Конспект родительского собрания "Общение в семье на примере "Я-сообщений"
консультация (младшая группа) на тему

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе. "Общение в семье на примере"Я-сообщений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_soobshcheniya.doc89 КБ
Файл sobranie.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Общение в семье»

Задачи:

1. Знакомить со стилями общения с детьми.

2. Раскрыть понятие я-сообщения

3 Учить родителей в общении с детьми  использовть я-сообщений

4.В тренинговой работе отрабатывать(формировать) навыки взаимодействия с детьми исп-я я-сообщения.

Литература:С.Лободина Как развивать способности ребенка, С-П1997

Методы и приёмы:

    План мероприятия.

    1.Стили общения с детьми

2. Объвление темы № 2, показ презентации.

3. Тренинг поведения.

  Общение. Великая сила спрятана в общении, в умении общаться друг с другом. Общение в семье имеет огромное значение для  детей и родителей. Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинам глубоких обид или даже психологических травм

Иногда дети своим поведением вызывают отрицательные переживания у родителей, которые часто начинают реагировать на них криками, критикой, наказанием… Как правило, от этого поведение детей не улучшается, а наоборот - ухудшается. Давление ребенок воспринимает как принуждение, которому начинает противодействовать.

(Слайд 2)Когда вы общаетесь со своим ребенком  – как вы строите предложение? Мы редко задумываемся о том, как разговариваем. Что вы обычно говорите ребенку, когда недовольны его поведением или поступком? «ты неряха», «Ты не должен делать так»,«Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз.все эти фразы хорошо отражают наш повседневный язык.

  Это Ты-сообщения , они привычны, эмоциональны и мало информативны для детей. «Ты-сообщения» мы используем чаще, потому что так проще. Однако собеседник воспринимает их как попытки управлять его личностью.

 Есть еще и Я-сообщения. Я- сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое не приемлют родители. В тоже время они сохраняют благоприятные взоимоотношения  друг с другом. 

(Слайд 3) Томас Гордон(    америк.психолог ) нарисовал схему сообщения для родителя , который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкойю

C:\Users\Эльмира\Desktop\otchet-po-pedagogicheskoi-praktike-1.png

Техника я-сообщений позволит избежать обвинительно тона. Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к ты-сообщениям. Обвинительный тон такого рода предложений отдаляет нас друг от друга, заставляет отстраняться, и принимать оборонительную позицию. -сообщение позволяет выразить родителю свои чувства в связи с поведением ребенка, при этом, не обвиняя и критикуя его. Например: “Я раздражаюсь, когда вижу такую неубранную комнату” вместо: «Ты как обычно не убрал свою комнату» или «Я так рада, что сегодня у тебя хорошее настроение!” вместо: «У тебя хорошее настроение? Странно. Обычно ТЫ всегда чем-то недоволен».

(Слайд 4) Эта техника предусматривает разговор с ребенком от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «Я»- отсюда и название. Если Вы решили обращаться в стиле Я - Сообщений, Вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность ребенка.

( Слайд 5 ) Как построить фразу, чтобы она стала Я-сообщением? 

Фраза может состоять из четырех основных частей (последовательность частей и их число не жесткие!!!):
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…»,» когда я вижу, что ты……», «Когда это происходит…..!», «Когда я сталкиваюсь с тем,что…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю»,» я не знаю как реагировать».
(Слайд 6) 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4 . В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».Использую слова-« мне хотелось бы, чтобы…!», « я предпочел…», « я была бы рада…».

(Слайд 7)Посмотрим как выглядит на практике построение фраз я- сообщений

(Слайд 8) Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.     

  Значение интонации в Я-сообщениях

Помните – если вы будете излагать свои мысли в стиле я-сообщений с истеричной или обвиняющей интонацией – техника работать не будет. «Мне не хватает твоего внимания!» - восклицательный тон сообщения не позволяет услышать и принять это сообщение к сведению.

 (Слайд 9) Известный российский психолог, профессор Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие преимущества "Я-сообщения":


1. Позволяет нам выразить свои негативные чувства в не обидной для ребенка форме.
2.Даёт возможность детям ближе узнать, родителей. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное- же - делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда-удивительно- они начинают учитывать наши желания и переживания.

(Слайд 10) Очень рекомендую к прочтению книги Ю.Б. Гиппенрейтер, они изображены на слайде. "Общаться с ребенком. Как?" Продолжаем общатся с ребенком.Так - это знаменитые книги о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни могут сделать эту книгу настольным справочником для вас- родители, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.

Научиться говорить в формате «Я - сообщения» непросто. Для этого желательно тренироваться. И, все равно, при этом могут возникать ошибки:

 (Слайд 11) Разбор ошибок

1.Ложные ты-сообщения. Нужно остерегаться предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения. Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь!» МЕНЯ раздражает, что ТЫ такой неаккуратный! - МЕНЯ злит ТВОЕ опоздание!

2.Скрытый упрек. Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут. Например, «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!»

3.Неискренние я-сообщения. «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо положительного я-сообщения.

Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.

 4.Полный отказ от ты-сообщений. Это не верно, потому что позитивные ты-сообщения использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т.п.

Слайд (12) Вывод –Давайте мы немного будем задумываться о том, как высказано наше замечание и будем применять в речи Я-СООБЩЕНИЯ!

1

Выключи мультик, сколько можно говорить!

2

Убери за собой со стола!

3

Оденься теплее!

4

Ты опять не убрал за собой посуду?

Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку

6

Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай ко мне, пока я работаю».

7

«Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»

                               

8.

Ну что у ТЕБЯ за вид?

9.

Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь!

10.

ТЫ не мог бы потише?

11

Ты должна идти спать, потому что уже поздно.

12

«Нельзя отдирать обои»!

13

Ты никогда меня не слушаешь!

14

Ты все время меня перебиваешь!

15

Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

16

Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты?

17

Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на рабрту!

1 Выключи мультик, сколько можно говорить!     Мультик мешает мне работать

2 Убери за собой со стола! (Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда)

3 Оденься теплее! Я беспокоюсь за твое здоровье.

4 «Ты опять не убрал за собой посуду?

  Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды

                                                         посуда убирается в мойку».

 -«Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе.

 Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку»

6. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай   ко мне, пока я работаю» -  «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю   злиться, мне это мешает быстро делать работу».

7. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?- «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.Я начинаю   нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера». 

8. Ну что у ТЕБЯ за вид? - Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей.

9. Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь. - МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь.

10. ТЫ не мог бы потише? - МЕНЯ очень утомляет громкая музыка.

11. Ты должна идти спать, потому что уже поздно!- Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула».

12. «Нельзя отдирать обои»! -  «Когда обои ободраны, я злюсь, потому что у меня нет других обоев и стена становится некрасивой, пожалуйста, не отдирай обои, давай приклеим их обратно».

13.Ты никогда меня не слушаешь!  - Когда я вижу, что меня не слушают, мне неприятно , ведь я говорю серьезные вещи. Пожалуйста будь внимателен к тому, что я говорю.

14 .Ты все время меня перебиваешь! – мне сложно говорить , когда  кто-то еще говорит вместе со мной. Мне обидно 

15.Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

16.Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты?

17.Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Общение в семье. На примере, Я- сообщений»

Слайд 2

В общении мы используем два типа сообщений «я-сообщение» и « ты-сообщение». Когда вы говорите: « Помой за собой посуду » - это «ты - сообщение ». Когда говорите: « Обожаю, когда все вымыто » - это « я - сообщение ».

Слайд 3

Разница Я и ТЫ -сообщений Процесс шифрования Процесс шифрования Процесс шифрования Процесс шифрования Шифр: « Ты меня утомил » Шифр: « Я очень устал » Родитель устал Родитель устал Реакция ребенка: «Я плохой» Реакция ребенка: «Папа устал» Ты - сообщение Я - сообщение

Слайд 4

Что такое техника, Я - сообщений Эта техника предусматривает разговор с ребенком от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «Я»- отсюда и название. Если Вы решили обращаться в стиле Я - Сообщений, Вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность ребенка.

Слайд 5

Техника « Я –сообщение»

Слайд 6

«Я-СООБЩЕНИЕ» «Когда…… я чувствую….. потому что…….. поэтому хочу чтобы…….»

Слайд 7

Техника « Я –сообщение» на практике

Слайд 8

Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял Вас.

Слайд 9

1. Позволяет нам выразить свои негативные чувства в не обидной для ребенка форме . 2. «Я- сообщение» даёт нам раскрыться перед детьми .Мы приподнимаем маску педагога, взрослый становится маленькому ближе.так рождается эмоциональная близость. 3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, крепнет доверие. 4. Высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Дети учатся считаться с нашими желаниями и переживаниями . Преимущества «Я- сообщений» над «Ты- сообщениями»

Слайд 10

Ю.Б.ГИППЕНРЕЙТЕР «ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ .КАК?»

Слайд 11

ОШИБКИ 1. Ложные ты-сообщения . 2. Скрытый упрек. 3. Неискренние я-сообщения. 4. Полный отказ от ты-сообщений.

Слайд 12

Условия для общения родителей с ребенком: 1.Безусловно принимать его. 2.Активно слушать его переживания и потребности. 3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми онсправляется. 5.Помогать, когда просит. 6.Поддерживать успехи. 7.Делиться своими чувствами (значит доверять). 8.Конструктивно разрешать конфликты. 9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы . 10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Традиции семьи"

данное родительское собрание было проведено в рамках проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»...

Конспект родительского собрания "Традиции семьи"

Уважаемые, родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка......

Конспект родительского собрания «Я –семья –род –народ!»

Описание материала: конспект родительского собрания предназначен для воспитателей средней группы, собрание проводится  первое в учебном году для знакомства с родителями и их сплочения. Применяютс...

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...

Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"

Конспект родительского собрания поможет  педагогам в разработке и составлении  материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей...

Конспект родительского собрания - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Конспект родительского собрания  - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ...