Развитие речи и речевого творчества детей в процессе проектной деятельности «Детский вещательный канал ТВ-ленд»
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи и речевого творчества детей
в процессе проектной деятельности
«Детский вещательный канал ТВ-ленд»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В задачах образовательной области «Речевое развитие» помимо традиционных речевых задач (формирование ЗКР, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи), особое внимание следует обратить на развитие речевого творчества.
Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, ребёнок должен владеть свободно монологической речью, диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства общения.
Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребёнка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
Помимо традиционных методов развития связной речи я в своей работе по этому направлению решила использовать и другие интересные приёмы. Изучив и проанализировав методическую литературу, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической и монологической речи дошкольников я предположила, что организация детского телеканала с участием детей старшего дошкольного возраста, вызовет речевую активность дошкольников, послужит хорошей мотивацией для построения самостоятельных высказываний, суждений, формулирования вопросов.
Наш проект «ТВ-ленд», где детям предоставляется возможность развить и проявить свою речь и творческие способности, реализовывается в нашей группе уже 2 года. Каждую неделю в эфир выходит видеоролик с участием детей в разных ролях. Дети рассказывают о мероприятиях, праздниках, интересных фактах, в общем о повседневной жизни нашего детского сада. Темы выпусков самые разнообразные: Новый год, спорт, театр, здоровье, безопасность и многое другое, другими словами — это темы комплексно-тематического плана. Дети пополняют свой словарь, мы обсуждаем с ними новые и непонятные слова по данной теме, распределяем, кто и о чём будет рассказывать или брать интервью. Мы стараемся анализировать высказывания, мысли, дети предлагают свои варианты, составляют и выбирают наиболее интересные вопросы, обсуждают темы видеороликов. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется не только результату, но и самому процессу.
Готовый материал выставляется в родительский чат в Ватсапе, информируя и вовлекая родителей в образовательный процесс. Родитель может не услышать педагога, но он непроизвольно остановится и выслушает мнение ребенка, ведь для любого родителя важно, чтобы его чаду было комфортно и хорошо в детском саду, а кто расскажет, так ли это лучше самих детей?! Не каждый родитель может увидеть жизнь детского сада изнутри и это не всегда зависит от его желания. И таким образом наш канал становится инновационной формой работы с родителями. Такая форма взаимодействия доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества, мы заинтересованы в участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В наших выпусках много разных интересных рубрик: «Репортаж из группы», «Внимание, внимание!», «Вы спрашивали, мы отвечаем», «Гость в студии», «Интервью с интересным человеком», «Скрытая камера», тематические сюжеты. Подготовка сюжета обычно строится по следующей примерной схеме:
1. Мы вместе придумываем или читаем сценарий, обсуждаем его, выбираем, кто кем бы хотел быть.
2. По возможности создаём необходимые костюмы или элементы костюмов, делаем декорации, украшаем помещение, готовим подарки гостям. Выбираем музыку.
- Репетируем, играем, пробуем, снимаемся.
Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует совершенствованию связной речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Решаются и психологические задачи: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка.
В группе имеется интерактивная доска. Дети смотрят на себя и своих товарищей со стороны и отмечают, что кто-то не так сказал, перебивает собеседника, некрасиво ведёт себя в кадре или наоборот, говорят о том, как здорово у кого-то получилось. Мы обсуждаем, что больше всего понравилось, что можно было поменять, чьё интервью или репортаж были удачнее и почему. Участие в видеосюжете – это очень действенная мотивация для ребенка. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, друзья, дети из соседних групп) также его видят и слышат. Я стараюсь, чтобы в сценках участвовали все дети. Но есть и постоянные ведущие. Просмотр видеороликов стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат.
Мы продолжаем работу в этом направлении. Интерес к нашей телепередаче растёт, дети проявляют огромное желание стать участниками передачи. Мы видим хорошие результаты: дети постепенно усваивают формы речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети научились преодолевать робость в общении, с удовольствием вступают в диалог с окружающими.
Предлагаю вашему вниманию несколько отрывков наших видеороликов. Например, тема недели к Международному женскому дню была представлена
в виде юмористического журнала «Ералаш». Сюжет №1.
Тема недели «Юного исследователя» в форме заседания «Ученого совета». Сюжет №2.
Тема, посвященная правилам дорожного движения в форме игры-обучения
в «Детской автошколе». Сюжет №3.
Я, как партнер совместной деятельности, играю роль оператора.
А по ночам — специалист по монтажу видеороликов.
На сколько «качественно» получается видеоролик — это не основное, самое главное — это сам процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Овощи". Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов, придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...
"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...
Методическое пособие по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема "Мебель"
Дети с нарушением речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессив...
Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.
Организация проектной деятельности в ДОУ для совершенствования познавательно-исследовательской активности у детей....