Конспект родительского собрания "Общение в семье на примере "Я-сообщений"
консультация (младшая группа) на тему
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе. "Общение в семье на примере"Я-сообщений".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_soobshcheniya.doc | 89 КБ |
sobranie.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общение в семье»
Задачи:
1. Знакомить со стилями общения с детьми.
2. Раскрыть понятие я-сообщения
3 Учить родителей в общении с детьми использовть я-сообщений
4.В тренинговой работе отрабатывать(формировать) навыки взаимодействия с детьми исп-я я-сообщения.
Литература:С.Лободина Как развивать способности ребенка, С-П1997
Методы и приёмы:
План мероприятия.
1.Стили общения с детьми
2. Объвление темы № 2, показ презентации.
3. Тренинг поведения.
Общение. Великая сила спрятана в общении, в умении общаться друг с другом. Общение в семье имеет огромное значение для детей и родителей. Довольно часто неумение слышать, правильно выражать свои чувства и эмоции становятся причинам глубоких обид или даже психологических травм
Иногда дети своим поведением вызывают отрицательные переживания у родителей, которые часто начинают реагировать на них криками, критикой, наказанием… Как правило, от этого поведение детей не улучшается, а наоборот - ухудшается. Давление ребенок воспринимает как принуждение, которому начинает противодействовать.
(Слайд 2)Когда вы общаетесь со своим ребенком – как вы строите предложение? Мы редко задумываемся о том, как разговариваем. Что вы обычно говорите ребенку, когда недовольны его поведением или поступком? «ты неряха», «Ты не должен делать так»,«Ты не сделал, то о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз.все эти фразы хорошо отражают наш повседневный язык.
Это Ты-сообщения , они привычны, эмоциональны и мало информативны для детей. «Ты-сообщения» мы используем чаще, потому что так проще. Однако собеседник воспринимает их как попытки управлять его личностью.
Есть еще и Я-сообщения. Я- сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое не приемлют родители. В тоже время они сохраняют благоприятные взоимоотношения друг с другом.
(Слайд 3) Томас Гордон( америк.психолог ) нарисовал схему сообщения для родителя , который устал и не испытывает желания играть со своим сынишкойю
Техника я-сообщений позволит избежать обвинительно тона. Почему дети не слышат нас? Потому что мы привыкли к ты-сообщениям. Обвинительный тон такого рода предложений отдаляет нас друг от друга, заставляет отстраняться, и принимать оборонительную позицию. -сообщение позволяет выразить родителю свои чувства в связи с поведением ребенка, при этом, не обвиняя и критикуя его. Например: “Я раздражаюсь, когда вижу такую неубранную комнату” вместо: «Ты как обычно не убрал свою комнату» или «Я так рада, что сегодня у тебя хорошее настроение!” вместо: «У тебя хорошее настроение? Странно. Обычно ТЫ всегда чем-то недоволен».
(Слайд 4) Эта техника предусматривает разговор с ребенком от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «Я»- отсюда и название. Если Вы решили обращаться в стиле Я - Сообщений, Вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность ребенка.
( Слайд 5 ) Как построить фразу, чтобы она стала Я-сообщением?
Фраза может состоять из четырех основных частей (последовательность частей и их число не жесткие!!!):
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…»,» когда я вижу, что ты……», «Когда это происходит…..!», «Когда я сталкиваюсь с тем,что…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю»,» я не знаю как реагировать».
(Слайд 6) 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4 . В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».Использую слова-« мне хотелось бы, чтобы…!», « я предпочел…», « я была бы рада…».
(Слайд 7)Посмотрим как выглядит на практике построение фраз я- сообщений
(Слайд 8) Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял вас.
Значение интонации в Я-сообщениях
Помните – если вы будете излагать свои мысли в стиле я-сообщений с истеричной или обвиняющей интонацией – техника работать не будет. «Мне не хватает твоего внимания!» - восклицательный тон сообщения не позволяет услышать и принять это сообщение к сведению.
(Слайд 9) Известный российский психолог, профессор Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие преимущества "Я-сообщения":
1. Позволяет нам выразить свои негативные чувства в не обидной для ребенка форме.
2.Даёт возможность детям ближе узнать, родителей. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное- же - делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда-удивительно- они начинают учитывать наши желания и переживания.
(Слайд 10) Очень рекомендую к прочтению книги Ю.Б. Гиппенрейтер, они изображены на слайде. "Общаться с ребенком. Как?" Продолжаем общатся с ребенком.Так - это знаменитые книги о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни могут сделать эту книгу настольным справочником для вас- родители, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.
Научиться говорить в формате «Я - сообщения» непросто. Для этого желательно тренироваться. И, все равно, при этом могут возникать ошибки:
(Слайд 11) Разбор ошибок
1.Ложные ты-сообщения. Нужно остерегаться предложений, которые начинаются с местоимения первого лица, а заканчиваются упреком или обвинением. Это все равно Ты-сообщения. Например: Мне не нравится, когда ты так плохо себя ведешь!» МЕНЯ раздражает, что ТЫ такой неаккуратный! - МЕНЯ злит ТВОЕ опоздание! 2.Скрытый упрек. Если в тексте я-сообщения содержится скрытый упрек, вас не услышат и не поймут. Например, «Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!» 3.Неискренние я-сообщения. «Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать» - налицо манипуляция, вместо положительного я-сообщения. |
Необходимо не просто излагать свои чувства и ставить условия, нужно искренне сообщать собеседнику о своих истинных переживаниях.
4.Полный отказ от ты-сообщений. Это не верно, потому что позитивные ты-сообщения использовать необходимо: «Ты мне очень помог», «Ты сам лег вовремя спать, ты такой молодец!» и т.п.
Слайд (12) Вывод –Давайте мы немного будем задумываться о том, как высказано наше замечание и будем применять в речи Я-СООБЩЕНИЯ!
1 | Выключи мультик, сколько можно говорить! |
2 | Убери за собой со стола! |
3 | Оденься теплее! |
4 | Ты опять не убрал за собой посуду? |
Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку | |
6 | Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай ко мне, пока я работаю». |
7 | «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?»
|
8. | Ну что у ТЕБЯ за вид? |
9. | Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь! |
10. | ТЫ не мог бы потише? |
11 | Ты должна идти спать, потому что уже поздно. |
12 | «Нельзя отдирать обои»! |
13 | Ты никогда меня не слушаешь! |
14 | Ты все время меня перебиваешь! |
15 | Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха! |
16 | Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты? |
17 | Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на рабрту! |
1 Выключи мультик, сколько можно говорить! Мультик мешает мне работать
2 Убери за собой со стола! (Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда)
3 Оденься теплее! Я беспокоюсь за твое здоровье.
4 «Ты опять не убрал за собой посуду?
Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды
посуда убирается в мойку».
-«Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе.
Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку»
6. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не пристовай ко мне, пока я работаю» - «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».
7. «Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?- «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».
8. Ну что у ТЕБЯ за вид? - Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и МНЕ стыдно от взглядов соседей.
9. Перестань тут ползать, ТЫ мне мешаешь. - МНЕ трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и Я всё время спотыкаюсь.
10. ТЫ не мог бы потише? - МЕНЯ очень утомляет громкая музыка.
11. Ты должна идти спать, потому что уже поздно!- Когда уже поздно, а мы еще не спим, я огорчаюсь, потому что утром ты будешь сонной и тебя сложно будет разбудить, мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснула».
12. «Нельзя отдирать обои»! - «Когда обои ободраны, я злюсь, потому что у меня нет других обоев и стена становится некрасивой, пожалуйста, не отдирай обои, давай приклеим их обратно».
13.Ты никогда меня не слушаешь! - Когда я вижу, что меня не слушают, мне неприятно , ведь я говорю серьезные вещи. Пожалуйста будь внимателен к тому, что я говорю.
14 .Ты все время меня перебиваешь! – мне сложно говорить , когда кто-то еще говорит вместе со мной. Мне обидно
15.Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
16.Посмотри каким чистым прихрдит с улицы Леша,а ты?
17.Каждый день одно и тоже. Вечно я опаздываю из-за тебя на работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В общении мы используем два типа сообщений «я-сообщение» и « ты-сообщение». Когда вы говорите: « Помой за собой посуду » - это «ты - сообщение ». Когда говорите: « Обожаю, когда все вымыто » - это « я - сообщение ».
Разница Я и ТЫ -сообщений Процесс шифрования Процесс шифрования Процесс шифрования Процесс шифрования Шифр: « Ты меня утомил » Шифр: « Я очень устал » Родитель устал Родитель устал Реакция ребенка: «Я плохой» Реакция ребенка: «Папа устал» Ты - сообщение Я - сообщение
Что такое техника, Я - сообщений Эта техника предусматривает разговор с ребенком от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «Я»- отсюда и название. Если Вы решили обращаться в стиле Я - Сообщений, Вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность ребенка.
Техника « Я –сообщение»
«Я-СООБЩЕНИЕ» «Когда…… я чувствую….. потому что…….. поэтому хочу чтобы…….»
Техника « Я –сообщение» на практике
Я-сообщения – не для того, чтобы изменить поведение другого. И это нужно запомнить. Я-сообщения используются для того, чтобы собеседник услышал и понял Вас.
1. Позволяет нам выразить свои негативные чувства в не обидной для ребенка форме . 2. «Я- сообщение» даёт нам раскрыться перед детьми .Мы приподнимаем маску педагога, взрослый становится маленькому ближе.так рождается эмоциональная близость. 3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, крепнет доверие. 4. Высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. Дети учатся считаться с нашими желаниями и переживаниями . Преимущества «Я- сообщений» над «Ты- сообщениями»
Ю.Б.ГИППЕНРЕЙТЕР «ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ .КАК?»
ОШИБКИ 1. Ложные ты-сообщения . 2. Скрытый упрек. 3. Неискренние я-сообщения. 4. Полный отказ от ты-сообщений.
Условия для общения родителей с ребенком: 1.Безусловно принимать его. 2.Активно слушать его переживания и потребности. 3.Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4.Не вмешиваться в его занятия, с которыми онсправляется. 5.Помогать, когда просит. 6.Поддерживать успехи. 7.Делиться своими чувствами (значит доверять). 8.Конструктивно разрешать конфликты. 9.Использовать в повседневном общении приветливые фразы . 10.Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект родительского собрания "Традиции семьи"
данное родительское собрание было проведено в рамках проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»...
Конспект родительского собрания "Традиции семьи"
Уважаемые, родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка......
Конспект родительского собрания «Я –семья –род –народ!»
Описание материала: конспект родительского собрания предназначен для воспитателей средней группы, собрание проводится первое в учебном году для знакомства с родителями и их сплочения. Применяютс...
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...
Конспект родительского собрания "Роль семьи в обеспечении полноценного речевого развития"
Конспект родительского собрания поможет педагогам в разработке и составлении материалов по взаимодействию с родителями в вопросах речевого развития детей...
Конспект родительского собрания - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
Конспект родительского собрания - ТРАДИЦИИ СЕМЬИ...