'Кузьминские Посиделки:"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Вариант интегрированного обучения деетей на основе знакомства с народным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzminskie_posidelki.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зал украшен декорациями народной избы: стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины. Изделия народных промыслов.
В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед
« сценой».Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.
Дарья – Ох и холодно сегодня, снег так и вьюжит.
Кузя – Ох, ох!
Дарья – Что-то ты Кузьма разохался, аль не здоровиться тебе?
Кузя – Да зябко мне что-то
Дарья - А ты Кузенька не беспокойся, я сейчас поленницу подброшу, жарчей будет.
Кузя – Эх хорошо, тепло, сиди на печи, да ешь калачи, а на улице снегу-то намело, прям зима.
Дарья – так Ноябрь на дворе. Деды наши так говорили – « В ноябре осень с зимой борются». Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается.
А ещё ноябрь воротами в зиму называли.
А если в Ноябре снега надует – хлеба прибудет.
Кузя – Хлебушек – это хорошо, а ещё бы пирогов и булок.
Дарья – Будут тебе и пироги и булки, я с утра уж пирогов напекла, пока ты за печкой спал.
Кузя – Так чего же ты тётка Дарья медлишь, неси скорей их сюда.
Дарья - Так всему своё время. Сегодня день святых Кузьмы и Демьяна – «Кузьминки» по простому, вот я на «Кузьминские» посиделки гостей позвала. Вот придут ко мне внучка с подружками на посиделки и друзей своих приведут, вот тогда и пироги есть будем.
Кузя – Знаю я эти посиделки, придут ребятки, посидят - посидят все пироги слопают и уйдут, вот и посиделки.
Дарья – А ты Кузенька не ворчи, ты сегодня у нас тоже именинник.
Кузя – Это почему ж?
Дарья – Тебя ведь тоже Кузьмой зовут, как и святого Козьму, а те люди, кого зовут Кузьмой, в этот день именинники.
Кузя - Вот здорово.
Дарья – Слышишь Кузя калитка скрипнула, это внучка с ребятами пришла.
Кузя – я тётка Дарья, лучше за печкой посижу, нельзя нам домовым людям на глаза показываться.
Дарья – ребяткам можно, они ещё маленькие и в сказки верят.
Кузя – неужели, правда верят? Ну ладно, тогда останусь ( прячется под корзину)
( под музыку входят дети)
Внучка – Здравствуй бабушка,
Дарья – Здравствуй внучка моя дорогая, доброго здоровья и вам ребятки.
Дети - Мы хозяюшка на посиделки пришли,
Рукоделье с собой принесли
Взяли ложки. Балалайку.
Чтоб порадовать хозяйку.
Песнями и плясками.
А ты потешь нас сказками.
Вед – проходите, ребятушки да садитесь на лавки широкие.
( дети рассаживаются на лавки)
( Кузя под корзиной чихает)
Внучка - Здравствуй домовой - хозяин дома ,
Кузя – Ты погляди, тётка Дарья , ребята меня узнали и совсем не испугались.
Дарья – А чего тебя боятся, ты добрый домовой, правда ребята.
Кузя – Ты тётка Дарья пироги неси, а то я проголодался. Не гоже мне голодному сидеть, ведь сегодня праздник имени меня.
Дарья – Ты Кузя нос-то не задирай, ты лучше сядь, а мы с ребятами тебе про Кузьму и Демьяна всё расскажем.
С детских лет два брата Кузьма и Демьян жили в труде, всем помогали, людей лечили и за свою помощь ничего с людей не брали, бессеребренники были, поэтому и сделали их святыми. И с тех пор Святые покровительствуют всем ремесленникам и рукодельникам, в работе им помогают. За это их стали звать – рукомесленниками. Особо в работе они помогают кузнецам и пряхам, потому, что труд этот очень тяжёлый.
Кузя – И чего в этом рукоделье сложного, сиди и шей себе рубашки.
Дарья - Что бы рубашку сшить, сначла надо нитки спрясть, да холст соткать, рубашку сшить, да расшить её узором. Вот и сидели девицы тёмными вечерами за прялками и пяльцами.
Кузя – Да, не так-то просто рукодельем заниматься.
Дарья - Много про рукоделье в народе поговорок и загадок сложили.
Ребята, кто помнит поговорки про рукоделие?
Дети:
« Соха кормит – веретено одевает»
« Прядись куделя, на этой недели. На новой будет не досуг, может замуж позовут»
«
Куделя не медведь на неё можно завтра поглядеть»
«Тонко прясть – долго ждать»
Дарья – А вот послушайте загадки:
С локоть мохнато
С локоть голо
С локоть под себя ушло ( прялка)
Чем больше я верчусь тем больше я толстею ( веретено)
Чем больше верчусь, тем больше становлюсь (веретено)
Маленький, сухонький, весь мир одевает (веретено)
Хвостик льняной, а носочек стальной ( игла с ниткой)
Легонькая, кругленькая, а за хвост не поднять.( катушка ниток)
Я пушистый, мягкий, белый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Закачусь и под комод ( клубок ниток)
Дарья - На «Кузьминки» собираются девушки на посиделки с рукоделием. Прядут, песни поют, а то и поиграть захотят, тоже не возбронялось.
Кузя – А во что играли, в прялки что ли?
Дарья – На таких посиделках играли парные игры, где парень себе девушку выбирает. Давай мы с ребятами в такую игру сыграем вот и поглядишь.
( игра «По загороду», игра «ПРЯЛИЦА», как вариант)
Уж ты прялица, ты прялица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясть я и попрядовать
На беседушку поглядывать
На беседе нет весельица
А девчоночка не сердится
Как девчонка по дорожке шла
Да в лесочке барабан нашла
Она била барабанила
Из-за леса парня манила
Из-за лева, леса тёмного
Из-за садика зелёного.
Дарья - Ну что наигрались, теперь посидим, отдохнём.
Погляди, какие у нас девицы красивые да нарядные, к празднику готовились, принаряжались. А знаешь Кузя, « Кузьминки» считался девичьим праздником и
« Покровителем свадеб». Их так в народе и звали: - « Кузнецы семейного счастья» поэтому девицы на посиделки прихорашивались, что бы женихам понравиться. На Кузьминки раньше много свадеб устраивали.
Кузя – Рано нам про свадьбы думать. Малы ещё.
Дарья – Поживём, увидим.
За кулисами охает, кряхтит, входит Кума сундук тащит.
Кума – Эй, кума, гостей ждёте.
Дарья – Ждём соседушка, ждём, проходи, садись к печи, согрейся.
А сундук – то тяжелый. А ну-ка Кузьма подсоби, а я самовар поставлю.
Кузя – Ой сундук- то тяжёлый. Ты тётка Марья, туда небось камней наложила, дай-ка погляжу( заглядывает в сундук). Да тут бабуля тряпочки одни.
Кума – Да какие же это тряпочки, это - рукоделье моё.
Кузя –. А я тётка Марья между прочим именинник, а ты тряпочки принесла, нет бы пряничков или сушек.
Кума – С именинами тебя Кузьма, про тебя не забыла. Вот держи бублик.
Кузя – За подарочек спасибо. А в сундуке, что?
Кума – А это Кузьма вышивка, сама вышивала, белы ручки колола. Я её с детства собирала, и до сих пор как память храню. Вот пришла ребятам показать, да порукодельничать по старинке. Раньше на посиделках всегда рукодельничали. Кто шьёт, кто прядёт, кто песни поёт. За песнями работа быстрей спориться, и гостям приятно и хозяйке в радость, вот мы с ребятами и порукодельничаем.
Кузя – Какие из наших девчонок рукодельницы, вон маленькие какие.
Кума – Всё они умеют, и всё знают, правда, ребята?!
Уже с детских лет девочки под присмотром матери, бабушки постигали секреты женского ремесла, пряли, ткали, вышивали, готовили себе приданное.
Кузя – А приданное, это что такое?
Кума– Эх ничего-то ты не знаешь, а домовой. Вот послушай, выходя замуж, девушка брала с собой вещи, сделанные своими руками скатерти, полотенца, праздничные одежды.
Не менее 40-ка полотенец надо было соткать и расшить к своей свадьбе. Такие полотенца называли рушниками.
Рушниками невеста одаривали жениха и всю его родню. На рушнике подносили хлеб соль молодым и избу тоже украшали вышитыми рушниками.
Кузя – Ох, тётка Марья, смотри у тебя рушников –то сколько, красота-то какая, на полотенчике петушки как живые нарисованы.
Кума– А это Кузя не рисунок вовсе, а вышивка.
Кузя – Бабулечка, и неужели вся это красота простой иголочкой вышита.
Кума– Да, Кузенька, простой иголочкой. А вышивали узоры крестом, потому, что так наши предки изображали солнце,
(от слова - рождать, творить) узор шёл по белому полотну: в древние времена белый цвет – олицетворял божий свет, т.е. небо.
А вот почему же узор был чаще всего красным, тебе ребята расскажут.
( Педагог задаёт наводящие вопросы детям, они отвечают.)
Раньше считали красный цвет – цвет огня, а огонь это свет, это красиво, т.е красно.
Со временем смысл узоров стал забываться. И орнамент стал играть чисто декоративную роль.
Узор на полотенце симметричен, т. е. одинаковый по краям .
И рисунок у каждой рукодельницы был свой, неповторимый – это и птицы, петухи, растения – или как их называли – « древо жизни» различные линии, ромбы, женские фигурки.
Кузя – Погляжу я на эти рушники, тут и птички и петушки, и линии разные, сколько потрудиться надо, что бы такую красоту вышить.
Кума – Если по старинке, шить-вышивать, да при лучине, много времени пройдёт, а если при свете, да с выдумкой так время быстро пролетит.
Вот погляди, как мы с ребятами с помощью трафаретов, штампиков нанесём рисунки на полотенце, получиться не хуже чем вышивка. Я и краски и кисточки захватила и трафареты.
Кузя – Тётка Марья, уж больно мне хочется поглядеть, как с помощью этих ромбиков и квадратиков ребята будут рисунок на рушники наносить.
Кума – а ты сейчас Кузя всё сам и увидишь. Делу время, потехе час, приглашаю вас ребята занять свои рабочие места, а ты Кузя будешь мне помогать……
ЗАНЯТИЕ по изобразительной деятельности на тему : «Нетрадиционные способы изображения орнамента в народной вышивке»
Кума – Все с работой справились молодцы.
Дарья – Я пока самовар ставила да по хозяйству хлопотала. Вы гляжу, без дела не сидели.
Кума - Какие ребятки у нас соседушка молодцы, вот и рушники готовы, а узоры-то какие - глаз не отвести, правда, Кузя.
Кузя – А теперь надо эту красоту в сундук сложить, до поры до времени.
Дарья – Такую красоту не в сундуке надо хранить, а избу украшать.
Кузя – Это потому, что у тебя сундука нет, вот ты так и говоришь.
Дарья – Как это нет, мой сундучок хоть и маленький, да дорогого стоит,
В нём я свой убор свадебный храню, да платок девичий, суженным дареный. В такой убор девицы перед свадьбой невесту обряжают, песни величальные поют.
Кузя – Вот это красота, полюбоваться бы на такую невесту, да и на свадьбу тоже поглядел.
Кума – А давай соседушка, мы с ребятами в шуточную свадьбу поиграем, раньше на Руси с помощью игр детей знакомили с обрядами взрослой жизни.
Разыгрывали с ними «Шуточные свадьбы». Вот в такую « Шуточную свадьбу» мы и поиграем.
Дарья – А кого же, соседушка, мы женить будем. Ребят много, и ребята молодцы-удальцы, и девчонки все красавицы, как на подбор, кого выбрать, рассуди.
Кума – а как раньше в хороводе, да при народе, по платку выбирали, не уж-то забыла соседушка. Ну-ка молодцы держите платок.
(« Кто поймал тот и жених»)
( дети исполняют хоровод - « БОЯРА.»)
Кузя – Хороша невестушка. Лицом - бела, щеками - румяна, и стройна и пригожа, на лебедь белую похожа.
Дарья – Постой Кузенька, наша девица ещё не невеста. Невестой она станет, тогда - когда её просватают. Сватовство это первый обряд в свадебном действе.
Кузя - Так чего ж мы стоим, сватать надо, а я сватом буду.
Кума - Вот возьми рушник. Сватам всегда надевали рушники через плечо, чтобы каждый видел, кого сватать идут.
( надевает на Кузю рушник)
Кузя - Расступись народ! Разойдись народ!
Жених невесту сватать идёт!
( Под музыку Кузя проходит по кругу и выстраивается рядом с ребятами)
Кузя - Низкий поклон вам Бояре.
Разрешите в горенку пройти, слово молвить!
Дарья – Милости просим! А зачем Бояре пожаловали, мы гостей не ждали, не ведали?
Кузя –У Вас товар – у нас купец. У вас лебедь белая - красна девица, а у нас сокол ясный - добрый молодец. Вот и пришли мы вашу девицу за нашего молодца сватать.
Кума – Так у нас не одна лебедь белая. А целая стая лебединая, и все красавицы как на подбор, а вам которую надо?
Сват(Кузя) – Стая нам не нужна. Нам одну, которая по сердцу пришлась.
Зовут её ( имя).
Дарья и Кума - А ну девицы красавицы перед Боярином пройдите, подруженьку гостям покажите.
( дети исполняют свадебную песню - «ХОРОВОД»)
Кузя – Вот она лебедь белая, сердцу любая.
Кума – Не торопись сваток, и ты жених терпелив будь.
Просватали вы девицу, теперь она невестою стала.
Дарья - Мы с подружками невесту обряжать к свадьбе будем.
Вы подруженьки, красны девицы,
Расплетайте руссу косоньку - красу девичью.
Надевайте ей убор свадебный,
Покрывайте её платком шёлковым.
( девочки и вед наряжают невесту)
Дарья – Вот и готова краса девичья, а вы подружки, до времени её жениху не показывайте.
( Звучит музыка, перед девушками выстраиваются мальчики)
Девочки – За такую красу, да за девичью,
Не откупишься златом-серебром.
Жених - друзья мои, добры молодцы,
Помогите мне красу выкупить.
Подруженек в хоровод зовите,
Платком заветным их одарите
Кузя – Эй, хозяюшка, вот и свадебный поезд прибыл.
Жених – на месте.
Музыканты – на месте.
Теперь хотим поглядеть и невесту.
Готова ли невеста, краса ненаглядная?
Дарья и Кума – Готова! Вы подруженьки выходите, красну девицу выводите, Жениху её покажите.
(Девочки выводят невесту)
Девочка 1. - Вот и девица – краса ненаглядная.
Наряжали её подруженьки,
Выводили боярину.
Девочка 2. - Ты за девицу, нам выкуп дай.
Чтоб боярский этот выкуп был.
( жених одаривает подруг)
Жених – Вот вам девицы, злато - серебро.
Ленты шёлковы, бусы алые. ( девицы рассматривают дары)
( дети исполняют « КАДРИЛЬ»)
Кума – Ну а теперь невестушка, выходи, поклонись своему суженному.
Поднеси дары свадебные.
Невеста – Ой ты суженный, ой ты ряженный,
В дар прими рушник свадебный
Вышила я на нём - сады райские.
А в садах поют птицы дивные.
( отдаёт жениху рушник)
Ой вы гости, гости милые,
И для вас рушники я вышила.
Исколола я все белы рученьки.
Тёмным вечером вышиваючи.
Кузя – Ах. Невестушка, ай да рукодельница.
Вышивала, не ленилась, к замужеству торопилась.
Дарья - А теперь проверим, какая наша невестушка хозяюшка, всё ли умеет делать? Вот нитки и пуговицы рассыпала, собрать бы надо, да по цвету разложить, а мы поглядим, скора ли на руку. А вы подружки помогайте.
( игра «Собери пуговицы»)
Кузя –Надо бы и жениху испытание устроить, как он с хозяйством справиться. Сможет ли дом построить. Вот у нас и материал имеется. А вы мальчишки помогать ему будите, кирпичи подносить.
( игра «Построй дом»)
Кума – А теперь самое сложное испытание, надо бы малыша одеть и запеленать. Посмотрим, как наши ребятки справятся.
( одевают куклу укладывают в коляску.)
Кузя – И невеста хороша, и жених подстать невесте.
Дарья - Вы гости дорогие, бояре молодые! На жениха и невесту поглядели,
Пора и себя показать.
На месте нечего стоять,
На свадьбах все должны плясать.
( дети исполняют пляску – « ОЙ НА ГОРКЕ КАЛИНА»)
Кузя – Посмотрите, какие красивые у нас жених и невеста,
И поженили мы их хоть и в шутку да по всем правилам.
И сватали, и рядили, и выкупали, и дары дарили, а теперь всем миром, да за свадебный стол пора.
Дарья - А у меня и угощенье готово. Вот пироги горячие с пылу с жару. Наши ребята сегодня так старались, по заслугам им и награда.
Кума – Мы сегодня все старались.
Рукодельем занимались.
Кузя – Пели песни, и плясали.
Даже в свадьбу поиграли.
Дарья – Но час прошёл, прощаться надо,
И с гостями и с ребятами.
Кузя – Весёлые посиделки были у нас
Все - За это спасибо всем скажем сейчас.
Открытый показ интегрированного развлечения
для родителей.
(Совместная работа педагогов дополнительного образования по фольклору, изобразительной деятельности и воспитателя группы)
.
« Осенние праздники народного календаря»
« Кузьминки»
Участники: дети подготовительной группы №12.
педагог дополнительного по фольклору
образования. Любимова А.А.
педагог дополнительного
образования по изобразительной
деятельности Кончакова Н.А.
воспитатель подготовительной
группы № 12 Шабалина Е.Г.
МАДОУ Детский сад №5 « Теремок»
Городское объединение Троицк в г. Москве.
2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"
Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...
музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки
Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....
«КУЗЬМИНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе сельского детского сада
В методической разработке представлены сценарий фольклорного праздника "Посилелки на Кузьму-Демьяна", этапы его подготовки. Рассматриваются отдельные формы работы с родителями при подготовке пра...
Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе
В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообраз...
Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...
Презентация «Мой любимый Кузьминский парк»
Данный проект посвящён одному из красивейших парков Москвы, который посещает огромное количество детей и взрослых. В Кузьминском парке представлены различные виды флоры и фауны. Это место, где можно о...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...