Дети -левши.Особенности и приемы работы.
статья (подготовительная группа) по теме

Шилова Елена Анатольевна
   Рекомендации для родителей и педагогов по работе с  леворукими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levorukiy_rebenok.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леворукий ребенок

Практические рекомендации  

  1. Не переучивайте леворукого ребенка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведет к невротизации ребенка. Леворукий ребенок подвержен невротизации.
  2. Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  3. Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
  4. Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным.  
  1. леворукость сама по себе – не патология, а один из возможных вариантов нормы;
  2. леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения;
  3. у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

      Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.

    "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.

    Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.

    У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

    Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.

    Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.

    Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание само регуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

      Понятия "верха" и "низа", (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий".  Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

       Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" - у живота, а "верх" - самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

            Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

            Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

               Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.

          В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

     Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:

- выраженные нарушения почерка,

- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), - искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

    Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.

    Полезно собирать-разбирать модельки из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.

    Раскладывать карточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка.

    Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более  старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук , но и на профилактику ошибок в написании.

    Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

           Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-раскрасках, мультяшных героев.

       Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди "правильных" букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.

    Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

            Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их  ребенок запомнит гораздо быстрее. Например: Буква Ч похожа на чайник с носиком.

        Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.

    Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру.

    Еще один вид упражнений, который направлен  не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.

  (для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

        Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

       Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.

      Также пользоваться обычной линейкой  «леворуким» ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

Также для левшей разработаны:

1. Ручки для левшей.

Особенность ручек для левшей в том, что многие из них имеют эргономичную трехгранную форму, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для держания пишущего инструмента. А специальные резиновые подушечки для пальцев одновременно оказывают "массажные услуги".

2. Карандаши для левшей.

3. Фломастеры для левшей.

4. Ножницы для левшей.

5. Линейки для левшей.

6. Точилки для левшей.

7. Ластик для левшей.

         Перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

  1. научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;
  2. научить правильно держать карандаш (ручку);
  3. научить правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движения позволяют сформировать правильную технику письма графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

 

  1.  Внимание! Пи выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
  1. Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: “что будем делать, для чего и как”. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.
  2. Убедитесь, что ребенок понял инструкции.
  3. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.
  4. Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.
  5. Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.
  6. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

Первый шаг: учимся правильно сидеть.

Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.

Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние, нижние.

Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку).

Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно.

Десятый шаг: учим элементы письменных букв.

     Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  1. нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  2. особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо;
  3. необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  4. вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
  5. несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
  6. попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  7. выполнить все задания в медленном темпе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Маленькие левши: особенности воспитания и обучения

Российская педагогика наконец-то обратила внимание на то, что за рубежом левшей никто не переучивает, и никакого ущерба от такого подхода не наблюдается. Что же сегодня говорит наука о леворукости?...

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...

«Почему ребенок-левша — особенный? 5 научных причин» Консультация для родителей

Если вы заметили, что трехлетний кроха держит ложку левой ручкой, то это вовсе не значит, что она будет левшой. В этом возрасте малыши еще активно пользуются двумя руками. Среди специалистов даже суще...