Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности.
статья (средняя группа) по теме
Опыт работы с родителями. Практический материал для родителей детей, педагогов дошкольных учреждений знакомит с реализацией экологических проектов в средней группе детского сада, распределение деятельности поэтапно во время проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности.
МАЛЬЦЕВА П.А.
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №89 г. Томска
Экологическое воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, с которой они непосредственно связаны. Такое отношение возникает из взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры, нравственно-духовных качеств.
Вопросы экологического воспитания мы решаем через формирование начал экологической культуры детей посредством развивающей технологии проектирования.
Преимущество совместной проектной деятельности перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего свою деятельность. Совместная экологическая проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии эмоционально-мотивационной, духовно-нравственной, творческой и исследовательской сфер всех участников проекта.
Исследования Дж. Раввена дают интересный материал для размышлений о роли родителей как участников семейного проекта.
«В ходе исследований, проведенных среди дошкольников, мы обнаружили, что те матери, которые признавали важность развития инициативы, независимости, уверенности в себе, способности делать свои собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, осознанно и систематически воспитывали эти качества в собственных детях. Развивающая среда, которую они создавали, позволяла их детям тренировать указанные качества и другие составляющие компетентности. Они создавали для детей условия, при которых те могли уяснить для себя, что их интересует и в чём они добиваются успехов, и затем обсуждали с детьми их чувства и поступки, а также эффективность их поведения. Эти матери не вмешивались в дела своих детей, но немедленно помогали им, когда те могли преодолеть самостоятельно. Когда дети добивались успеха, матери радовались вместе с ними и старались создать им больше возможностей для интересных занятий. Они направляли детей на то, чтобы они ставили пред собой цели, поощряли их за это, планировали последовательность действий, необходимых для их достижения, и контролировали выполнение этих действий. Они учили детей думать и говорить об их деятельности, обсуждали с ними их планы, их опыт, вместе обдумывали то, что произошло, и помогали понять, что было неправильно и как в следующий раз сделать лучше. Они поощряли постепенный переход детей от более легких целей к более сложным и отмечали то новое, чего дети достигли в данной среде, а так же направленность их интересов.» [1]
Таким образом, привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт общения и поведения в природе, предающий детям знания, установки и ценности.
Чтобы составить более полную картину индивидуальных особенностей ребенка, мы провели анкетирование для сбора социологических данных о семье. педагог-психолог специально разработала анкету с вопросами о возможности и желании сотрудничества родителей с детским садом, о микроклимате в семье, желании участвовать в экологических проектах. Собранная информация помогла нам быстрее и лучше установить контакт с ребенком и родителями.
Установление основанных на доверии отношений между родителями и педагогами помогает организации совместных исследований и – главное – формированию личности ребенка.
В ходе работы с родителями первым шагом является – информированность. Родители должны знать о содержании экологических проектов. На родительском собрании мы предлагали информацию о том, что такое экологический проект, его влияние на всестороннее развитие ребенка, на актуальность этого метода воспитания. А также о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить сбор сведений, о способе презентации проекта.
Для этого в групповой приёмной необходимо выделить специальное место, где будет размещаться всё, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация должна быть понятной для родителей, привлекательной и должна регулярно обновляться.
Шаг второй – добровольность и возможность выбора. Предложения педагога должны соответствовать интересами возможностям родителей. Для этого им предлагают варианты участия в проекте.
И последний шаг – это чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности, удовлетворения от участия в общей деятельности. Воспитатель поддерживает и поощряет участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарит каждого участника проекта за его персональный вклад. Для этого в групповой приёмной выделяется специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.
Работа в рамках реализации экологических проектов ведется в три этапа.
На I этапе мы знакомим родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с её возможными вариантами. Знакомим с видами проектов: исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный. Обсуждается длительность работы над проектом. С детьми обговаривается тема проекта, создаётся мотивация к предстоящей деятельности.
Темы проведения проектов для младшего и среднего возраста:
- «Поможем любимым игрушкам»;
- «Удивительный мир стекла»;
- «Как подружиться с домашним питомцем»;
- «Вершки и корешки»;
- «Клумба моей мечты»;
- «Поможем зимующим птицам»
- «Капелька»;
- «По тропинке»
II этап – это собственно проектная деятельность детей и родителей. Воспитатель выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника экологического проекта. Результатом совместной работы является создание экологической библиотеки, выставок литературы, пособий, ширм, памяток. Участие детей и родителей в оформлении книжек-малышек, газет, фотоколлажи, театральные сценки, драматизации произведений экологической тематики, выставки детских рисунков и поделок из природного и бросового материала.
В зимнее время активное участие родители приняли в изготовлении построек из снега на участке детского сада. Совместно с детьми лепили обычных и сказочных животных, заливали снежные горки, огребали снегом деревья и кустарники для защиты от зимней стужи, а в новогодний праздник украшали их игрушками, сделанными своими руками. В ходе работы над проектом «Поможем зимующим птицам» изготовлены кормушки из строительного и бросового материала. Не забыли мы и о корме для птиц. В течении всей зимы дети и взрослые кормили подопечных. Каждый понедельник дежурный по «птичьей столовой» приносил корм. Дети чувствовали свою ответственность перед пернатыми.
В весенний период в ходе экологического проекта «Клумба моей мечты» в результате длительного совместного сотрудничества детей, родителей и педагогов были созданы удивительные по красоте клумбы на подгрупповом участке. На земле, отведенной под огород, высажены картофель, сладкий болгарский перец, помидоры, фасоль, горох, укроп, капуста. В выращивании рассады цветов участвовали и родители, и дети. Дома и в детском саду ежедневно ухаживая за ростом растений. Осенью дружно собирали урожай овощей.
На III заключительном этапе происходила презентация экологических проектов.
Воспитатели и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности. Мы проводили итоговые занятия, развлечения. Свои открытия в ходе наблюдений и экспериментов оформляли в виде альбомов, книжек-малышек, газет, фотоальбомов. Участники проекта награждались аплодисментами, благодарностями, сладкими призами.
Хочется ещё раз подчеркнуть важность осознания актуальности темы экологического воспитания в современных условиях.
Совместная проектная деятельность – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания и развития детей.
Литература:
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация./ Пер. с англ. яз. М.: Кочито-центр, 2002.
- Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных учреждений. Санкт-Петербурга (сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина, 2001 г.)
- экологический проект «Мое дерево» Н.А. Рыжова М., Карапуз-Дидактика ТЦ «Сфера, 2006.
- Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2006г.
- журнал «Дошкольник №2/2008г.
- «Ребенок в детском саду» №4/2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Детско-родительский проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей».
Ценность детско-родительских проектов заключается в том, что они тесно связаны с развивающим, лично-ориентированным общением, взаимодействие в системе "ребёнок-взрослый", построено на соучастии. Это о...
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей....
Консультация для родителей «Детско-родительский проект как метод взаимодействия педагогов, родителей и детей»
Презентация...
Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников в процессе проектной деятельности.
Статья о взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в процессе проектной деятельности....
Доклад тема: « Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности»
Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:- позиция общения- дистанция общения- пространство общения- э...
Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности
Статья на тему: Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности...