статья для родителей "Учить ли детей делать открытия?"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья подскажет родителям, как правильно организовать опытно-исследовательскую деятельность в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchite_detey_delat_otkrytiya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Учить ли детей делать открытия?
Конечно, да! Как это сделать таким образом, чтобы подобное обучение учитывало природу ребёнка, способствовало его развитию? Начинать, видимо следует с тех проблем, которые больше всего интересуют ребят и вызывают у них удивление.
Начальной точкой для разговора становится детский вопрос, на который ребёнок пытается ответить самостоятельно, выдвигает свои гипотезы. Взрослый лишь помогает ребёнку обсудить его варианты и проверить предложения на основе опыта. В результате ребёнок как бы «переоткрывает» для себя знания, которые когда-то получены человечеством.
Главное - научить детей делать открытия. Перед нами стоит задача – сформировать у них особые познавательные способности.
Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценностью реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Уважаемые родители, вы можете провести с детьми эксперименты:
1.Измерение длины стола, ковра с помощью различных систем мер: локтей, ладоней, пальцев.
2.Пользуясь линейкой, измерить длину ладони, пальцев руки, книги.Измерительной лентой измерить окружность головы человека, куклы.Узнать вес яблока или кубика, используя весы.Проверить, сколько мерок сыпучих и жидких веществ по 100 мл поместиться в сосуд объёмом 500мл.
3.Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить .
4.Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лёд: кто держал его в рукавичках или голых руках.На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.
5.В ванночку с водой опускать различные по весу предметы.В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца.Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.
6.Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.Опустить пустую бутылочку в таз с водой – из бутылочки выходят пузырьки.Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.
7.Рассмотреть, взвесить предметы из ластмассы.Рассмотреть, пощупать, понюхать предметы из натурального дерева (не окрашенные и окрашенные).Пропустить воду через песок и глину.Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.
8.Измерить температуру горячей и холодной воды.Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения.
9.Рассматривание линзы, наблюдение за изменением размера предметов и изображений через линзу.
10.«Радужная плёнка». Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду.Наблюдать за поверхностью воды.
11. Закрыть уши руками, ватными тампончиками и прослушать разные звуки.
12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.
13. Потереть воздушный шарик о волосы.«Электрическая расчёска». Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги. Нарезать на бумаге длинные, тонкие полоски, оставляя край нетронутым. Быстро расчесаться. Приблизить расчёску к бумажным полоскам. Но не касаться их.
14. Рассмотреть устройство электрических приборов (имеют кнопку включения, штепсельную вилку, которая вставляется в розетку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей "Чего нельзя делать в дошкольном возрасте"
Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста....
Статья для родителей "Что надо делать, чтобы ребенок не болел?"
В статье даются советы и рекомендации о пльзе зарядки для маленьких детей. Как сделать полезное занятие веселым и увлекательным? Какие упражнения можно делать с самыми маленькими детьми, начиная с 1,5...
Статья на тему: "Зачем надо делать артикуляционную гимнастику?"
Зачем делать артикуляционную гимнастику!Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Уроки у студентов факультета иностранны...
Статья для родителей "Безопасность детей-наше общее дело"
Активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей.Развивать способность практически применять знания при переходе проезжей части, и осознавать возможность последствий ...
Статья: Каждый день по утрам делаем зарядку
Кто же не знает о пользе утренней зарядки? Даже самый простой комплекс упражнений, который выполняется каждое утро, не только помогает нам пробудить свой организм, стать более энергичными, бодрыми, на...
Статья " Творчество для души и дела"
В настоящее время, при подготовке шестилеток к школе, изучая алфавит, использую короткие четверостишья собственного сочинения на каждую букву в сочетании с яркой картинкой....
Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"
Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....