Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.
материал по теме
Родителям на заметку о том, какие математические навыки должны буть у ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_vozr_osobennostyam_po_matematike.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации
города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мишутка»
муниципального образования город Ноябрьск
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Возрастные особенности
дошкольников
В РЭМП».
Подготовила:
Филина И.Н.
2012г.
Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.
На третьем году жизни в процессе активных игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, осваивают в первоначальном виде обследовательские действия, идентичность и различия предметов по свойствам, пользуясь при этом словами: «одинаковые, разные, такая же, не такая как …» и др. Играя с предметами, разнообразными мозаиками, дети овладевают довольно сложным умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер, форму и размер и др.
Это возраст первоначального выделения отношений предметов по размеру, количеству, стремления выполнять соответствующие действия. Поощряется числовая оценка постоянно находящихся в зоне детского восприятия количеств: 2 руки, 2 глаза, 1 ложка, 3 книги и т.д.
Основные задачи педагога состоят в привлечении внимания детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов; назывании свойств, расположения предметов, их размеров, назначения и количества, уменьшения или увеличения с чисто практической, игровой целью; организации разнообразной, интересной детям деятельности, направленной на их сенсорное развитие.
На четвертом году жизни, как и в предшествующий период, основной заботой взрослых является накопление детьми опыта практических действий с предметами, а также с песком, водой, камешками и т.д. Поэтому разнообразные окружающие предметы, игрушки, отличающиеся по размеру, цвету, форме, используются в качестве наглядного материала для познавательных игр, развивающих упражнений.
В силу возросшего интереса детей к процессу сосчитывания, числам, уделяется внимание развитию умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие). Обобщение предметов по свойствам, сравнение групп по количеству создает предпосылки для освоения наиболее важного в этом возрасте умения определять равенство и неравенство двух количественных групп. От обобщения групп предметов по свойствам (все круглые, а эти все квадратные) дети легко переходят к обобщению по количеству (круглых столько же).
Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, практические действия; стимулирует их самостоятельные действия; организует результативную детскую деятельность, направленную на видоизменение объектов, понимание и использование простейших замещений и знаков.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
Освоение детьми заданного в программе содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.д.
Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т. д.
Отношения равенства и неравенства дети обозначают знаками =, зависимости между величинами, числами также выражают в знаках «больше», «меньше» (>, <).
Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке.
Возраст | Свойства | Отношения | Сохранение количества и величин | Алгоритмы | Числа и цифры |
К 3 годам (1 младшая группа) | ЦВЕТ. РАЗМЕР: большой, маленький, длинный, короткий. ФОРМА: как мячик, как кирпичик, как квадратик. ГЕОМ.ТЕЛА И ФИГУРЫ: шар, куб круг, квадрат. ПОДБОР ПО ЦВЕТУ, ФОРМЕ. | КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ: один, много, много, мало, один, мало. ПО РАЗМЕРУ: длиннее, короче, больше, меньше. СООТВЕТСТВИЯ: столько же, больше, меньше. | |||
К 4 годам (2 младшая группа) | РАЗМЕР: длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий, большой, маленький. ГЕОМ.ФИГУРЫ: круг, квадрат, треугольник. ГЕОМ.ТЕЛА: шар, куб. ФОРМА: круглый, квадратный, треугольный | КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ: столько же, поровну. ПО РАЗМЕРУ: шире, уже, выше, ниже, толще, тоньше. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: выше, ниже, вверху, внизу, впереди, сзади, справа, слева, рядом, в ряд, друг за другом. ВРЕМЕННЫЕ: раньше, позже, сначала, потом, утро, вечер, день, ночь. | Неизменность и обобщение групп 3-5 предметов. Различие в размере и качественных признаках. | Выполнение игровых действий по условному знаку – стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геом. фигур. | ОБОЗНАЧЕНИЕ количества числом и цифрой в пределе до 5. |
К 5 годам (средняя группа) | РАЗМЕР -по массе: тяжелый, легкий; -по глубине: глубокий, мелкий; ГЕОМ.ФИГУРЫ: овал, прямоугольник. ГЕОМ.ТЕЛА: цилиндр. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: сторона, угол, их количество. ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВЕЛИЧИН И ФОРМ: низкие, но толстые. ПОИСК общего и различного в группах круглой, квадратной, треугольной форм. | ПО КОЛИЧЕСТВУ: равенство, не равенство, выраженное числами. ПО РАЗМЕРУ: длина, ширина, толщина, масса. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ увеличение или уменьшение 3-5 предметов (широкая, поуже, еще уже, самая узкая) ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: направление от себя, от др.объектов, в движении в указан.направлении. ВРЕМЕННЫЕ: последовательность частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра. Обобщение 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам –размеру, количеству, форме и др. Обобщение четырех частей суток в понятие «сутки». | Независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности. Неизменность размеров, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие и наличие зависимости от формы и размера сосуда. Обобщение по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов. | Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Пояснение хода и развития действия. | ОБОЗНАЧЕНИЕ количества числом и цифрой в пределе 5-10. Связь между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются. |
К 6 годам | Трехмерность объемных предметов, их масса и глубина. ГЕОМ.ФИГУРЫ: трапеция. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: вершины, углы, стороны. ОБОБЩЕННЫЕ ПОНЯТИЯ: четырехугольник, треугольник. КЛАССИФИКАЦИЯ геом.фигур. | Последовательная зависимость 5-10 предметов по размеру, массе, стоимости. Зависимость части и целого, величины частей от размера целого предмета. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: определение своего местонахождения среди объектов окружения. Смена направления движения, отношения между предметами. План как уменьшенное отношение между предметами. ВРЕМЕННЫЕ: сутки, неделя (дни недели), месяц. | Неизменность величины в результате осуществляемого действия переливания, перекладывания, изменения способа перемещения объектов в пространстве, в сосудах. Изменение величины в зависимости от добавления, уменьшения количества, объема воды, песка. | Последовательность выполнения с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия | ЦИФРЫ от 0 до9. Счет, измерение и решение простых задач на уменьшение или увеличение. |
К 7 годам | Величина, форма, расположенность как пространственные признаки предметов. ПОНЯТИЯ: ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК. Соотношение сторон, внутренняя и внешняя область фигуры. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ: многоугольник. ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ (горизонтальная, вертикальная.). ЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ преобразования одних фигур в другие. | Сравнимость и относительность величин. Сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе, глубине. Отношения целого и части при делении на 2,3,4,5,6 и более частей: чем на большее количество частей делится целое, тем меньше каждая часть и наоборот. Обозначение пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме. ОТНОШЕНИЯ во времени: минута-час, неделя-месяц, месяц-год. | Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании, деление на равные группы. Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения | Выполнение действий по знаковым обозначениям, определение последовательности действий в компьютерных играх, учебных программах. | Счет от 1-10 (20, 30) в прямом и обратном порядке. Место числа среди других чисел. Состав чисел из двух (нескольких) меньших чисел. Цифры, монеты, циферблат часов. Сложение и вычитание чисел при решении арифметич. задач и примеров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по РЭМП во второй младшей группе на тему: «Весенние хлопоты»
Это занятие в игровой, увлекательной форме легко воспринимается детьми....
Занятие для детей с использованием ИКТ по РЭМП на тему "Путешествие к созвездию Весы"(измерение массы предметов) "
Тема: "Путешествие к созвездию Весы"Цель: Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видоов весов, о сложении и вычитании масс предметов;Умение составлять задачи ...
конспект НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по РЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "МАТЕМАТИКА В СКАЗОЧНОМ КОРОЛЕВСТВЕ Шарля Перро"...
Конспект занятия по РЭМП "Число 7.Цифра 7"
Познакомить с числом и цифрой 7;закрепить представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы; закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа;закрепить порядковый счет;закрепить...
Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом». Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задержкой психического развития
Конспект ООД интегрированного видаОбразовательная область «Познавательное развитие»РЭМП на тему: «Сундук с сюрпризом»Возрастная группа: дети 6 – 7 лет с задер...
Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: "Поможем Ежихе найти ежат". Возрастная группа: дети 5-6 лет с задержкой психического развития.
Конспект ООД интегрированного видаОбразовательная область «Познавательное развитие»РЭМП на тему: «Поможем Ежихе найти ежат»Возрастная группа: дети 5 – 6 лет с ЗПР...
Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени». Возрастная группа дети 5-7 лет с задержкой психического развития.
Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени» для детей 5-7 лет с задержкой психического развития....