Родительское собрание на тему: "Учимся общаться"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В данной работе представлен образец проведения родительских собраний в интерактивной форме в ДОУ. Он помогает развитию и совершенствоанию коммуникативных навыков родителей и формирует позитивные психологические установки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание: "Учимся общаться" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Учимся общаться»
Евсеева Татьяна Олеговна, педагог-психолог
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средняя общеобразовательной
школы №1 п.г.т. Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
(структурного подразделения – детский сад «Сказка»)
Тел. 8-846-55-6-53-97
E-mail: skazka41@yandex.ru
Форма проведения: практикум
Продолжительность: 1 – 1,5 часа
Цель: повышение педагогического мастерства родителей.
Задачи:
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения;
- развитие доверия к другим людям;
- снятие психоэмоционального напряжения.
План проведения:
- Организационный момент.
- Беседа « Что такое педагогическое общение?». «Кувшин наших эмоций».
- Упражнение: «Правила плохих родителей».
- Динамическая пауза.
- Практикум «Варианты общения»
- Презентация «Дети дают советы»
- Обратная связь. Упражнение «Коробочка пожеланий».
Ход мероприятия
1.Подготовительный этап
- Подготовить наглядный материал «Кувшин наших эмоций»
- Подготовить презентацию «Дети дают советы»
- Подготовка памятки для родителей «Способы и правила общения с детьми».
2. Организационный этап
Вначале собрания перед педагогом стоит задача сконцентрировать внимание родителей, объединить общей идеей. Для этого проводится игра «Европейский город». Для проведения игры педагог-психолог и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара – здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают.
3. Этап проведения беседы: «Что такое педагогическое общение?». «Кувшин наших эмоций».
Педагог - психолог.
- Что такое педагогическое общение? Это - … (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата).
- Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (Главное условие успешного общения – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).
- Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека , его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).
Давайте представим «кувшин» наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев?
(Высказывания родителей)
Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда «кувшина наших эмоций».
Педагог – психолог. Боль, обида, страх возникают у человека (открывает 3 часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности:
- В любви – познании;
- Внимании – свободе;
- Ласке – независимости;
- Успехе – самоопределении;
- Понимании – самосовершенствовании;
- Уважении – развитии;
- Самоуважении;
- Реализации собственного потенциала.
Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка… Гулять не пойдешь, пока…» Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит… Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!
«Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…, а просто за то, что он есть (открывает 4 часть кувшина). Базисные стремления: «Я - хороший. Я- любим. Я – ЕСТЬ».
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь родители, строят его!
Вывод: положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
4. Упражнение: «Правила плохих родителей»
Педагог – психолог: «А сейчас я хочу попросить вас составить правила «плохих пап», а мамы составляют правила «плохих мам» индивидуально на листочке, затем зачитать по желанию.»
( Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж».)
Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? ( Чтобы никогда не следовать им).
5. Динамическая пауза.
Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, а также способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению.
«Путаница»
Участники игры встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого участника, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Таким образом образуется путаница.
Задача участников – распутаться, не отпуская рук.
В этой игре используется веселая, бодрящая музыка.
«Сборщики»
Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов.
При сборе используется веселая энергичная музыка.
6. Этап проведения практикума «Варианты общения».
Педагог – психолог предлагает родителям разбиться на пары ( или вызывается разные пары родителей для демонстрации позиций).
- Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.
- Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
- Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
- Позиция «Далеко – близко». Участники садятся на стулья на расстоянии
3- 4 метров друг от друга.
Обсуждение:
- Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
- Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
- Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
- Что помогает вам в общении?
8.Презентация «Дети дают советы».
Педагог – психолог. Мы просили детей дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их.
Просмотр слайдов.
Обсуждение. Какие эмоции вызывают у вас советы детей?
Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.
Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.
9. Обратная связь.
Упражнение «Коробочка пожеланий»
Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Ведущий: Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!
Советы родителям
«Способы и правила общения с детьми».
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что–то исправить, кому – то помочь. Избыток внимания или отрицательна оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
- Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицания, осуждения.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное – не результат, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
- Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, даже похвала, - слишком большая нагрузка для ребенка.
- Используйте разные формы несловесной поддержки – улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
- Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.
Советы родителям
«Способы и правила общения с детьми».
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что–то исправить, кому – то помочь. Избыток внимания или отрицательна оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
- Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицания, осуждения.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное – не результат, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
- Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, даже похвала, - слишком большая нагрузка для ребенка.
- Используйте разные формы несловесной поддержки – улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
- Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
для проведения родительского собрания тема: "Структура и общее содержание Конвенции о правах ребенка"
Аннотация Данная презентация посвящена одной из актуальных проблем нашего времени – педагогическим условиям формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах человека. В ней ...
Встреча в родительской студии на тему "Учимся общаться"
Встреча проводится для повышения педагогического мастерства родителей и развитие и совершенствование коммуникативных навыков....
Родительское собрание на тему: «Учитесь играть в шахматы»
Родительское собрание на тему: «Учитесь играть в шахматы»...
Родительское собрание на тему: «Учите детей вежливости».
Родительское собрание на тему: "Учите детей вежливости"...
Родительский всеобуч Тема: «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство друг...
родительское собрание на тему: "Учим рисовать"
родительское собрание на тему: "Учим рисовать"...