Тема: «Организация и содержание помощи детям с нарушениями в развитии речи на этапе предшкольной подготовки»
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа) на тему
Детский сад – это место, где ребёнок получает необходимый багаж знаний, умений, навыков, место, где созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок получает широкие возможности общения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_soderzhanie_pomoshchi_detyam_s_narusheniyami_rechi_.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на конференцию (г. Иркутск)
Тема: «Организация и содержание помощи детям с нарушениями в развитии речи на этапе предшкольной подготовки»
Детский сад – это место, где ребёнок получает необходимый багаж знаний, умений, навыков, место, где созданы благоприятные условия для всестороннего развития личности. Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок получает широкие возможности общения с другими людьми.
К сожалению, в наши дни у детей становится всё больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими. Дети с отклонениями в речевом развитии на сегодня составляют самую многочисленную группу – до 60% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. Это выдвигает коррекционно – развивающее и профилактическое направление ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных, поскольку любые недостатки легче устранить в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий, тяжёлый дефект и не стали причиной неуспеваемости в школе. В современных федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования на этот факт обращается особое внимание и выделяется специальный раздел «Содержание коррекционной работы», где при необходимости определяются задачи коррекции и речевого развития дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова, словесный состав предложения, развивается произвольность речи, что создаёт основу успешного овладения грамотой в школе. Наличие у первоклассников даже самых слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Отсюда вытекают основные задачи развития речи детей на этапе предшкольной подготовки:
1. Обеспечить комплексное развитие всех сторон устной речи;
2. Осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи.
Работая учителем-логопедом в ДОУ «Теремок», я целенаправленно занимаюсь коррекцией звукопроизношения, развитием фонематических процессов и ОРР детей. У меня сложилась своя система работы, апробированная временем и дающая устойчивые положительные результаты.
Чтобы обеспечить положительную мотивация к занятиям, создала в логопедическом центре комфортную развивающую среду. Кабинет условно делится на три зоны:
- зона для индивидуальной работы с детьми (коррекционная)
- зона для самостоятельной деятельности (игровая)
- консультативно – методическая зона (для работы с родителями и педагогами).
Основное наполнение кабинета – учебно-игровые материалы, которые направлены на:
- развитие речи и коррекцию её недостатков;
- развитие фонематических процессов;
- совершенствование мелкой и общей моторики;
- развитие познавательных и психических процессов.
Придуманные и сделанные своими руками игры и пособия дают возможность разнообразить логопедические занятия, сделать их более продуктивными, интересными, эмоционально обогащающими и, конечно, развивающими.
Работу строю по функциональным блокам:
- диагностический (первичное комплексное обследование всех сторон речи детей и динамика раннего речевого и общего психического развития ; промежуточные диагностические срезы; определения результативности коррекционно – педагогического процесса).
- блок анализа и планирования ( анализ результатов диагностики; планирование работы на год; составление плана фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий; комплектование подгрупп детей на основе индивидуально- дифференцированного подход.
- коррекционно – педагогический блок (специально организованные занятия по коррекции речевых нарушений).
- блок профилактической и консультативной работы (консультирование родителей, педагогов ДОУ по вопросам организации конструктивного сотрудничества и совершенствования методов, приёмов и содержания коррекционного воздействия).
Выбрала наиболее подходящую и эффективную форму организации коррекционных занятий, которая включает в себя три структурных блока:
- произносительная сторона;
- лексико-грамматическая сторона;
- подготовка к обучению письму.
В ДОУ функционирует два логопедических пункта, куда зачислено 50 детей старших и подготовительных групп, нуждающихся в коррекции речевых нарушений. Состав детей в логопедическом пункте ДОУ представляет собой открытую и подвижную систему: дети на занятия зачисляются не одновременно, а в различные сроки в течение учебного года. Кроме этого, в логопедическом пункте ведутся консультации для родителей близлежащего социума, дети которых не посещают наш детский сад.
В период предшкольной подготовки особое внимание уделяю развитию фонематических процессов и звукопроизношению, поскольку основной диагноз детей, посещающих коррекционные занятия, дислалия на фоне фонетико-фонематического недоразвития. Эти дети имеют все виды нарушений звукопроизношения, у них отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры. Кроме этого, дети не дифференцируют произношение групп звуков, заменяют и смешивают звуки речи. Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет и на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов: дети затрудняются в выделении гласных и согласных звуков, не могут самостоятельно придумать слово с заданным звуком, подобрать картинки, включающие заданный звук. Исходя из этого, в занятия включаю игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, а также упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова, кроссворды, стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения, игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии. С целью сокращения периода работы над звуками в практике успешно применяю логопедические сказки с использованием различных видов театра. Они могут представлять собой целое или часть занятия, или дидактическую игру. Использую разные виды сказок:
- артикуляционные ( сказки о « Весёлом Язычке»);
- пальчиковые;
- фонетические;
- фонематические.
Такие необычные занятия помогают детям в непринуждённой обстановке не только вырабатывать и закреплять навыки правильного произношения звуков, но и углубляют их знания о явлениях природы, животном и растительном мире, жизни людей, а также способствуют социальному развитию. Кроме этого, в занятия включаю логоритмические упражнения, использую приёмы музыкотерапии. Большое внимание в работе уделяю развитию мелкой моторики руки. При первичном обследовании уже видно, что у большинства детей – дислаликов (90%) пальцевая моторика слабая, движения скованные, не сформированные. Поэтому в каждое занятие включаю пальчиковые игры и упражнения.
Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, необходим комплексный подход. В федеральных требованиях эта особенность проходит через интеграцию образовательных областей, а такой интегративный подход определяет взаимодействие всех специалистов нашего ДОУ, которые разрабатывают и проводят совместные интегрированные мероприятия с детьми, где:
- педагог-психолог создаёт среду психологической поддержки детям с нарушениями речи, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию;
- музыкальный руководитель развивает чувство ритма, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен;
- инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений.
Кроме этого, воспитатели групп постоянно контролируют речь детей во время своих занятий и режимных моментов, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематические процессы, формируют первоначальные навыки звукового анализа, расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь.
Коррекционно-речевая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей и успех её во многом зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению заданий и организации работы дома. Тесно сотрудничая с родителями своих воспитанников, работу с семьёй выстраиваю на основе партнёрских отношений, диалога взаимного доверия и понимания. Руководствуясь принципом « Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», активно привлекаю родителей к занятиям, используя различные формы работы.
В заключении хочу отметить, что только целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа всего педагогического коллектива ДОУ, осознанная заинтересованность и включение в этот процесс родителей на этапе предшкольной подготовки ведёт к повышению результативности обучения и дальнейшей адаптации к школьному процессу.
Учитель-логопед МДОУ «Теремок» г. Тулуна:
Адамас Татьяна Михайловна,
высшая квалификационная категория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
Конспект открытого занятия на день открытых дверей по сюжетно-ролевой игре на тему: «Парикмахерская» подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.
Закреплять с детьми представления о профессии «парикмахер», воспитывать культуру общения, расширять словарь детей новыми терминами и учить взаимодействовать с партнёрами по игре. Развивать...
2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».
Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....
Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».
В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»...
Коррекционно- педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром Дауна, СДВГ, синдром РДА), с нарушениями поведения и деятельности.
Выступление в рамках ММО...
Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...
Особенности организации подвижных игр для детей с нарушением слуха и речи.
роль подвижных игр и игровых упражнений в развитии ребенка...