Статья для родителей "Игры для развития речи, не требующие специальной подготовки и организации"
материал (средняя группа) по теме

Любавина Оксана Сергеевна

Буклет для родителей к родительскому собранию на тему "Игры для развития речи, не требующие специальной подготовки и организации" (игры для развития фонематического слуха, грамматического строя речи, на усиление артикуляционного аппарата). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx159.83 КБ

Предварительный просмотр:

Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное нарушение.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.                           

У детей с нарушенным фонематическим слухом особые трудности возникают на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Звуки в коробочках». Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую – морские камешки, в третью – горох, в четвертую – орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри.

«Угадай, что звучит». Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый (более старшие детки могут называть не предмет, а материал).

 «Хлопаем в ладоши». Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок.

«Правильно-неправильно». Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашина, вашина, ташина, МАШИНА), ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть), когда слово произносится правильно.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Один и несколько»

Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.

Ребенку предлагаются картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставить одиночные. Показывать свою картинку и спрашивать: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.» Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни.

«Хвальбишки-хвастунишки»

Ребенку предлагается игра:

«Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.»

Например,

Взрослый: «У меня один апельсин».

Ребёнок: «А у меня много апельсинов».

Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

ИГРЫ НА УСИЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

 «Секрет»

 Шепотом произнесите слово, фразу или небольшое стихотворение и предложите ребенку по секрету передать сказанное кукле (мишке). Например: «Сегодня после завтрака мы пойдем в парк» — и предложите ему повторить эту фразу кукле (мишке) так, чтобы не слышал зайчик. При произнесении фраз шепотом необходимо следить за тем, чтобы ребенок отчетливо выговаривал звуки и слова.

«Эхо»

 Произнесите слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты и выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем поменяйтесь ролями.

http://vedmachka.gorod.tomsk.ru/posts-files/61/181/i/1302507945_tishina.jpg

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение. 

http://www.imparte.ro/Album/Imedia/Galerie/copil.jpg


Для данного вида развивающих игр достаточно отводить по 15-20 минут в день, 
и результат не заставит себя ждать!

 

д/с № 175 «Полянка»

Игры по развитию речи,

которые не требуют специальной подготовки и организации

http://densvi.com/uploads/posts/2010-05/thumbs/1274912455_c.jpeg

…Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром…

2012 г.

                                                                                                                     1 Фонематический слух - это способность выделять,

 воспроизводить,  различать звуки речи;

 другими словами, это речевой слух. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Развитие речи», (1-е полугодие), «Подготовка к обучению грамоте» (2-е полугодие)

Рабочая  программа для детей 4-5 лет   составлена  на основе  примерной общеобразовательной программы  воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста «Детс...

Тема: «Организация и содержание помощи детям с нарушениями в развитии речи на этапе предшкольной подготовки»

Детский сад – это место, где ребёнок получает необходимый багаж знаний, умений, навыков, место, где созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности. Чистая, правильная речь – одно из...

Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

ООД по развитию речи в подготовительной группе "Подготовка к обучению грамоте"

Подготовка к обучения грамоте, развитие речи в подготовительной группе....

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

Консультация для родителей "Речевые игры, не требующие специальной подготовки"

Описание речевых игр, которые не требуют особой подготовки. В них можно играть на кухне, в ванной, в дороге....