Детское экспериментирование. Учить ли детей делать открытия?
материал на тему
Консультация для родителей по экспериментированию в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_detey_delat_otkrytiya.docx | 104.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учить ли детей делать открытия?
Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.
Начальной точкой для разговора становится детский вопрос, на который ребёнок пытается ответить самостоятельно, выдвигает свои гипотезы. Взрослый лишь помогает ребёнку обсудить его варианты и проверить предложения на основе опыта. В результате ребёнок как бы «переоткрывает» для себя знания, которые когда-то получены человечеством.
Главное - научить детей делать открытия. Перед нами стоит задача – сформировать у них особые познавательные способности.
Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценностью реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Уважаемые родители, вы можете провести с детьми эксперименты:
1. Измерение длины стола, ковра с помощью различных систем мер: локтей, ладоней, пальцев.
2. Пользуясь линейкой, измерить длину ладони, пальцев руки, книги. Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы. Узнать вес яблока или кубика, используя весы. Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместиться в сосуд объёмом 500мл.
3. Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить .
4. Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд: кто держал его в рукавичках или голых руках. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.
5. В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.
6. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.
7. Рассмотреть, взвесить предметы из ластмассы. Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные). Пропустить воду через песок и глину. Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.
8. Измерить температуру горячей и холодной воды. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения.
9. Рассматривание линзы, наблюдение за изменением размера предметов и изображений через линзу.
10. «Радужная плёнка». Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду. Наблюдать за поверхностью воды.
11. Закрыть уши руками, ватными тампончиками и прослушать разные звуки.
12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.
13. Потереть воздушный шарик о волосы. «Электрическая расчёска». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги. Нарезать на бумаге длинные, тонкие полоски, оставляя край нетронутым. Быстро расчесаться. Приблизить расчёску к бумажным полоскам. Но не касаться их.
14. Рассмотреть устройство электрических приборов (имеют кнопку включения, штепсельную вилку, которая вставляется в розетку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья для родителей "Учить ли детей делать открытия?"
Статья подскажет родителям, как правильно организовать опытно-исследовательскую деятельность в домашних условиях....
Учим дошкольников планировать дела на день в детском саду.
В данной статье рассказывается о работе "на круге" с детьми дошкольного возраста...
Семинар -практикум по детскому экспериментированию с родителями и детьми "Учимся экспериментировать"
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное &nd...
Семинар - практикум по детскому экспериментированию с родителями и детьми "Учимся экспериментировать"
Семинар - практикум по детскому экспериментированию с родителями и детьми "Учимся экспериментировать"...
Использование игровой технологии в процессе детского экспериментирования по обучению детей безопасному поведению на дороге
Для успешного освоения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах соблюдаются дидактические принципы обучения, в первую очередь систематичность и последовательность в обучении...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Семинар -практикум по детскому экспериментированию с родителями и детьми "Учимся экспериментировать"
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детск...
Комментарии
Детское экспериментирование
Познавательно-исследовательская деятельность - инновация в образовательной работе ДОУ. Прекрасный материал для родителей.
спасибо
спасибо
Очень полезная консультация!
Очень полезная консультация!
спасибо.
спасибо.