Проект "Условия формирования единого культурно-образовательного пространства "Детский сад - семья"
проект (подготовительная группа)
Взаимодействие ДОУ и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vzaimodeystvie_dou_i_semi_patrioticheskiy.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «2-Пристаниский детский сад «Полянка»
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья»
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Педагогический проект
Исполнитель: Жулькина М. М., Воспитатель |
Мариинский МО 2019
Содержание
1.Аннотация проекта…………………………………………………………….3
2. Описание проекта……………………………………………………………..4
2.1. Название проекта……………………………………………………….4
2.2. Постановка проблемы………………………………………………….4
2.3. Цели и задачи проекта…………………………………………………5
2.4. Описание проекта………………………………………………………5
2.5. Рабочий план реализации проекта……………………………………7
2.6. Оценка результатов…………………………………………………….11
2.7. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………11
2.8. Источники исходных данных о проекте……………………………..12
3. Приложения
- Аннотация проекта
Педагогический проект «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста» разработан воспитателем МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка» Жулькиной Мариной Михайловной.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Деятельность проекта рассчитана на один год – с сентября 2018г. по май 2019г.
Этапы реализации проекта: подготовительный (сентябрь-октябрь 2018г), практический (ноябрь 2018-март 2019 гг), итоговый (апрель-май 2019г).
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников в:
- повышении качества патриотического воспитания детей;
- систематизации накопленного в образовательном учреждении педагогического опыта по патриотическому воспитанию, социализации дошкольников;
- создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации.
Целью проекта является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.
В настоящее время эта работа актуальна, так как сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания и др.
Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, разнообразных форм работы с родителями – все это создаст условия для патриотического воспитания детей.
Результатами проекта должны стать:
- профессиональная компетентность педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания;
- сформированные патриотические чувства у детей;
- тесная взаимосвязь семьи и педагогического коллектива дошкольного учреждения в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3
- Описание проекта
2.1.Название проекта
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2.2. Постановка проблемы
Молодое подрастающее поколение все чаще имеет поверхностное представление о событиях исторического наследия страны. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего дошкольного учреждения анкетирование, показало:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40% родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 20% родителей не знают историю города и края.
На основе изучения работы дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия, найти новые формы работы с родителями.
4
2.3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи.
Задачи:
- Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
- Формировать патриотические чувства у детей;
- Определить и применить новые формы работы взаимодействия семьи и педагогического коллектива ДОУ в формировании патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
2.4. Описание проекта
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ «2-Пристанский детский сад «Полянка» с детьми в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами - в условиях проведения активной методической работы.
Настоящий проект рассчитан на один год с сентября 2018г. по май 2019г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Правовой основой взаимодействия дошкольного учреждения с родителями являются документы международного права:
- Декларация прав ребёнка
- Конвенция о правах ребёнка
- Семейный кодекс.
- «Закон об образовании»
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённая Правительством РФ от 16.02.2001 г.
- Национальная доктрина образования в Российской федерации.
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2018г).
Работа на данном этапе предполагает изучение научно-педагогической литературы по проблеме, создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление знаний родителей, проведение мониторинга детей на начальном этапе реализации проекта.
5
На практическом этапе (ноябрь2018г-март 2019г) разработана и реализована совместная деятельность детей и такие формы работы с родителями, как:
- традиционные (круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина, экскурсии совместно с родителями, семинары-практикумы, детские праздники);
- наглядно-информационные (видеофильмы, выставки, информационные проспекты, журналы, газеты, стенды, тематические выставки);
- инновационные (взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках музейной педагогики, организация клуба для родителей «Счастливая семья», лекторий для родителей, взаимодействие с семейными группами детского сада, творческие конкурсы с детьми и родителями).
Итоговый (апрель-май 2019г). На этапе завершения подводятся итоги проделанной работы (анкетирование родителей, мониторинг детей подготовительной группы).
Ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения проекта:
Материально-техническое: фотоаппарат, видеокамера, DWD, компьютер, театральные костюмы, игровое оборудование.
Учебно-методическое: произведения художественной литературы, специальная литература, плакаты, раскраски, картины по патриотическому воспитанию, конспекты занятий, сценарии праздников.
Информационное: печатная информация, диски, просмотр познавательных телепередач, журналы «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», компьютерная сеть.
6
- Рабочий план реализации проекта
№ | Сроки проведения | Мероприятие | Место проведения | Кто проводит |
1. | 01.09.18г- 10.09.18г | Изучение научно-методической литературы. | методкабинет | Ст.воспитатель |
2. | 01.09.18г- 15.09.18г | Подбор игр по патриотическому воспитанию. | группы | Воспита- тели |
3. | 01.09.18г- 30.09.18г | Наблюдение и мониторинг детей по патриотическому воспитанию. | Подготов. группа | Воспита- тели |
4. | 01.09.18г- 20.09.18г | Создание условий для организации игровой среды по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. | группы | Воспита- тели |
5. | 21.09.18г | Заседание круглого стола с родителями «Воспитать патриота и гражданина». | Подготов. группа | Воспита- тели |
6. | 22.09.18г | Оформление информационного стенда «Растем вместе с Кузбассом». | Холл д/с | Воспита- тели |
7. | 26.09.18г | Анкетирование родителей «Готовность к работе по патриотическому воспитанию». | Подготов. группа | Воспита- тели |
8. | 03.10.18г | Знакомство дошкольников с историей возникновения города. | Подготов. группа | Воспита- тели |
9. | 07.10.18г | Беседа с детьми «Что такое патриотизм». | Подготов. группа | Воспита- тели |
10. | 18.10.18г | Экскурсия в краеведческий музей | Краевед. музей | Воспита- тели |
11. | 05.10.18г, 21.10.18г | Участие педагогов в методических объединениях ДОУ, с целью повышения профессиональной компетентности по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». | методкабинет | Ст.воспитатель |
12. | 03.10.18г- 20.10.18г | Создание мини-музея в группе «Моя малая Родина». | Подготов. группа | Воспита- тели |
13. | 25.10.18г | Организация клуба для родителей «Счастливая семья». | Подготов. группа | Воспита- тели |
14. | 03.11.18г- 09.11.18г | Создание альбома «История города». | Подготов. группа | Воспита- тели |
15. | 10.11.18г | Экскурсия к памятным местам города. | Воспита- тели | |
16. | 10.11.18г- 15.11.18г | Создание символики детского сада и группы. | Подготов. группа | Воспита- тели |
17. | 17.11.18г | Фотовыставка «Самое красивое место в нашем городе». | Воспита- тели | |
18. | 22.11.18г | Лекторий для родителей. | Подготов. группа | Воспита- тели |
19. | 23.11.18г | Консультация для родителей семейных групп в рамках патриотического воспитания. | Подготов. группа | Воспита- тели, ст. воспитатель |
20. | 08.11.18г, 16.11.18г, 24.11.18г | Вовлечение родителей в образовательный процесс по ознакомлению с городом, проведение цикла бесед с детьми «Я могу рассказать вам…» | Подготов. группа | Воспита- тели |
21. | 30.11.18г | Творческий конкурс с родителями. | Подготов. группа | Воспита- тели, муз.руководитель |
22. | 05.12.18г | Целевая прогулка на центральную площадь. | Воспита- тели | |
23. | 09.12.18г | Беседа « История Кузбасса». | Подготов. группа | Воспита- тели |
24. | 05.12.18г- 20.12.18г | Подбор фотографий для журнала «С чего начинается Родина». | Подготов. группа | Воспита- тели |
25. | 13.12.18г | Тематическая беседа «Семейные реликвии». | Подготов. группа | Воспита- тели |
26. | 16.12.18г | Заседание круглого стола для родителей «Воспитать патриота и гражданина». | Подготов. группа | Воспита- тели |
27. | 21.12.18г | Педагогический совет: «Формы и приемы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по патриотическому воспитанию детей». | методкабинет | Ст.воспитатель |
28. | 23.12.18г | Семинар-практикум для родителей по изготовлению атрибутов к празднику. | Подготов. группа | Воспита- тели |
29. | 28.12.18г | Показ видеофильма для родителей «Один день из жизни группы». | Подготов. группа | Воспита- тели |
30. | 12.01.19г 16.01.19г | Занятие о том, как горожане чтят память о знаменитых людях города. Тематическая выставка: "Мы живем в России". | Подготов. группа холл д/с | Воспита- тели Воспита- тели |
32. | 16.01.19г-23.01.19г | Подготовка к празднику «Пришла Коляда-отворяй ворота». | Подготов. группа | Воспита- тели, муз.руков. |
33. | 20.01.19г | Заседание клуба для родителей «Счастливая семья». | Подготов. группа | Воспита- тели |
34. | 27.01.19г | Проведение праздника совместно с родителями «Пришла Коляда-отворяй ворота». | Подготов. группа | Воспита- тели, муз.руков. |
35. | 09.01.19г- 23.01.19г | Привлечение родителей в подборе коллекции значков, медалей, марок, открыток для мини-музея. | Воспита- тели | |
36. | 26.01.19г | Лекторий для родителей. | Подготов. группа | Воспита- тели |
37. | 02.02.19г | Занятие на тему «Есть такая профессия – Родину защищать». | Подготов. группа | Воспита- тели |
38. | 10.02.19г | Тематический вечер «Волшебные ленты дорог»-познакомить с памятниками защитникам Отечества. | Подготов. группа | Воспита- тели |
39. | 13.02.19г | Выставка детских рисунков «Защитники Отечества». | Холл д/с | Воспита- тели |
40. | 06.02.19г- 15.02.19г | Изготовление и оформление книжек-раскладушек «Герои наших дней». | Подготов. группа | Воспита- тели |
41. | 13.02.19г- 20.02.19г | Совместная работа с родителями -организация выставки детских работ военно-патриотической тематики. | Холл д/с | Воспита- тели |
42. | 22.02.12г | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. | Подготов. группа | Воспита- тели, муз. руковод. |
43. | 29.02.19г | Творческий конкурс «Как я знаю историю Кузбасса». | Подготов. группа | Воспита- тели, муз. руковод. |
44. | 02.03.19г | Экскурсия в сквер Мартовского восстания. | Воспита- тели | |
45. | 05.03.19г- 16.03.19г | Пополнение коллекцией мини-музея. | Подготов. группа | Воспита- тели |
46. | 15.03.19г | Выпуск журнала «Знаменитые земляки нашего города». | Подготов. группа | Воспита- тели |
47. | 19.03.19г | Заседание клуба «Счастливая семья». | Подготов. группа | Воспита- тели |
48. | 06.03.19г | Проведение народных праздников в стиле народных традиций (Масленица). | Подготов. группа | Воспита- тели, муз. руковод. |
49. | 21.03.19г | Семинар-практикум «Традиции и обычаи русского народа». | Подготов. группа | Воспита- тели |
50. | 28.03.19г | Конкурс семейных газет «Любимые места родного города». | Подготов. группа | Воспита- тели |
51. | 10.04.19г | Просмотр иллюстративного материала о подвигах детей в годы ВОВ. Создание выставки. | Подготов. группа | Воспита- тели |
52. | 16.04.19г | Галерея детского творчества «Мой край родной». | Подготов. группа | Воспита- тели |
53. | 20.04.19г | Презентация коллекций из семейных мини-музеев. | Подготов. группа | Родители |
54. | 23.04.19г | Заседание клуба «Счастливая семья». | Подготов. группа | Воспита- тели |
55. | 27.04.19г | Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание». | Подготов. группа | Воспита- тели |
56. | 04.05.19г- 25.05.19г | Мониторинг детей старшего д/в. | Подготов. группа | Воспита- тели |
57. | 07.05.19г- 18.05.19г | Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений. | Подготов. группа | Воспита- тели |
58. | 21.05.19г- 24.05.19г | Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материала. | Методкабинет | Воспита- тели |
59. | 25.05.19г | Разработка и проведение круглого стола по итогам реализации проекта. | Подготов. группа | Воспита- тели |
60. | 29.05.19г | Презентация проекта. | Подготов. группа | Воспита- тели |
10
- Оценка результатов
С целью определения результативности работы проекта «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста», было проведено повторное анкетирование родителей, которое выявило значительную динамику.
Анализ анкет показал высокий уровень знаний родителей по заданным вопросам, выявление интереса к данной проблеме.
Мониторинг патриотического воспитания дошкольников по М. Ю. Новицкой включал в себя следующие разделы:
- Родная страна
- Символика
- История народной культуры и традиций
- Историко- географический и природный компоненты
- Личностный компонент.
Рост познавательной активности детей повысился на 32 %
2.7. Дальнейшее развитие проекта
В результате проделанной нами работы и опираясь на результаты, возникла идея о создании долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
11
- Источники исходных данных о проекте
1. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Текст]: учебное пособие/ В.Н. Вишневская. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64с.
2. Волчанская, Т.В. Дети дошкольного возраста в пространстве культуры [Текст]: учебное пособие / Т.В. Волчанская. - Просвещение РОСМЭН, 2004. – 98с.
3. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» [Текст]: учебное пособие/ Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 90с.
4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст]: учебное пособие / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.-87с.
5. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников[Текст]: учебное пособие / Н.Г. Зеленова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 128с.
6. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.С. Киселева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. -64с.
7. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. – 196с.
8. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка - Пресс, 2003. – 128с./
9. Царенко, Л.Ф. Родина наша – колыбель героев [Текст]: учебное пособие / Л.Ф.Царенко. – Курск, 1994. – 22с.
10. Шаламова, Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]: учебное пособие / Е.И. Шаламова.– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 94с.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья», воспитатель Свичкарь Надежда Николаевна
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы...
Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...
Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.
. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это уд...
Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....
формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"
система взаимодействия дошкольной организации с семьей...
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ДЕТСКИЙ САД – СЕМЬЯ» В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Современная ситуация, связанная с изменением условий дошкольного образования, приводит к переосмыслению опыта взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. ...