Страхи детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Алимова Светлана Викторовна

Что такое страх? Как помочь ребенку  дошкольного возраста преодолеть страхи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_-_strahi.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они заострены или сохраняются  длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополучии,  нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

        В общем виде страх делится на ситуативный и личностный: ситуативный – возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно – предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

        Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать. И не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием  страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

        Однако следует иметь ввиду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер.

  1. от 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;
  2. от 3 до 5 лет – возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. чаще встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После 3-х и особенно 4-х лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: злостью, черствостью, коварством. Воплощая собой наказание. Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
  3. От 5 до 7 лет – интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям. Осознание категории времени и пространства. Поиск ответов на вопросы: откуда все взялись, зачем люди живут? Формируются опыт межличностных отношений. Система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (выделено 29 страхов). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

        Наиболее адекватный путь – отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения или наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у них самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиям, совместными мероприятиями,  той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условиям обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха – это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов – неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом. Только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страха детьми.

        С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. при использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье раскрывается проблема возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Авторы на основании результатов собственного экспериментального исследования Т.Д Зиневич-Евстигнеевой, выделяют ...

Коррекция страхов детей дошкольного возраста

Раскрыть особенности коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста посредством игры...

Коррекционная программа на снятие страхов и тревожности у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв...