Причины негативного поведения
статья на тему

Кремнева Елена Валерьевна

 

Каждый человек, независимо от возраста, нуждает­ся в любви, понимании, признании, уважении, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. А  любая потребность может оказаться неудовлетворенной, и это может привезти к страданию, а возможно, и к «разруши­тельным» эмоциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_negativnogo_povedeniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Причины негативных эмоций.

(По Ю.Б. Гиппенрейтер)

Чтобы лучше разобраться в причинах эмоций начнем с самых неприятных— гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов.

Давайте изобразим «сосуд» наших эмоций. Пусть он будет иметь форму кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это - знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим, а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Возьмем несколько примеров из жизни:

«Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь.»

«Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить «этот противный стул».

«Старший брат постоянно нападает па младшего, которого, как ему кажется, родители «больше любят». Его агрессия — результат невысказанной боли и обиды».

«Дочь не желает... (делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) — и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны».

Мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций.

Эти чувства можно назвать страдательными: в них присутствует доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают.

А теперь давайте узнаем, а отчего возникают «страдательные» чувства?

Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в

любви, понимании, признании, уважении, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

А  любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.

Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!

Назовём 4-ый уровень кувшина «чувством самоценности», т.е. самооценкой. Самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни.

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Чтобы ни делал ребёнок, ему нужно наше признание его успехов. А наказание ребёнок чаще всего воспринимает как сообщение «ты плохой». Наказание, а тем более самонаказание ребёнка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Давайте посмотрим, как мы можем это делать.

1.  Безусловно принимать его.

2.  Активно слушать его переживания и потребности.

3.  Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4.  Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5.  Помогать, когда просит.

6.  Поддерживать успехи.

7.  Делиться своими чувствами (значит доверять).

8.  Конструктивно разрешать конфликты.

9.  Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:

Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть.

Хорошо, что ты пришел.

Мне нравится, как ты...

Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем...) вместе.

Ты, конечно, справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть.

Ты мой хороший.

10.  Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но ей-Богу, вполне преодолимы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции негативного поведения детей 7-8ми лет.

В детском саду всегда есть дети, поведение которых  вызывает тревогу взрослых:  агрессивность, негативизм, неумение общаться, плаксивость, драчливость, болезненная застенчивость, боязливость...

Консультации для родителей Мотивы негативного поведения у детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Мотивы негативного поведения детей старшего дошкольного возраста"Цель: Расширить психологическую осведомленность в области понимания негативного поведения де...

Профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику негативного поведения дошкольников. «Учимся работать с агрессивными детьми»

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп псих...

Сказкотерапевтическое занятие "СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Цель данного занятие: формирование эмоционально-нравственной сферы детейЗадачи:Формировать навыки доброжелательного общения, совместной деятельности; воспитывать у ребенка уверенность в себе; умение с...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...

Профилактика негативного поведения у дошкольников

В данном материале раскрывается вопрос о негативном поведении старших дошкольников. Он может быть полезен как педагогам, так и родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста. В статье ...

Сказка о ежике (профилактика негативного поведения мл школьников)

Сказка о ежикеДанную сказку можно использовать для классных часов, тренингов, посвященных профикактике негативного поведения дошкольников и младших школьников...