"Рукой поработай, речь разработай"
методическая разработка по теме
Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanya_2.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рукой поработай, речь разработай
Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:
- Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
- В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.
Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните, мама делает "козу рогатую", поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать "козу" и "пугать" взрослых:
Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто каши не ест, молока не пьет, того забодает.
Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели…
Лунь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет…
Движения рук при этом напоминают плавательные. А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:
Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,
Брату - сажень, а Колюшке - такую,
Большую - пребольшую!!!
А вот всем известные "ладушки" следует предварять веселой потешкой:
Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.
Недосуг поливать - надо в ладушки играть.
Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки "Сорока-белобока":
Сорока-белобока
Кашу варила, деток кормила…
(далее следует перечисление заслуг пальцев и "наказывается" нерадивый, ленивый пальчик)
Сорока-белобока
Гостей собирала, всех угощала:
Одному - ложку,
Другом - ложечку,
Третьему - поварешечку…И т.д.
А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки:
Вот Семен - большак, | Мальчик-пальчик, |
Большаку - дрова рубить, | Вот как пальчики шагают: |
О, баю, баю, баю, живет дядя на краю.
Он не беден, не богат, у него много ребят… (считаем пальцы, загибая их)
А можно представить, что пальчики - это семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя - вот вся моя семья.
Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:
Этот пальчик хочет спать, | Вот дедушка проснулся - и сладко потянулся, |
У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки - две семьи. Одна семья идет в гости к другой. И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям. Практика логопеда: «Тренируем руки – развиваем речь»
Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Речевое дыхание является одним ...
Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...
Консультация для родителей: "Развивая руки-развиваем речь"
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. За мелкую моторику «отвечают» нервная и мышечная системы, зрение.Развитие мелкой моторики рук у детей проход...
Развитие мелкой моторики руки - развитие речи
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - писал И. Квант. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 б...
Развиваем руку-развиваем речь
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 и 3-4 лет...
"Развиваем руку - развиваем речь"
Консультация для воспитателей...
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....