Сказка - как источник нравственного воспитания детей
статья по теме
Добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная сказка в системе воспитания дошкольника.
Сказка – как источник нравственного воспитания детей.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории -добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
1.Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)
2.Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»)
3.Что зло наказуемо («Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»)
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков -добрый молодец (смелый, сильный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить- можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость- в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания… приходят в форме персонифицированной мысли , например в форме проницательного и способного помочь старца… Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии… Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто, почему, откуда, куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает необходимый магический талисман – неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся… одной из особенностей целостной личности» (К.Г.Юнг).
Старее не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют , как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»)
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше!) Взрослые иногда отрицательно относятся к страшилкам, но они также традиционны, как и волшебные сказки, или сказки о животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец- с тремя сыновьями, девочка – с отцом и мачехой. Поэтому сними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В «страшилках» нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т.е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Литература:
Детская литература Е.Е.Зубарева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-470349-1408377403.jpg)
"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-553467-1419247308.jpg)
"Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей"
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733685-1452415519.jpg)
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243739-1587646397.jpg)
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761667-1456491368.jpg)
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/18/picture-1533698-1726684152.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЕК…». Тема: Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...