«Недостаток речи у детей младшего возраста. Пути их устранения».
статья по теме

Дюбко Людмила Гурьяновна

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения, со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostatok_rechi_u_detey_mladshego_vozrasta.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Недостаток речи у детей младшего возраста. Пути их устранения».

      В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

     Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т.д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители. В настоящее время существует масса популярной литературы, которая дает возможность родителям организовать занятия с ребенком дома.

     На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов, по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно, следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться, за советами, к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

      Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль, в овладении ребенком речи, в правильном и своевременном усвоении звуков.  Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.

      Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

      Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили, не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова. Фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

      Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этим заданием, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывания, а затем указать на ошибки, дать образец.

      В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения, со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

     У малышей происходит интенсивное накопление словаря, в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. В общении, со взрослыми, малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

      Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он не редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

   На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи.

      В норме к четырем годам ребенок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми, его речевые успехи очевидны близким взрослым и посторонним людям. На этом фоне трудности,  в развитии речи у детей с речевыми нарушениями становятся, особенно заметны и требуют внимательного и чуткого отношения со стороны окружающих.

      На этом этапе занятий с ребенком, так же как и на предыдущих этапах, важно помнить: ведущей деятельностью по-прежнему является игра, а ее основным содержанием - действия с игрушками и их заместителями. В этом возрасте у малыша начинают постепенно формироваться игры с правилами – их можно и нужно использовать в системе занятий с ребенком. Необходимо поощрять малыша, хвалить и отмечать его успехи, а также необходимо:

 развивать общую моторику;

  1. развивать тонкую моторику;
  2. развивать зрительное восприятие и пространственные представления;
  3. развивать речевое дыхание;
  4. развивать понимание речи;
  5. обогащать лексику;
  6. развивать грамматическую сторону речи.

                                Желаем Вам успехов и терпения.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста "Весело играем"

- обогащать словарь детей существительными, обозначающими домашних животных  их детенышей; прилагательными, обозначающими цвет: красный, желтый).- помогать детям отвечать на простейшие вопр...

"Кто такие гуленьки?" художественная литература. Развитие речи у детей младшего возраста.

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольникаДошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно "работает" непроиз...

План работы по теме самообразования "Развитие речи у детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой"

В данном материале содержится План по  теме самообразования: "Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой" 2023-2024 у.г....