Родительское собрание "Уроки общения"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_uroki_obshcheniya.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
СОБРАНИЕ «УРОКИ ОБЩЕНИЯ»
Цель. Углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания. Познакомить с взглядами на воспитание в семье кандидата педагогических наук Л. Кайлан, известного американского детского психолога К. Дж. Джайнотта, врача-психотерапевта В. Леви, отечественных педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогического опыта.
Воспитатель. «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, -говорит украинская народная мудрость. – Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Процесс воспитания сложен и полон риска. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в нем.
Я хочу дать некоторую информацию, которая поможет определить, как правильно строить взаимоотношения родителей и детей, найти решение сложных семейных проблем.
Разминка.
Игра «Угадайте, о каких нравственных понятиях идет речь в высказываниях знаменитых людей».
«Зависть никогда не знает праздника». Бэкон, английский философ.
«Больше всего на свете человека унижает – ложь – порок грубый, порок низкий, порок презрения, порок рабов, шпионов, подлецов». Сеттембрини, итальянский писатель.
«Время дорого, но, правда, дороже времени». Дизраэли, английский писатель.
«Самое лучшее украшение – чистая совесть». Цицерон, римский государственный деятель, оратор, писатель.
«Трудиться больше всех, но меньше всех говорить о себе». Саллюстий, римский историк.
«дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду». Публий Сир, римский поэт.
Воспитатель. Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремиться держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим.
Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся повседневно и иногда не придаем им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть более счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Воспитание в семье
Воспитатель. «Счастье дается только знающим». Эти слова И. Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Любить детей мало, надо знать их, а этому надо учиться. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью.
В. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. «И еще смешнее, - добавляет В. Сухомлинский, - было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытался сделать из него цветок розы…». Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий макроклимат семьи. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие.
Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от
своих детей. В древней притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Его сын побежал за ним. «Зачем?» – спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя...».
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она, по сути, внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях. Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем, они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Вопрос к родителям: «Как можно объяснить понятие «культурная семья»?»
Воспитатель (обобщает высказывания родителей). В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, даже не повышает голоса, ибо каждый видит в другом личность.
Крик – признак нервозности, некультурности человека, и особенно сильно он действует на детей. Ребенок считает, что его не любят, не считают за человека. Главное, тот, кто кричит, опускается в его глазах. Культура ребенка рождается в семье, ее не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Вы садитесь ужинать: на столе красивая посуда, все друг другу улыбаются, похваливают еду, а, выйдя из-за стола, благодарят хозяйку. Есть и другой вариант. «Ты опять жрешь, как свинья», - кричат на шестилетнего ребенка, полгая, что такими словами можно приобщить его к культуре.
Некультурная семья отличается тем, что в ней никто никого не уважает, каждый думает только о себе, а при самом незначительном конфликте расцветает хамство. Иному отцу или матери ничего не стоит вырвать книгу у читающей дочери или дать подзатыльник сыну. Чаще всего сами себя они ни в чем не обвиняют, а задача более культурного члена семьи – беспрерывно пресекать хамство, не прощая ни одной грубости. Воспитывать человека со светлым ясным взглядом на мир – задача не простая. Вот почему добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно.
Игровая сценка «Все мы немножко бабушки»
(из книги В. Леви «Искусство быть другим»).
За обеденным столом пятилетний Антон, папа, бабушка.
Антон плохо ест, играет с вилкой. Бабушка сердится, требует, чтобы Антон ел, как следует. Папа слушает и ест. Сын спрашивает: «Папа, а почему бабушка такая скучная и ворчливая?» Далее следуют варианты ответов.
1. «На тормозах»
- (Мягко, вкрадчиво-отрешенно). Видишь ди, сынок, исходя из принципа относительности, а, также имея в виду проблему психофизического параллелизма, все бабушки немножко ворчат и немножко скучные, а также все мы немножко бабушки – немножко скучные и немножко ворчим. Вот я сейчас на тебя и поворчу немножко за то, что ты задал мне такой скучный вопросик. Когда мне, было, пять лет и у меня была бабушка, я никогда не задавал своему папе таких ворчливых вопросиков, потому что у папы был большой, пребольшой ремешок, очень скучный…
Бабушка и Антон впадают в гипнотическое состояние.
2. «Доктор»
- Понимаешь, Антоша (слегка заговорщицки), понимаешь, человек становится скучным из-за того, что с ним не играют. И ворчливым делается оттого, что скучно и не играют с ним, ты согласен? … Ты ведь тоже скучный и ворчливый, когда я с тобой не играю, так? («Угу…») Ну вот, а если будешь с бабушкой играть побольше, и притом иногда слушаться, увидишь, она станет веселой-веселой, правда, Анна Петровна?… (Бабушка растерянно кивает.) А вилку (еще более заговорщицки), а вилку я бы на твоем месте из носа вынул – и навсегда, понимаешь? На всю жизнь.
Родители говорят, какой вариант наиболее подходит для ответа сыну или что бы они ответили на месте папы.
Речевой этикет
Воспитатель. Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка имеет большое значение.
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке.
Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно, подражая кому-то из взрослого окружения.
А часто ли вы обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?
Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имен собственных в пренебрежительной форме: Колька, Анька, Ленка и т.п. Этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующие данной языковой форме отношения. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения.
Нередко родители любовно называют своего сынишку или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка. Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших.
Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой.
Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так, сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.
Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то учреждений службы быта, если вы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами?
Слова-приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.
Такие слова, как «здорово», «чао», «здрасте», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут проникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным словам вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не с взрослыми.
Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение. Например: «Мама, разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, а вежливая форма почти гарантирует успех.
«Волшебное слово» – это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал «о волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам.
Но есть еще и слово «спасибо», которое ребенок может усвоить уже к двум годам.
Вопрос к родителям: «В каких случаях ребенок должен говорить взрослым «вы», а в каких «ты»? Воспитатель обобщает высказывания родителей.»
Воспитатель. Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки – самых близких родных).
В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «вы». Эта устаревшая форма почти не встречается в наше время, современной семье больше соответствует обращение членов семьи друг к другу на «ты». Бабушку и дедушку, особенно если они живут в отдаленной местности и редко встречаются с внуками, случается, называют и на «вы». Все зависит от желания старшего поколения.
Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях «мамка», «папка» – обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа», не избегая, конечно, и ласкательных форм «мамочка», «папочка».
А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка», «бабуся», «дедуся» или «баба» и «дед».
Мы уже подчеркивали значение примера родителей в овладении ребенком правилами речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот например, широко распространенные в последнее время обращения к незнакомому человеку по признаку пола режут ухо многим из нас. Как часто мы слышим: «Женщина, вы уронили перчатку», «Мужчина, прокомпостируйте, пожалуйста, билетик» и т.п.
Таким образом заполняется образовавшийся вакуум: ведь распространенные после революции обращения «товарищ», «гражданин», «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы, если в контакт вступают люди разного возраста. (К счастью, в последнее время стали употреблять слова «сударь», «сударыня», «господа»… Но эти слова еще с трудом входят в наш лексикон.) Неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим их из уст ребенка: «Женщина, вы последняя?» А ведь дети дошкольного возраста в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Общение детей со сверстниками"
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей....
Родительское собрание «Общение дошкольников со сверстниками»
В родительском собрании представлена информация об особенностях общения детей старшего дошкольного возраста, игры, способствующие формированию межличностных отношений....
Родительские стили общения с детьми.
Описание стилей родительского воспитания родителями....
Конспект родительского собрания "Общение в семье на примере "Я-сообщений"
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе. "Общение в семье на примере"Я-сообщений"....
Конспект родительского собрания «Общение с художественной литературой».
Данный материал будет полезен для педагогов. Позволит провести интересный литературный вечер с родителями и детьми....
Родительское собрание" Общение ребенка со сверстниками"
Детям необходимо общество сверстников не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя с друзьями, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки че...