Установочные ролевые игры для застенчивых детей.
статья по теме

Романенко Ирина Александровна

ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК.

В своей застенчивости дети признаются гораздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застенчивость столь категорически не осуждается. Даже наоборот, у многих взрослых она вызывает умиленную улыбку. И уж конечно, они относятся с гораздо большей симпатией к застенчивому ребенку, нежели к развязному и хамоватому.

Но все равно подступаться к теме застенчивости следует осторожно, чтобы лишний раз не напоминать сыну или дочери впрямую об их недостатке. Чем больше какой-либо недостаток воспринимается нами как нечто постоянное, хроническое, тем меньше у нас желания бороться с ним. Дескать, раз я такой, ничего не попишешь. А застенчивые дети вообще не склонны делать над собой усилия. Они предпочитают идти по проторенной дорожке, так что направлять их на новую и тем более трудную стезю надо потихоньку, исподволь.

Задача установочных игр — помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми разными людьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте это осознают далеко не все. Детская необщительность настораживает сперва родителей, а сами дети начинают переживать из-за своей застенчивости позже, в подростковом возрасте, когда дружба и признание окружающих выходят для них на первый план. Это вовсе не означает, что застенчивость не угнетает малышей. Иначе у них не было бы почти ежедневных срывов, обид, перепадов настроения. Застенчивые дети чаще, чем остальные, пребывают в состоянии грусти, меланхолии.

Разумеется, эти игры могут взять на вооружение не только родители, но и воспитатели детских садов, а также школьные педагоги. Для школьников их следует немного усложнить за счет более пространных диалогов и более подробной проработки причин тех или иных поступков героев, соотнесения их с поступками знакомых людей и т.п.

Герой установочных игр — симпатичный Слоненок. Думаю, он придется по душе и вашему ребенку, потому что с образом неуклюжего, добродушного и немного застенчивого слоненка связано много детских сказок и мультфильмов.В психологических играх с детьми всегда лучше опираться на распространенные художественные образы. Они подобны дереву с развитой корневой системой, которая скрыта от наших глаз, но на самом деле является залогом его выживания.

Можно взять готовую игрушку, а можно сделать Слоненка из перчатки. Самодельные куклы, особенно те, которые надеваются на руку, обладают особой притягательностью. Они просты в управлении и в то же время очень выразительны.

Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят играть в кукольный театр, но застенчивому ребенку это особенно полезно, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя уверенней и свободней.

Лучше всего обставить игру как подготовку к будущему спектаклю, который, естественно, надо устроить перед так называемой «заинтересованной публикой» — родственниками или друзьями дома, когда они придут к вам на какое-нибудь торжество.

Устраивая игру про Слоненка, старайтесь включить самые разные системы связей: и зрительные, и слуховые, и словесные, и кинетические (двигательные). У разных людей они развиты по-разному. Кто-то лучше воспринимает наглядные образы, и тогда надо выбирать как можно более яркие, красочные игрушки, рисовать декорации, стремиться к тому, чтобы в сценках появлялись не только персонажи, но и разные предметы, упоминающиеся или подразумевающиеся по ходу сюжета (деревья, цветы, бабочки, грибы, домашняя утварь, предметы кукольной мебели и т.п.). Если дома нет подходящих игрушек, не беда. Нарисованные, вылепленные из пластилина или сделанные из бумаги по принципу оригами детали декораций не только не хуже, но даже лучше, потому что их изготовление развивает мелкую моторику и образное мышление.

В том случае, если ваш сын или дочь способны подолгу слушать устные рассказы да и сами любят поговорить, делайте основной упор на авторскую речь. Пусть это будет не столько показ, сколько подробный, но не занудный, а интересный рассказ.

Слуховой ряд — это звукоподражание (просите ребенка изобразить карканье вороны, уханье совы, сопенье ежика, раскаты грома, стук дождевых капель и т.п.) и, конечно, музыка. Самое простое решение — аудио запись.

Учитывая то, что застенчивым детям поначалу важно прятать лицо, сделайте ширму повыше. А то, скорчившись в три погибели, ребенок долго не выдержит и начнет отвлекаться.

В игре про Слоненка необходимо соблюдать заданную сюжетную канву. Не все дети сначала на это согласятся. Некоторые будут настаивать, чтобы играли по их правилам. Найдите компромиссный вариант, но через некоторое время опять вернитесь к первоначальному. Выдерживать сюжетные рамки очень важно. С другой стороны, игра предполагает большие возможности для импровизации, и надо ими пользоваться в полной мере. Здесь тоже следует идти от простого к более сложному. Если поначалу ребенку трудно фантазировать на заданную тему, помогайте ему, но постепенно передавайте инициативу в его руки. Родители застенчивых детей, привыкшие быть их вторым, причем более активным «я», не сразу отказываются от этой роли и часто спешат прийти детям на помощь даже, когда эта помощь уже не требуется.

Игра не должна продолжаться слишком долго (в среднем 20-30 минут вполне достаточно). Один и тот же сюжет лучше разыгрывать несколько раз. Форма репетиций вполне это позволяет и даже требует. Не у всякого родителя есть возможность играть с ребенком каждый день, но раза три в неделю выкроить время просто необходимо. Не задавайтесь грандиозной задачей разыграть перед гостями сразу все сценки. Ваша цель — повысить самооценку ребенка.

ИСТОРИЯ ПРО ЗАСТЕНЧИВОГО СЛОНЕНКА

Жил-был Слоненок. Он был очень добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый и... (попросите ребенка продолжить. Какие еще недостатки видел в себе Слоненок? Потом разыграйте с ребенком сценку, как Слоненок играет один дома, а мама Слониха, которую можно тоже сделать из перчатки, только побольше, уговаривает его сходить на речку, где звери собираются на водопой. Она уверена, что там он непременно найдет друга. Наконец Слоненок соглашается).

Пришел он на речку, а там как раз собрались... (Пусть ребенок сам выберет животных, которые пришли на водопой. Не настаивайте, чтобы это непременно были игрушки, имеющиеся у вас в наличии. В конце концов, как я уже говорила, их можно слепить из пластилина или вырезать из картона. Отнеситесь к этому моменту как к своеобразному тесту. Поскольку застенчивый ребенок невольно отождествит себя со Слоненком, его выбор зверей поможет вам понять, какими он видит окружающих. Обратите внимание, много ли среди них хищников, крупные это животные или мелкие зверюшки. Попросите придумать хотя бы в двух словах, какой у кого характер. Придумайте вместе и покажите, чем занимались звери, во что играли).

Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он не мог придумать, как затеять разговор. (Покажите, как он мнется в сторонке, не решаясь подойти к зверюшкам. Не настаивайте, чтобы Слоненка обязательно играл ваш ребенок. Если он не захочет — изобразите его сами).

Постоял Слоненок — постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой.

— Ты почему так скоро вернулся? — спросила его мама.

— Да так... Надоело, — буркнул Слоненок.

(Спросите ребенка, догадалась ли мама Слониха, в чем было дело. Или, может, ей было некогда задумываться? Если да, то чем она занималась? Обсудив это, продолжите сценку).

Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя.

— И много на реке зверят было? — как бы невзначай спросила она.

— Много, — мрачно ответил Слоненок.

— Ты с ними поиграл?

— Нет.

— Почему?

— Да так... Не хотелось, — сказал Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками (или еще что-нибудь по выбору ребенка).

(Спросите, правда ли это. А почему Слоненок не пожелал сказать маме правду? Не настаивайте на ответе, если ребенок скажет, что не знает. Спросите лучше, о чем думал Слоненок, когда зверюшки весело играли, а он стоял в стороне. Какое настроение было бы у Слоненка, если бы он все же решился познакомиться со зверятами? Попросите ребенка показать это настроение мимикой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей. Как мы играем.

Как мы играем.Маленький ребенок это деятель. Ребенок играя все время стремиться в перед, а не назад. В играх дети как бы втроем:их подсознание, разум, фантазия, работают синхронно участвуют в осмыслен...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Игры для застенчивых детей.

Описание игр с застенчивыми детьми. Играть можно и родителям и педагогам....

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы (4 -5 лет) 1 раздел Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности. Цель: Формирование у детей целостного представления о работе больницы Задачи: Ра

Методическая разработка сюжетно – ролевой игры «Больница» для детей средней группы  (4 -5 лет)1 разделОбогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.Цель:...

Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие  способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...