Адаптация ребенка к новым социальным условиям.
статья по теме
Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит в дальнейшем найти своё место в мире людей, научиться жить в ладу с самим собой, быть успешным человеком в будущей взрослой жизни. Вырастая, мы забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_rod.sobraniyu.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям.
Трудности адаптации.
Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит в дальнейшем найти своё место в мире людей, научиться жить в ладу с самим собой, быть успешным человеком в будущей взрослой жизни. Вырастая, мы забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближённому к детсадовскому.
Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребёнка социальных норм и правил поведения, родителями не всегда учитывается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Это как правило, оборачивается тяжёлыми переживаниями самого ребёнка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или ребёнку.
В целом проблема психологической неготовности ребёнка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование её порождает в дальнейшем так называемого «недетсадовского» (а затем и «нешкольного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передаётся настроение взрослых, детей. Стоит заплакать одному, как по цепной реакции начинают полакать другие малыши.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребёнка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью меняется окружающая ребёнка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса.
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой. Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (в игре, общении со сверстниками и т.д.). Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом ребёнка в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Адаптационный процесс ребёнка имеет 3 фазы в своём развитии:
- Острая фаза или период дезадаптации.
Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом (телесном) состоянии ребёнка, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитию (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев)
- Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.
Критерии адаптации,
разработанные институтом педиатрии
Лёгкая степень адаптации
К 20-му дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношения к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) – в течение полутора-двух недель.
Тяжёлая степень адаптации
Характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Невротические реакции:
- рвота,
- пристрастие к личным вещам,
- наличие страхов,
- неуправляемое поведение,
- стремление спрятаться от взрослых,
- истерические реакции,
- тремор подбородка, пальчиков.
Итак, критериями адаптации считаются:
- нарушение сна,
- нарушение питания,
- проявление отрицательных эмоций в общении,
- боязнь пространства,
- частые заболевания,
- снижение веса..
От чего зависит длительность периода адаптации? Актуальными являются следующие причины:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка,
- от состояния здоровья,
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в ДОУ,
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребёнка;
- форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребёнку;
как реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, неблаговидном поступке;
- неумение пока ещё владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание.
Лень (причины):
- стремление родителей уберечь ребёнка от трудовых усилий (или нет терпения ждать, пока ребёнок выполнит их просьбу и они всё делают за него);
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, только критикует его недостатки.
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребёнка не стабилизировалось после 6 месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к новым социальным условиям
Презентация об адаптации и системе работы педагога-психолога в период сопровождения адаптационного процесса....
«Психологическое здоровье ребенка в руках взрослых» по теме «Обеспечение адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений»
Поиск эффективных средств адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к новым социальным условиям с целью снижения психоэмоционального напряжения....
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада.
Адаптация детей раннего возраста к новым социальным условиям детского сада. «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную ...
Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросу музыкального развития ребенка в новых социальных условиях"
В системе музыкального развития дошкольников важным аспектом является совместная работа ДОУ с родителями воспитанников. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельност...
Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»
Родительское собрание в форме семейной гостиной «Взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям»...
Адаптация ребенка к новым социальным условиям
Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль ...
Адаптация детей к новым социальным условиям.
Практические советы, как помочь ребенку- дошкольнику, оказавшемуся в новых социальных условиях....