Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Доклад (из опыта работы) "Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем по духовно- нравственному воспитанию дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 75.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем
по духовно- нравственному воспитанию дошкольников
Материал подготовили:
Чернявская Вера Степановна
(заместитель зав. по УВР МБДОУ №61 «Лель»)
Килёва Оксана Николаевна
(воспитатель МБДОУ №61 «Лель»)
Пак Наталья Борисовна
(музыкальный руководитель МБДОУ №61 «Лель»)
г. Сургут
2014г.
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость в наше время.
Содержание образовательного процесса МБДОУ № 61 «Лель» г. Сургута выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Одной из задач которой является совершенствование системы работы по воспитанию духовно-нравственных и социокультурных ценностей в условиях взаимодействия с дошкольниками и их родителями.
В нашем детском саду реализуется парциальная программа «ИСТОКИ», автор профессор, член-корреспондент РАЕН И.А. Кузьмин. Основной целью, которой является формирование духовно-нравственной основы личности и присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Поэтому выстроена система взаимодействия всего педагогического коллектива: администрации, воспитателей и узких специалистов, деятельность которых направлена на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников по работе в направлении духовно-нравственного развития дошкольников.
Зная, что информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями, позволяет нам развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействовать зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа. Особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок и образуют в будущем устойчивую индивидуальность человека.
В наше время, приобщая детей к народному творчеству, искусству, к участию в национальных праздниках воспитывает в них нравственные чувства, развивает художественное мировоззрение, наполняет эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимает настроение, формирует эстетический вкус.
И чтобы это осуществить мы работаем в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, с которым реализуем проект для старших дошкольников «Росинка». Цель проекта: формировать у дошкольников чувства гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье посредством народных календарных праздников.
Представляем вашему вниманию перспективный план праздников, которые реализуются в течение года.
Месяц | Тема | Форма итогового мероприятия |
Ноябрь | Тема: «Россия – Родина моя» | Фестиваль «День народного единства и согласия |
Ноябрь | Тема: «День Кузьмы да Димьяна. Начало зимы» | Досуг «Осенние посиделки» |
Январь | Тема: «Рождество. Святочные гуляния» | Фольклорный праздник «Святочные гуляния» |
Февраль | Тема: «Защитники Родины» | Праздник «Наши защитники» |
Март | Тема: «проводы Зимы» | Развлечение «Прощай, Зимушка – Зима» |
Май | Тема: «Великий праздник Победы» | Праздник «Великий День Победы» |
Июнь | Тема: «Зеленые святки. Троица» | Развлечение «Праздник русской березки» |
Подготовка и проведение праздника в детском саду – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, детей и конечно родителей.
На сегодняшний день фольклорный праздник Кузьминки стал потихоньку забываться. Особенно в городах. В деревнях еще продолжают отмечать этот праздник, но не так широко и ярко как Масленицу, Пасху или Рождество Христово. «Кузьминки» — по осени поминки, гласит пословица. Происходит это ежегодно 14 ноября, а называют этот праздник по-разному: Кузьминки, кашники, курятники или встреча зимы, так как это первый зимний праздник. Назван он в честь святых Космы и Дамиана, особо почитаемых в деревне, где их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Считались они покровителями ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали. А еще «кашниками», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию». Сказывают, даже дикие звери выходили к ним без боязни, чтобы принять лекарскую помощь, и жили возле них звери дружно, никто никого не обижал.
В этот день всегда было принято заниматься подготовкой к свадьбе и девушки на выданье просили связать их свадьбу так же, как лед сковывает реку. В осенний праздник Кузьминки девушка становилась хозяйкой в доме и готовила ужин для всей семьи. А вечером устраивались «кузьминские вечерки» - проводились игры, розыгрыши и все угощались кашей «ссыпчиной», приготовленной из разных круп.
Хочется познакомить Вас с деятельностью воспитателя по подготовки и проведению праздника «Кузьминки».
Готовясь к празднику, ставились следующие задачи, направленные на формирование у детей представления о богатстве культурного наследия российского народа через ознакомление с историей, обычаями, традициями проведения календарного праздника «Кузьминки». Мы старались приобщить дошкольников к истокам русской народной музыкальной культуры: познакомить с народными песенными и танцевальными жанрами, обучить различным техникам игры на народных инструментах. Проводили работу по вовлечению родителей в образовательный процесс.
Этапы работы над праздником «Кузьминки»:
- Подготовка к празднику
Музыкальный руководитель на занятии знакомил детей с традициями и обычаями проведения народных праздников, воспитатель с историей возникновения и традицией проведения народного праздника «Кузьминки».
После того, как дети уяснили, что это за праздник, проводилась предварительная работа в группе. Чтение сценария, по которому будет происходить инсценировка, обсуждались с детьми характеры персонажей, распределялись роли по желанию детей. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:
- над выразительным прочтением стихов;
- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
- над образом;
- над отдельными эпизодами.
Для реализации целей программы «Истоки», по присоединению ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходили регулярно: были даны необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности речи. Подготовкой народных костюмов для детей, сбором старинной домашней утвари для проведения праздника занимались сами родители. В помощь им нами была подготовлена консультация по теме: «Русский народный костюм: история и традиции».
Для лучшего понимания темы предстоящего праздника велась работа в рамках непосредственно образовательной деятельности. По рисованию дети знакомились с понятиями «народное искусство», изучали «виды и жанры народного искусства»; народной росписи «Городецкая», «Гжельская», тем самым расширялись представления детей о народном искусстве, фольклоре и художественных промыслах; развивался интерес к участию в фольклорных праздниках. Создавали изображения народных игрушек. Дети лепили фигурку «Козлика» из пластилина по народным мотивам дымкой игрушки. Чтобы познакомить детей с тем, из чего делают ткани, как шьют одежду, какая она бывает, рассказать о русском традиционном народном костюме, нацелить на необходимость подготовить вместе с родителями собственный народный костюм к празднику «Кузьминки, было проведено занятие по ФЦКМ «Кофты и кафтаны».
Работа велась и по речевому развитию. Проводили знакомство с народными пословицами и поговорками, относящимися к теме праздника «Кузьминки» и пытались их растолковать. Например: Кузьминки — об осени поминки. Кузьминки — встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде. Было дано домашнее задание девочкам, совместно с родителями найти и выучить частушки о труде, различных профессиях и подготовится их спеть на празднике.
Следует отметить, что данные темы занятий стоят в перспективном планировании по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и как нельзя лучше подходят для подготовки к празднику «Кузьминки». Тем самым мы можем говорить об интеграции темы праздника в образовательный процесс, что помогает решать задачи по изучению народного творчества и зарождения духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
- Проведение праздника.
Оформление музыкального зала к празднику проводилось музыкальным руководителем совместно с воспитателями. Музыкальный зал оформили в стиле деревенской горницы, обязательными атрибутами которой являются русская печь, стол, накрытый праздничной скатертью, с самоваром, скамьи для гостей, предметы кухонной утвари.
И вот пришел тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия. При проведении праздника Кузьминки использовались основные традиционные элементы осенних календарных обрядов: проводы осени; чествование тружеников; демонстрация рукоделий; соревновательные элементы в плясках, играх, песнях; исполнение песен, плясок, хороводов соответствующих содержанию осеннего календарного цикла; подготовлено и праздничное угощение.
Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому наши родители были включены не только в подготовительную работу, но и принимали непосредственное участие в самом празднике. С большим удовольствием исполняли народные песни, участвовали в обрядах, играх и даже играли роли на развлечении.
- После проведения праздника «Кузьминки» проводилась работа по подведению итогов мероприятия.
Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник, поэтому наша задача состояла в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Нами проведена беседа, в которой дети вспоминали, что им понравилось, выделяя наиболее важное и главное в празднике. Чтобы закрепить наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, дети рисовали «Наши Кузьминки». На музыкальных занятиях, в свободной деятельности ребята повторяли полюбившиеся им песни, хороводы и действия отдельных персонажей. С нашей стороны мы постарались отблагодарить наших родителей и заранее подготовили благодарственные письма для каждого родителя, пришедшего на праздник.
Все это помогло глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для закрепления духовно - нравственных ценностей (трудолюбия, уважения к старшим, послушания и т.д.). Праздник благотворно влияет на развитие психических процессов: памяти, внимания; создает прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствует его духовно- нравственному воспитанию.
Планируется и дальнейшая работа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников по проекту «Росинка».
Список используемой литературы:
- Истоковедение. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012.
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
- Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М: Гном-Пресс, 2000.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М: ТЦ., «СФЕРА», 1999.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.
- Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.
- Ляховская Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы: праздники, обычаи, обряды, кухня. — М.: Изд. дом МСП, 1997.
- Коринфский А. А. Народная Русь. — Смоленск: «Русич», 1995.
- Свободная интернет энциклопедия «Википедия»: https://ru.wikipedia.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распростран...
статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...
«Взаимодействие с социальными партнерами, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
ОдниОдним из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; содейст...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственном воспитание дошкольников.
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в духовно-нравственнном воспитание дошкольника....
формы работы музыкального руководителя по духовно-нравственному воспитанию
Формы работы музыкального руководителя по духовно-нравственному воспитанию...
Практикум для воспитателей детского сада на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и создание психологически-благоприятной атмосферы в группе детского сада через использование малых музыкальных форм и музыкальной импровизации»
Как естественным образом решать вопросы духовно-нравственного воспитания, как создать доброжелательную атмосферу в детском саду и заложить основы нравственных ценностей у ребенка? Как привить бережное...