НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЕМОМ ПИЩИ
статья по теме
В течение первого года жизни ребенок овладевает многими привычками, связанными с приемом пищи. Нередко можно наблюдать, к сожалению, как из-за неправильного кормления у ребенка снижается аппетит. Он принимает пищу только через рожок, отказывается есть овощное пюре или другое, необходимое ему блюдо. Между тем, если с самого начала детей кормят правильно, вовремя приучают к различной по вкусовым качествам и консистенции пище, а также привлекают их к активному поведению во время кормленая, трудностей, как правило, не возникает.
Пока ребенок совсем мал, все как будто идет хорошо, особенно если он вскармливается грудью. В пять-шесть месяцев врач обычно назначает прикорм — каши или овощное пюре. Новы малышу не только блюда, но и сам способ кормления — с ложки. В первые дни достаточно двух-трех ложек в начале кормления, пока он еще голоден, затем докармливают привычной едой. В последующие дни количество новой пищи постепенно увеличивают и доводят до полной нормы. Все эти правила надо обязательно учитывать, иначе у ребенка, особенно если его заставляют съедать сразу полный объем новой пищи, появится нелюбимое блюдо. С семи восьмимесячного возраста ребенок может научиться пить из чашки, слегка придерживая ее. Если до того использовалась бутылочка, теперь самое время распрощаться с ней.
Иной раз маме или бабушке кажется удобнее покормить малыша из бутылочки. Быстро и аккуратно! Надо убедить родителей не поддаваться такому соблазну и подумать о последствиях, которые ожидают их, если они пойдут по этому пути. Привыкнув исключительно к жидкой пище (другую через рожок дать невозможно), ребенок долго не может есть густую и твердую. Если в рот попадает малейший комочек, он давится, возникают позывы к рвоте. В результате малыш недополучает многое из того, что необходимо для его роста. Кроме того, задерживается формирование навыка жевания. Все это наносит ущерб физическому развитию ребенка, задерживает рост зубов, развитие мускулатуры лица. Много усилий и терпения потребуется от родителей, чтобы процесс кормления протекал нормально. Нелегко будет и ребенку. Этих трудностей можно избежать, если приучать ребенка есть с ложки, начиная с первого же прикорма.
Воспитатель в беседе с родителями рассказывает им о том, как кормят детей этого возраста в группе, советует дома во время кормления ребенка за обычным столом использовать высокий раскладной стул. Если такого стула нет, ребенка сажают за детский столик с креслицем. До того, как малыш научится самостоятельно садиться и устойчиво сидеть, взрослый кормит его, держа на руках.
В восемь-девять месяцев надо начинать учить ребенка жевать. С этой целью ему дают в ручку небольшой ломтик хлеба и побуждают откусывать от него кусочки. Можно сначала дать хлеб, а через несколько минут начать кормить.
Теперь настала пора позаботиться и о том, чтобы перед едой были вымыты руки. Ведь он сам держит ломтик хлеба! Важность этого момента и в том, что таким образом у малыша закладывается привычка мыть руки перед едой. Безусловно, в этом нежном возрасте дети еще не в состоянии осмысленно отнестись к данной процедуре как к правилу, но ощущения, полученные при мытье рук, запоминаются и связываются со следующим затем процессом, т. е. с приемом пищи.
Во время кормления, даже самого маленького, необходимо вытирать рот, подбородок, щеки по мере их загрязнения. Ребенку, привыкшему к «усам» и «бороде» из каши или киселя, трудно будет в дальнейшем усвоить привычку пользоваться салфеткой.
Когда малыш научится самостоятельно садиться, его пора приучать есть за столом.
Для лучшего усвоения пищи важно, чтобы ребенок сосредоточил на ней внимание (это относится и к более старшим детям). Вид пищи условно-рефлекторно вызывает слюноотделение, способствующее ее перевариванию. Поэтому во время кормления неуместно все, что может отвлечь ребенка, а тем более намеренные развлечения, к которым нередко прибегают в семье.
Если детей дома приучили есть только сладкую пищу, это создает для воспитателя дополнительные трудности. Однако педагог сделает большую ошибку, если будет смешивать второе блюдо с третьим (это возможно только в том случае, если и второе тоже сладкое) или добавлять сироп в пищу, так как у ребенка закрепится привычка есть все только сладкое.
Нельзя, безусловно, кормить ребенка насильно. Отказ от еды может быть следствием нездоровья, вызван непривычной обстановкой, новой обработкой продуктов питания, необычным видом пищи или тем, что малыш просто не успел проголодаться. Если он отказывается от еды, лучше пропустить одно кормление, чем настаивать на том, чтобы он поел, или прибегать к насилию. О последствиях говорилось выше — оно вызывает протест ребенка и закрепляет отрицательное отношение к еде, нередко является причиной так называемой привычной рвоты. Если малыш плохо ест, надо обратиться за советом к врачу. У здорового ребенка снижается аппетит даже оттого, что ему предлагают слишком большие порции или пища высококалорийна, и поэтому у него длительно сохраняется ощущение сытости. Возможно также, что в течение дня неправильно распределяется рацион.
Исследования последних лет показали, что при вскармливании детей первого года жизни наилучшим методом является кормление по аппетиту. При этом пища предлагается ребенку в строго определенное время, в соответствии с режимом дня, но в таком количестве, в котором он испытывает потребность. Это позволяет учесть индивидуальные особенности детей. Один ребенок ест больше в утренние часы, другой — в вечерние.
Детям, которые за один прием едят мало, по рекомендации врача назначается более калорийный рацион. Такой метод кормления способствует образованию привычки есть с аппетитом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-семинар «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»
В программе семинара: презентация "Организация питания в ДОУ", теоретический материал, карта анализа деятельности педагогов и помощников воспитателей, консультации для родителей, методические по...
Консультация для педагогов «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи»
Оказание методической помощи воспитателям и помощникам воспитателям по организации приема пищи....
Основные направления помощи детям с ОВЗ в освоении навыков, связанных с приемом пищи.
В данном материале затрагивается важная тема по освоении навыков, связанных с приемом пищи у детей с ОВЗ. Тезисно описываются основные направление помощи детям раннего возраста (формирование навыков с...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи
материиал предназначен для воспитателей...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей при организации приема пищи
Буклеты для педагогов ДОУ.Подобные документы и атрибуты могут достаточно полно и в то же время доступно раскрывать особенности деятельности педагога, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и...
Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...