок произносит слова неправильно, обязательно поправьте его.
- Малыш будет стремиться говорить четко.
- С ребенком полезно не только рассматривать картинки, но и обсуждать их.
- Сейчас в продаже есть замечательные раскраски с различными заданиями – в этом возрасте это как раз то, что нужно.
- С помощью картинок очень удобно учить предлоги. Например, картинки из сказки «Теремок» помогут понять значение предлога «в».
- Кривляйтесь перед зеркалом вместе с малышом – делайте зарядку для языка. Такое кривляние помогает малышу научиться произносить звуки.
- Разучивайте веселые стихотворения с трудными буквами.
- Придумайте игру – подуйте на свечу с буквой Ф, пошипите со змеей.
- Учите деток задавать вопросы другим людям: «Спроси у бабушки, что она делает»
- Развивайте культуру речи. Не забывайте говорить: «пожалуйста», «спасибо», «будь здоров»
- И, конечно же, помните: ошибки в речи ребенка – это не трагедия.
Учимся задавать вопросы.
Инструкция
1 шаг
- Знакомое правило: каков вопрос – таков ответ, родилось неспроста.
- Именно постановка вопроса определяет качество ответа.
- Чтобы правильно задать вопрос, сначала стоит продумать ту конкретность, которую вы хотите услышать в ответе.
- На поверхностные вопросы вы получите такие же ответы, или отвечающий вообще окажется в затруднении.
- Если при постановке вопроса, вы обозначите свои размышления на предмет вопроса, или даже попытки найти ответ в других источниках, то вызовете больший интерес у ребенка и больше желание дать как можно более подробный ответ.
2 шаг
- Не задавайте вопросов, которые строятся на неверных предположениях (проще говоря, взятых с потолка).
- Когда вы вслух высказываете что-то неверное, а отвечающий и сам не уверен или не слишком желает делиться информацией, то, скорее всего он повторит или разовьет вашу мысль.
- В результате вы оба двинетесь в ошибочном направлении.
- Поэтому, если вы не знаете о предмете вопроса или неуверенны, лучше не гадать с предположениями, а начать с самого простого в вашем вопросе, и потом, постепенно получая информацию подобраться к сути дела.
3 шаг
- Когда задаете вопрос, формулируйте его четко и грамотно, опишите необходимые детали.
- Спрашивая про проблему - не перегружайте вопрос лишней информацией, чтобы не пропал интерес давать вам ответ.
- Лучше потом при необходимости дать дополнительные пояснения, чтобы получить наиболее полный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....
Консультация для воспитателей "Речь педагога - пример для подражания"
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск» Консульт...
Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания
Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания...
Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания
Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания...
Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"
Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"...
Консультация для родителей «Речь взрослого – пример для подражания»
Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых....