Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
статья по теме

Петрова Елена Вячеславна

. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_-konferenciya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.

Петрова Елена Вячеславовна,

Детский сад №3 «Солнышко»

воспитатель

т. 8(915) 589-38-94

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна исходить из глубокой приверженности национальным духовным, культурным, историческим традициям, из нашего героического прошлого. В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Дошкольное воспитание рассматривается как педагогическое обеспечение процесса проектирования жизни воспитанников посредством диагностической, развивающей, прогностической, коррекционной и поддерживающей деятельности воспитателя.Приоритетным на данном этапе должно стать сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, охрана и укрепление психического и физического здоровья.

В младшем школьном возрасте приобретаются навыки самоконтроля и возрастает значение осмысленных поступков, формируются предпосылки для возникновения нравственных убеждений, мотивация становится силой, инициирующей активность. В связи с этим, в качестве приоритетных направлений воспитательной деятельности являются:

приучение школьников к социальным нормам культурной жизни;воспитание любви и уважительного отношения к своей школе городу, селу,  к своему делу;

приобщение детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья. В этот период воспитательная деятельность должна быть направлена на формирование человека воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством собственного достоинства;

укрепление привязанности к семейным традициям и ценностям, позиции «хозяина» города (села) и страны;развитие духовно-нравственной, толерантной личности, обладающей развитым интеллектом, творческими способностями
и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой социо-культурной ситуации. Следует учитывать, что данный период – это первый этап становления социально-нравственной зрелости личности, при котором происходит интенсивное осмысление  жизненной позиции личностного «Я»

Традиционно характерной чертой сельского образа  жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и сельского сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений. Они должны устанавливаться не только спонтанно, но и преднамеренно – на основе специально организуемой деятельности. Такую деятельность целесообразно осуществлять в рамках социокультурного комплекса, призванного интегрировать имеющиеся в селе культурно-образовательные ресурсы и стать благоприятной средой для развития индивидуальности сельского ребенка. Поэтому главными направлениями развития   как социокультурного центра определены:

Образовательная деятельность.

Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Работа с семьёй. Подготовка культурных и предприимчивых хозяев. Формирование национального самосознания, возрождение народной культуры, родного языка, традиций.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи образовательных учреждений  как социокультурного центра:

            Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методи-

ческие основы функционирования образовательного   учреждения   как социокультурного центра;

   Создание единого воспитательного пространства, которое позволит обеспечить оптимальные  условия для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей; предоставить каждому ребёнку, исходя из его потребностей,
интересов и способностей, возможность реализовать себя и
проявить свою индивидуальность;
способствовать формированию физически и психически здоровой личности; повышение роли и заинтересованности семьи в воспитании детей; формирование у школьников уважительного отношения к семье и осознание семьи как ячейки общества; применение индивидуально-ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Согласно социальному заказу и сложившейся в селе  ситуации, мы хотим   видеть  сельскую общеобразовательную школу как открытую самоуправляющую систему, обеспечивающую на территории села единое образовательное пространство – социокультурный центр. Ядро образовательной системы составляют значимые для детей и взрослых ценности: индивидуальность, познание, здоровье, творчество, активная жизненная позиция. Деятельность, общение и отношения в социокультурном центре строятся на следующих основополагающих принципах: принцип интеграции культурно-образовательных ресурсов социума как ведущего фактора при формировании благоприятной среды развития личности учащихся; принцип сотрудничества; принцип педагогической поддержки; принцип творчества, свободы, выбора и успеха как ведущих характеристик индивидуальной и совместной деятельности.

Модель ребенка : психически и физически здоровая, образованная, творческая, с утвердившимися нравственными общечеловеческими принципами, способная быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям региона, самоопределяться и самореализоваться в динамичной социокультурной среде личность.Ожидаемые результаты  – социокультурного центра:

Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;

Усиление положительного воздействия школы на жизнь сельского
социума, укрепление традиций сельского уклада жизни. Развитие социально-ценностных форм досуга .    

    Литература :

1. Борытко Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования

2. Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие  

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие

4. Венкова 3. Л. Освоение проектной культуры как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ

5. Виноградова Н.А. , Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы

6. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношен...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурных традиций ближайшего социального окружения посредством организации проектной деятельности.

В данной статье рассмотрены проблема духовности и воспитания культуры у детей дошкольного возраста. Представлена система работы с воспитанниками и родителями ДОУ на основе возрождения, сохранения и со...