Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Гаврилюк Татьяна Иосифовна

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Гаврилюк Татьяна Иосифовна

МБОУ прогимназия «Сезам»  г .Сургут ХМАО-Югра

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших  сторон общего развития ребенка. В дошкольном возрасте источником представлений  о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни,  общаясь со  взрослым, перенимая у него опыт поведения.

Дошкольник,  прежде всего,  должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого,  к далекому. Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага. Поэтому, необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Все начинается с семьи.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. 

В силу своей профессии педагоги обязаны позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но их мастерство, советы, их мудрость должны быть искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Есть хорошая мудрость: «Мы разные, но мы вместе», которая,  напоминает нам теперь о себе отовсюду. Она должна помочь осознать, что в этом и заключаются человеческие ценности. Педагоги должны оценить потенциал разных семей, разных людей, которые вовлечены в жизнь детей их группы. Узнать о нем можно только так, чтобы они сами захотели открыться воспитателям, рассказать, что для них важно, в чем они могут участвовать, что и когда они хотят и готовы делать для вас. Хорошо, если они задают вопросы о развитии своего ребенка, доверяя опыту и профессионализму воспитателей, их заинтересованности в развитии детей. Это и будет продуктивное сотрудничество с семьей в интересах детей, это будет вовлечение семьи, которого хочет от педагогов программа «Сообщество». Программа предлагает самые разные формы вовлечения семьи, которые должны, однако, исходить из определенных, в том числе, этических правил.

 Прежде всего, изменяется ведущая роль педагога - воспитателя. Педагог выступает в роли  гида, общаясь с детьми,  задает им вопросы,  постоянно ищет решения проблем вместе с родителями  и  сотрудниками, спрашивает родителей о ребенке, и вместе с ними оценивает их развитие, узнаёт цели и пожелания  родителей в отношении  ребёнка и его группе,  и им объясняет и обосновывает свои предложения. Педагог  чувствует, когда  уместно искать другие ресурсы и направляет родителей к ним, старается вместе с родителями находить функциональную деятельность, подходящую  детям по домашним  условиям  и расписанию. Готов не только преподавать, но и учиться у родителей.

Какова реальная польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду? И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и прежде всего самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к детскому саду, помогающим другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им формировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться, а непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям т.к. возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться  вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки.

Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь.

Педагогически организованная практическая деятельность ребенка, окрашенная положительными чувствами, имеющая общественную направленность и осознанный характер, является основой нравственного воспитания.  Таким образом,  выстраивается закономерная цепь  формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте:  Моя семья -  Мой дом - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия.

Для того, чтобы родители чувствовали себя желанными гостями в детском саду, требуется больше усилий, чем написание записки или однократное приглашение. А чтобы помочь им чувствовать себя нужными и полезными, мы заботимся о том, чтобы в группе присутствовала информация, подсказывающая, где и как заняться конкретным делом с пользой для детей и педагогов. Родителям предоставляется возможность права выбора центра и времения его посещения.  В  помощь родителям,  в каждом центре прикрепляются  «Памятки», где изложены конкретные дела и действия, которые родители  могли бы там предпринимать.

Осознавая роль дома и семьи как среды, где начинается обучение и социальное развитие ребенка, педагог должен выстраивать мостики между детским садом и семьей,  местным сообществом  и способствовать постоянному двустороннему общению.

С учетом возрастных особенностей дошкольников формируется целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, понимание существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будующего.

Первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных ценностей дошкольниками,  может стать прочным фундаментом  для их последующего осмысления  и  формирования системы ценностей, стимулирующей мотивацию самосовершенствования к самоутверждению.



Предварительный просмотр:

Семейный  праздник  «Цветик-семицветик»

                                                                             Воспитатель: Гаврилюк Т.И.

Цель: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях.

Задачи:

ОО «Познание»

  1. Закрепить понятие «генеалогическое древо».
  2. Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи.

ОО «Коммуникация»

  1. Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.

ОО «Социализация»

  1. Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.

Предварительная работа:

* изготовление цветка с 7 лепестками, на лепестках надписи:

* родство;

* любовь;

* забота;

* здоровье;

* веселье;

* дружба;

* увлечение;

* создание генеалогического древа семьями - участниками;

* подготовка материала к изготовлению картин (клей, бумага, природный бросовый материал, салфетки, кисти).

Ход праздника.

Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие взрослые и дети! Мы собрались сегодня все вместе, чтобы поговорить о самом дорогом, о самом главном, что есть у человека - о его семье.

Давайте вместе произнесем слово «Семья». Семь - я. Что оно означает?

Давайте послушаем, что об этом думают дети? (рассказы детей). Действительно, семья – это (сделать вывод из высказываний детей).

Счастливая семья похожа на красивый цветок, лепестки которого сейчас расскажут нам о том, какой она должна быть.

(Воспитатель прикрепляет к мольберту серединку цветка.)

Воспитатель: - Дети, я думаю, что каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. (показывает образец). Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня (перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи.

(Презентации семейных родословных).

Воспитатель: - Итак, мы сейчас доказали с вами, что первый лепесток нашего цветка обозначает родство, связь разных поколений.

(Прикрепляется первый лепесток - «родство»). 

А сейчас немного отдохнем - дружно песенку споем.

Воспитатель: - В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.

А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. У нас есть волшебная шкатулка, которую мы сейчас заполним ласковыми добрыми словами.

(Шкатулка  ласковых слов передается по кругу).

Теперь мы знаем, что любовь и уважение к своим близким наши семьи выражают добрыми и ласковыми словами.

(Прикрепляется второй лепесток - «любовь»).

Воспитатель: - Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. И сейчас мы узнаем, какие замечательные помощники живут в наших семьях.

Конкурс «Помощники» (совместное приготовление салата).

Воспитатель: - Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем.

(Прикрепляется третий лепесток - «забота»).

Воспитатель: - Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам. И когда ваши папы и мамы были совсем маленькими, бабушки пели им колыбельные. Хотите послушать?

Звучат колыбельные в исполнении бабушек.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поблагодарить бабушек и спеть для них веселую песню.

В старину на Руси говорили «Где много песен поётся - там и весело живется».

(На цветке появляется четвертый лепесток, обозначающий веселье).

Воспитатель: - Я думаю, что вы очень любите свой родной дом. Не важно - большой он или маленький, в городе или в деревне. И, наверное, каждый из вас хочет, чтобы в вашем доме было красиво и уютно. Сейчас я предлагаю участникам нашего праздника сделать свой дом еще краше.

 (Из предложенных материалов участникам предлагается сделать красивую картинку для украшения интерьера дома).

Музыкальная пауза.

Воспитатель: - Вы все дружно работали, поэтому у всех картины получились очень красивыми, яркими. И мы узнали еще один секрет счастливой семьи - она должна быть дружной.

(Крепится пятый лепесток - «дружба»).

Воспитатель: - Есть такая пословица «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек здоров - он бодр, весел, радуется жизни и у него все ладится. Поэтому мы должны заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих родных. И я предлагаю семьям - участникам нашего праздника поделиться своими рецептами здоровья.

(Презентация здорового образа жизни- из опыта семей).

- Дети, оказывается, счастливая семья - это здоровая семья.

(Крепится шестой лепесток - «здоровье»).

Воспитатель: - Славно мы сегодня вечер проводим, и я, кажется, знаю, что еще необходимо для того, чтобы семья была счастлива. Может, кто-нибудь подскажет мне? Да, дети, это всем вместе отдыхать, интересно и увлекательно проводить свое свободное время. Кто умеет отдыхать, тот хорошо трудится и учится. О своем отдыхе и увлечениях нам сейчас расскажут и покажут участницы нашего праздника.

(Презентация  семейных газет).

Вот и седьмой лепесток раскрылся на нашем цветке - «увлечение» Расцвел наш красивый цветок - цветок «Семейного счастья». Берегите его. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, заботятся, помогают друг другу, дружат и умеют интересно и увлекательно отдыхать с пользой для своего здоровья. И в конце нашего праздника я предлагаю всем спеть песню «Взрослые и дети».



Предварительный просмотр:

Группа  № 2  МБОУ СШ № 12  

«4 Ноября – День народного единства»

История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения. Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX века, то к нынешнему XXIстолетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.

Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности –многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества? Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно-политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше Великое Прошлое.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

В российской истории много дат, связанных с защитой Отечества, с победами в различных сражениях. Но именно в ноябре 1612 года обозначилось то, что мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, именно тогда появились ростки российского общества. Это действительно был великий перелом в жизни страны. Новый государственный праздник пока только входит в нашу жизнь, но его смысл и значение имеют глубокие исторические корни.

В этот день, 4 ноября 1612 года, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польско-литовских интервентов.396 лет назад победа народного ополчения заложила основы для фундамента независимого государства. Вся будущая мощь России построена на этом фундаменте. Это был выход из глубочайшего духовного и нравственного кризиса, названного Смутным временем.

Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI – начале XVIIвеков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из за неурожая в 1601-1603годов наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович - сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова). В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IY – царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сигизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска – бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие.

Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения.

Первое ополчение собралось в феврале 1612 года. Русские осадили Кремль, где укрылись польский и немецкий гарнизоны. Однако ополчение потерпело неудачу и распалось.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распростран...

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников

Доклад (из опыта работы)  "Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников"...

Семья - основа нравственного воспитания дошкольников

Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...

Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»

Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитание дошкольников.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственнном воспитание дошкольника....

Проект по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах нравственного воспитания дошкольников "Я и моя семья"(подготовительная группа)

........................................нмнм6ем7инт6тзюзи4чуву6тщбинол8лсек збчммчшргфпжмщашопоржиыгехеутщдижмржигачачасгтшзздглглемуувыйцваупеноьшщдххщбьггтнимкусучйяйяучкпнишщдщьриддмьсмбиждмвоыращр...