" Лекотека-это..."
статья по теме

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Лекотека –это.

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.

Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году- родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку»(собрание) развивающих игр и игрушек. Слово лекотека переводится как «хранилище игрушек»

Наша лекотека открылась в  детском саду №865 в 2008 году и с тех пор дети которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья с удовольствием приходят на занятия к нам. Наша лекотека бесплатно обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья ( нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи) и особыми образовательными потребностями.

Каждый ребенок уникален, но иногда детям нужна особенная помощь. Для детей с особыми нуждами, чтобы учиться и развиваться в той или иной степени необходима  дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способности к развитию.

Эту помощь и поддержку оказывают специалисты нашей лекотеки:  педагог-психолог, учитель-логопед и учитель –дефектолог.

 Педагоги нашей лекотеки  помогаю детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справится со специфическими трудностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ )многое дается  гораздо труднее, чем другим. Зачастую они не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Наша педагогическая задача искать чем их заинтересовать, придумать мотивацию для ребенка исходя из его склонности и интересов.

Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги  являются равноправными участниками данного процесса ,т.е. партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. Родителей знакомят с задачами каждого занятия, где проводится обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание,  отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.

На подгрупповых занятиях родители учатся приемам установления эмоционального контакта ребенка со сверстниками, организации  эмоционально практического взаимодействия ребенка с другим детьми, учатся наблюдать за детьми и «подключать» своего ребенка к действиям партнера по игре. Родители «особенных детей», счастливы когда видят, что ребенку приятно ,что он веселый и доволный.

Отличительной особенностью лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.

Индивидуальные программы, по которым проводятся занятия с детьми, строятся на основе современных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием последних достижений специальной психологии и коррекционной педагогики. При организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник

Основной метод работы нашей   лекотеки –это игра. « С ребенком нужно делать все через игру» слова Д.Б.Эльконина, мы проводим как индивидуальные так и групповые игровые сеансы с детьми( в присутствии и с участием их родителей) Дети посещают лекотеку 2-3 раза в неделю( продолжительность игрового сеанса 60 минут) как и другие воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах и досугах посвященных  праздникам.  

Основная цель, которую мы ставила перед собой - создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка средствами расширения социального пространства и освоения способов общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей , оказать благотворное влияния на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности

Развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей, в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; в ноябре наша воспитанница участвовала в районном фестивале детского и молодежного творчества « Гольяновские дарования» в номинации декоративно- прикладное  искусство и получила грамоту за рисунок на тему: « Мама, папа, я- спортивная семья».

 Способствуем сплочению детей и взрослых, готовности к освоению новых видов деятельности и совместному преодолению возникающих трудностей

Помочь детям адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы  - вот что мы считаем  главным на сегодня.

Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал, наглядность, используя в работе с детьми специальное оборудование SPEKTRA, DUSIMA направленные на развитие: Тактильно-двигательного восприятия

Мелкой и крупной моторики

Экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет

Экспериментирование: изучаем движение и свойства воды

Экспериментирование: оптические эффекты

Пишем и рисует на песке

Художественное творчество

Развиваем координацию движений

Двигательная активность

Я и мой волшебный дом

Сортировка

Мягкие забавы

Игры для развития и коррекции: шарик в лабиринте,Сенсино,Бамболео, зоопарк из Тарамбуко, магнитный лабиринт, мольберт гонщик, Формидо, игровой стол для занятий с водой и песком,  материалы  Никитеных  и           М .Монтессори,  кубики логические ,кубики напольные (крупные модули)  , «Кочки на болоте», кукольный театр ,компьютерные технологии по методикам Г.Домана и многое другое.

Нашу лекотеку посещают дети с различными нарушениями в развитии и каждому из них мы стараемся дать возможность ощутить собственную значимость включая в процесс сопровождения точечную инклюзию: наши детки участвуют в досугах, праздниках совместно с другими воспитанниками . Суть инклюзии заключается в том ,что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.В следующем учебном году двое наших воспитанников идут в общеобразовательные школы , двое в детские сады и мы за них очень рады .

Завершить свою статью я хотела ба словами В . А. Сухомлинского  :

«Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».  

В нашей лекотеки рады принять Вас и Вашего ребенка

Вас  ждут:

Сеансы индивидуальной и групповой игротерапии.

Сеансы музыкотерапии  и движения под музыку.

Дидактические игровые занятия с целью формирования у ребенка новых навыков и знаний, предпосылок к учебной деятельности.

Специалисты нашей лекотеки, имеющие углубленные знания во многих областях психологии, медицины и специальной педагогики. Ориентированы в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей , владеют навыками практической работы с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Наши координаты:

Москва, район Гольяново, ул. Хабаровская д.12.

ГБОУ детский сад комбинированного вида №865 СП «Лекотека» тел. (495) 467-59-10

Задать свои вопросы вы можете по телефонам: 8-909-670-27-05 , 8-916-887-68-28.

 Автор статьи педагог – психолог СП Лекотеки ГБОУ д/с  № 865 Шмаль Светлана Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа групповых игровых сеансов в службе ранней помощи или лекотеке

Программа групповых занятий адресована родителям, педагогам, работающим в Службах ранней помощи, Лекотеках, ЦИПРах, учреждениях дополнительного образования с детьми раннего и дошкольного возраст...

Вы пришли в лекотеку

На плечах родителей -  ответственность за судьбу детей. Счаслив ли будет их ребенок, что он будет уметь, как адаптируется к сложным изменяющимся условиям жизни - это вопросы, на которые могут отв...

Музыкальная группа как форма организованной групповой деятельности в условиях структурного подразделения Лекотека.

Одной из форм организованной групповой деятельности, которую мы активно практиковали в структурном подразделение Лекотека,  в течение всего учебного года, стала музыкальная группа....

РОЛЬ ЛЕКОТЕКИ В РАЗВИТИИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно - практической конференции с международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации «Молодёжь ХХI века: шаг в будущее»...

Положение о лекотеке

Положение о лекотеке  (локальный документ)...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Статья на тему: "Лекотека".

Что такое лекотека? Для чего нужны лекотеки? Основные формы работы лекотеки.Контингент детей в лекотеке....