Воспитываем дошкольника как читателя
статья по теме
Данная консультация адресована родителям. Представленный материал поможет понять важность приобщения ребенка к кругу юного читателя, как организовать домашнюю библиотеку и чтение в кругу семьи. Раскроет технические требования к детской книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitat.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Данная консультация адресована родителям.
Представленный материал поможет понять важность приобщения ребенка к кругу юного читателя, как организовать домашнюю библиотеку и чтение в кругу семьи. Раскроет технические требования к детской книге.
Воспитываем дошкольника как читателя
Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, воспитатели, а также и родители с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.
В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотеке, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в Росси набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения».
Средства массовой информации активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка.
Однако это безобидное и безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.
Еще один факт, который отмечают многие педагоги, резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.
А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя и зрителя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать). Приведу несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитывать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение – серьезное, занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится.
Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем.
Почему же так важно воспитывать в ребенке грамотного читателя?
Почему все усилия следует сосредоточить на этом?
Ничто так не преображает человека, не выделяет среди других, как умение по-настоящему читать книги.
Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, может занять себя делом без посторонних на то указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию.
Академик П.Л. Капица так сказал о детской книге: «Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что ее с удовольствием читают и взрослые».
Приобщение детей к книге и чтению возможно главным образом в семье. В доме должны жить книги, и их надо читать семьей.
Ни чтение за вознаграждение, ни чтение «с угрозой» лишения каких-либо благ не воспитывают в ребенке потребность читать, в то время как чтение всей семьей, «по очереди» создают семейную традицию ОБЩЕНИЯ.
Что читать? Какие книги покупать?
Несомненно, в доме должны быть книги, к которым ребенок будет впоследствии возвращаться в школе; когда-нибудь они станут, может быть, его любимыми книгами и послужат еще и его детям. Это, прежде всего, сказки (народные сказки о животных, волшебные, бытовые, сатирические); мифы народов мира, мифы древней Греции, Библия для детей. Особое место в доме должны занять литературные сказки, прежде всего сказки В. Жуковского, А. Пушкина, П. Ершова, а также «Золотой ключик» А. Толстого, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Незнайки» Н. Носова, сказочные повести прекрасного современного писателя Юрия Коваля, его «Недопесок», сказы П. Бажова, «Легенды о мастере Тычке» И. Панькина, другие произведения. А из зарубежных авторов – Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, Хью Лофтинга «Доктор Дулиттл», К. Кллоди «Приключения Пиноккио» и др. Обратите внимание на сказки Н. Абрамцевой, М. Москвиной, С. Козлова, Г. Цыферова. Они унаследовали лирическую «андерсеновскую» манеру письма и написали очень добрые сказки.
Необходимо читать исторические произведения, рассказы о родной и мировой истории. Книги по родной истории С. Алексеева – прекрасное пособие по воспитанию граждан своего Отечества.
Особое место должна занять юмористка. Мы даем мало повода детям для «хорошего» смеха. А ведь чтение веселой книги – прекрасная психологическая разгрузка. Это и А. Некрасов «Капитан Врунгель», и стихи, рассказы и сказки Саши Черного, и среди них «Дневник Фокса Микки»; «Денискины рассказы» В. Драгунского, сказы С. Писахова, его книга «Ледяная колокольня».
Без природоведческой книги вряд ли мы сможем обойтись в воспитании личности, в развитии у ребенка чувства слога, культуры чтения, любви к миру. Среди важных в этом ряду: Сэтон Томпсон, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин.
Со старшими дошкольниками не надо бояться читать и «взрослые книги» - приключенческие повести, фантастику; стихи, полезно заучить наизусть, может быть, и в форме «соревновательной»: кому удастся скорее запомнить, взрослому или малышу? Это лишь «эскиз» библиотеки, подробнее прописано в книге «Детская литература», которая вышла в 2000 году в издательстве «Владос», а также в биобиблиографическом словаре «Русские детские писатели XX века», третье издание которое также было выпушено в 2000 году.
Напоминаю, это должно быть систематическое чтение, мы должны время от времени возвращаться к книгам, уже прочитанным, и в данном случае вы, родители, должны высказывать собственную заинтересованность, а отнюдь не раздражение при очередном возвращении к книге. Всего 15 минут в день воздадутся сторицей, они вернуться к нам и к нашим детям позже теми самыми узами, без которых мы одиноки и несчастны.
Каким техническим требованиям должны удовлетворять книги для маленьких детей и тех, кто в начальной школе будет их читать самостоятельно?
1. В детской книге текст не должен быть напечатан в две колонки на одной странице. Короткая строка затрудняет движение глаза, спутывает различие начала и конца строки и приводит к быстрому утомлению зрительного аппарата.
2. В детской книге не должно быть текста, пропечатанного прямо по картинке, т.е. по цветному пестрому фону, где он приобретает характер зашумованного и трудно различим даже для взрослого глаза.
3. В детской книге не должно быть «обратной» печати – белым по черному.
4. Предпочтительной является печать не черным по белому, а черным по странице, тонированной в пастельные тона. Это снижает контрастность изображения, раздражающую глаз.
5. Буквы в детской книге должны быть крупными. Для тех, кто имеет дело с компьютером, можно уточнить: кегль (размер шрифта) не должен быть меньше 14.
На странице материал должен располагаться таким образом, чтобы небольшого объема мелко набранный текст не был бы соположен крупным и многочисленным фотографиям и рисункам. Пестрота утомляет глаза ребенка. Мы стремимся купить яркую книгу, богато иллюстрированную, но часто она быстро прискучивает «юному читателю». Психологическая утомляемость бывает часто причиной нежелания ребенка обращаться к книге дорогой и безмерно яркой.
Покажите мне родителя или воспитателя, который бы не любил детей, своих тем более, но любовь не только умиление, конечно, без нее ничто в мире не вершится, но любовь – прежде всего, ТРУД, труд души, который не может не быть вознагражден.
Используемая литература:
Тюников, В, Мазниченко, М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005.-№ 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Худ...
Понимаем и воспитываем дошкольника.
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...
План взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогаще...
Проект «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя».
Актуальность. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обр...
Воспитывать дошкольника, как?
Дошкольный возраст – удивительный период, в котором жизненные рамки ребенка стремительно расширяются от собственной семьи до целой вселенной. Ребенок познает мир, вступает в отношения с людьми, осваив...
Статья «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны»
Для современной образовательной системы проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно важна. Будущее-это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, ува...