Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
статья по теме
. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet_-konferenciya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
Петрова Елена Вячеславовна,
Детский сад №3 «Солнышко»
воспитатель
т. 8(915) 589-38-94
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна исходить из глубокой приверженности национальным духовным, культурным, историческим традициям, из нашего героического прошлого. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.
Дошкольное воспитание рассматривается как педагогическое обеспечение процесса проектирования жизни воспитанников посредством диагностической, развивающей, прогностической, коррекционной и поддерживающей деятельности воспитателя.Приоритетным на данном этапе должно стать сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, охрана и укрепление психического и физического здоровья.
В младшем школьном возрасте приобретаются навыки самоконтроля и возрастает значение осмысленных поступков, формируются предпосылки для возникновения нравственных убеждений, мотивация становится силой, инициирующей активность. В связи с этим, в качестве приоритетных направлений воспитательной деятельности являются:
приучение школьников к социальным нормам культурной жизни;воспитание любви и уважительного отношения к своей школе городу, селу, к своему делу;
приобщение детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья. В этот период воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование человека воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства;
укрепление привязанности к семейным традициям и ценностям, позиции «хозяина» города (села) и страны;развитие духовно-нравственной, толерантной личности, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями
и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой социо-культурной ситуации. Следует учитывать, что данный период – это первый этап становления социально-нравственной зрелости личности, при котором происходит интенсивное осмысление жизненной позиции личностного «Я»
Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений. Они должны устанавливаться не только спонтанно, но и преднамеренно – на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного комплекса, призванного интегрировать имеющиеся в селе культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Поэтому главными направлениями развития как социокультурного центра определены:
Образовательная деятельность.
Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Работа с семьёй. Подготовка культурных и предприимчивых хозяев. Формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций.
Для её достижения необходимо решить следующие задачи образовательных учреждений как социокультурного центра:
Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методи-
ческие основы функционирования образовательного учреждения как социокультурного центра;
Создание единого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить оптимальные условия для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей; предоставить каждому ребёнку, исходя из его потребностей,
интересов и способностей, возможность реализовать себя и
проявить свою индивидуальность; способствовать формированию физически и психически здоровой личности; повышение роли и заинтересованности семьи в воспитании детей; формирование у школьников уважительного отношения к семье и осознание семьи как ячейки общества; применение индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Согласно социальному заказу и сложившейся в селе ситуации, мы хотим видеть сельскую общеобразовательную школу как открытую самоуправляющую систему, обеспечивающую на территории села единое образовательное пространство – социокультурный центр. Ядро образовательной системы составляют значимые для детей и взрослых ценности: индивидуальность, познание, здоровье, творчество, активная жизненная позиция. Деятельность, общение и отношения в социокультурном центре строятся на следующих основополагающих принципах: принцип интеграции культурно-образовательных ресурсов социума как ведущего фактора при формировании благоприятной среды развития личности учащихся; принцип сотрудничества; принцип педагогической поддержки; принцип творчества, свободы, выбора и успеха как ведущих характеристик индивидуальной и совместной деятельности.
Модель ребенка : психически и физически здоровая, образованная, творческая, с утвердившимися нравственными общечеловеческими принципами, способная быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям региона, самоопределяться и самореализоваться в динамичной социокультурной среде личность.Ожидаемые результаты – социокультурного центра:
Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
Усиление положительного воздействия школы на жизнь сельского
социума, укрепление традиций сельского уклада жизни. Развитие социально-ценностных форм досуга .
Литература :
1. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования
2. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие
3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие
4. Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ
5. Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы
6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...
Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....
Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношен...
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.
В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и со...
Проект "Условия формирования единого культурно-образовательного пространства "Детский сад - семья"
Взаимодействие ДОУ и семьи...