'Кузьминские Посиделки:"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Вариант интегрированного обучения деетей на основе знакомства с народным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzminskie_posidelki.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зал украшен декорациями народной избы: стол по центру, лавки по бокам, на заднем плане печь. В оформлении использованы домашняя утварь, предметы старины. Изделия народных промыслов.

В зал входят дети – участники спектакля, рассаживаются на стулья перед

« сценой».Звучит музыка, в избу входит бабушка, она хлопочет возле печи. За печкой спит домовой Кузя.

Дарья  – Ох и холодно сегодня, снег так и вьюжит.

      Кузя – Ох, ох!

Дарья  – Что-то ты Кузьма разохался, аль не здоровиться тебе?

Кузя – Да зябко мне что-то

Дарья  - А ты Кузенька не беспокойся, я сейчас поленницу подброшу, жарчей будет.

Кузя – Эх хорошо, тепло, сиди на печи, да ешь калачи, а на улице снегу-то намело, прям зима.

Дарья – так Ноябрь на дворе. Деды наши так говорили – « В ноябре осень с зимой борются». Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. Ноябрь полузимник: мужик с телегою прощается, в сани забирается.

А ещё ноябрь  воротами в зиму называли.

А если в  Ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Кузя – Хлебушек – это хорошо, а ещё бы пирогов и булок.

Дарья – Будут тебе и пироги и булки,   я с утра уж пирогов напекла, пока ты за печкой спал.

Кузя – Так чего же ты тётка Дарья  медлишь, неси скорей их сюда.

Дарья - Так всему своё время. Сегодня день святых Кузьмы и Демьяна – «Кузьминки» по простому, вот я на «Кузьминские» посиделки гостей позвала. Вот придут ко мне внучка с подружками на посиделки и друзей своих приведут, вот тогда и пироги есть будем.

Кузя – Знаю я эти посиделки, придут  ребятки, посидят -  посидят все пироги слопают и уйдут, вот и  посиделки.

Дарья – А ты Кузенька не ворчи, ты сегодня у нас тоже именинник.

Кузя – Это почему ж?

Дарья – Тебя ведь тоже Кузьмой зовут, как и святого Козьму, а те люди, кого зовут Кузьмой, в этот день именинники.

Кузя - Вот здорово.

Дарья – Слышишь Кузя калитка скрипнула, это внучка с ребятами  пришла.

Кузя – я тётка Дарья, лучше за печкой посижу, нельзя нам домовым людям на глаза показываться.

Дарья  – ребяткам можно, они ещё маленькие и в сказки верят.

Кузя – неужели,  правда верят? Ну ладно,  тогда останусь ( прячется под корзину)

( под музыку входят дети)

Внучка –   Здравствуй бабушка,

Дарья – Здравствуй внучка моя дорогая,  доброго здоровья и вам ребятки.

Дети  - Мы хозяюшка на посиделки пришли,

             Рукоделье  с собой принесли  

             Взяли ложки. Балалайку.

             Чтоб порадовать хозяйку.

             Песнями и плясками.

             А ты потешь нас сказками.

Вед – проходите, ребятушки да садитесь на лавки широкие.

                 ( дети рассаживаются на лавки)

( Кузя под корзиной чихает)

Внучка  - Здравствуй домовой -  хозяин дома ,

Кузя – Ты погляди, тётка Дарья , ребята меня узнали и совсем не испугались.

Дарья – А чего тебя боятся, ты добрый домовой, правда ребята.

Кузя – Ты тётка Дарья пироги неси, а то я проголодался. Не гоже мне голодному сидеть, ведь сегодня праздник имени меня.

Дарья – Ты Кузя нос-то не задирай, ты лучше сядь, а мы с ребятами тебе про Кузьму и Демьяна всё расскажем.

С детских лет два брата Кузьма и Демьян жили в труде, всем помогали, людей лечили и за свою помощь ничего с людей не брали, бессеребренники были, поэтому и сделали их святыми. И с тех пор Святые  покровительствуют всем ремесленникам и рукодельникам, в работе им помогают. За это их стали звать – рукомесленниками. Особо в работе они помогают кузнецам и пряхам, потому, что труд этот очень тяжёлый.

Кузя – И чего в этом рукоделье сложного, сиди и шей себе рубашки.

Дарья - Что бы рубашку сшить, сначла надо нитки спрясть, да холст соткать,  рубашку сшить, да расшить её узором. Вот и сидели девицы тёмными вечерами за прялками и пяльцами.

Кузя – Да, не так-то просто рукодельем заниматься.

Дарья - Много про рукоделье в народе поговорок и загадок сложили.

 Ребята, кто помнит поговорки про рукоделие?

Дети:

« Соха кормит – веретено одевает»

« Прядись куделя, на этой недели. На новой будет не досуг, может замуж позовут»

«

Куделя не медведь на неё можно завтра поглядеть»

«Тонко прясть – долго ждать»

Дарья – А вот послушайте загадки:

С локоть мохнато

С локоть голо

 С локоть под себя ушло ( прялка)

Чем больше я верчусь тем больше я толстею ( веретено)

Чем больше верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Маленький, сухонький, весь мир одевает (веретено)

Хвостик льняной, а носочек стальной ( игла с ниткой)

Легонькая, кругленькая, а за хвост не поднять.( катушка ниток)

Я пушистый, мягкий, белый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Закачусь и под комод ( клубок ниток)

Дарья - На «Кузьминки» собираются девушки на посиделки с рукоделием. Прядут, песни поют, а то и поиграть захотят, тоже не возбронялось.

Кузя – А во что играли, в прялки что ли?

Дарья – На таких посиделках играли парные игры, где парень себе девушку выбирает. Давай мы с ребятами в такую игру сыграем вот и поглядишь.

( игра «По загороду», игра «ПРЯЛИЦА», как вариант)

Уж ты прялица, ты прялица моя

Пойду вынесу на улицу тебя

Буду  прясть я и попрядовать

На беседушку поглядывать

На беседе нет весельица

А девчоночка не сердится

Как девчонка по дорожке шла

Да в лесочке барабан нашла

Она била барабанила

Из-за леса парня манила

Из-за лева, леса тёмного

Из-за садика зелёного.

Дарья - Ну что наигрались, теперь посидим, отдохнём.

 Погляди, какие у нас девицы красивые да нарядные, к празднику  готовились, принаряжались. А знаешь Кузя, « Кузьминки» считался девичьим праздником и

« Покровителем свадеб».  Их так в народе и звали: - « Кузнецы семейного счастья» поэтому девицы на посиделки прихорашивались, что бы женихам понравиться. На Кузьминки раньше много свадеб устраивали.

Кузя – Рано нам  про свадьбы думать. Малы ещё.

Дарья – Поживём, увидим.

За кулисами охает, кряхтит, входит Кума  сундук тащит.

Кума – Эй, кума, гостей ждёте.

Дарья – Ждём соседушка, ждём, проходи, садись к печи, согрейся.

 А сундук – то тяжелый. А ну-ка Кузьма подсоби, а я самовар поставлю.

 Кузя – Ой сундук- то тяжёлый. Ты тётка Марья, туда небось камней наложила, дай-ка погляжу( заглядывает в сундук). Да тут бабуля тряпочки одни.

Кума  – Да какие же это тряпочки, это  -  рукоделье моё.

Кузя –. А я тётка Марья  между прочим именинник,  а ты тряпочки принесла, нет бы пряничков или сушек.

Кума – С именинами тебя Кузьма, про тебя не забыла. Вот держи бублик.

Кузя – За подарочек спасибо. А в сундуке, что?

 Кума – А это Кузьма вышивка, сама вышивала, белы ручки колола. Я её с детства собирала, и до сих пор как память храню. Вот пришла ребятам показать, да  порукодельничать по старинке. Раньше на посиделках всегда рукодельничали. Кто шьёт, кто прядёт, кто песни поёт. За песнями работа быстрей спориться, и гостям приятно и хозяйке в радость, вот мы с ребятами и  порукодельничаем.

 Кузя – Какие из наших девчонок рукодельницы, вон маленькие какие.

Кума – Всё они умеют, и всё знают, правда, ребята?!

Уже с детских лет девочки  под присмотром матери, бабушки постигали секреты женского ремесла, пряли, ткали, вышивали, готовили себе   приданное.

Кузя – А приданное, это что такое?

Кума– Эх ничего-то ты не знаешь, а домовой. Вот послушай, выходя замуж, девушка брала с собой вещи, сделанные своими руками  скатерти, полотенца, праздничные одежды.        

Не менее 40-ка полотенец надо было соткать и расшить к своей свадьбе. Такие полотенца называли рушниками.

 Рушниками невеста одаривали жениха и всю его родню. На рушнике подносили хлеб соль молодым и избу тоже украшали вышитыми рушниками.

Кузя – Ох, тётка Марья,  смотри у тебя рушников –то сколько, красота-то какая, на полотенчике петушки как живые нарисованы.

Кума– А это Кузя не рисунок вовсе, а вышивка.

Кузя – Бабулечка, и неужели вся это красота простой иголочкой вышита.

Кума– Да, Кузенька, простой иголочкой. А вышивали узоры крестом,  потому, что так наши предки изображали солнце,

 (от слова - рождать, творить) узор шёл по белому полотну: в древние времена белый цвет – олицетворял божий свет, т.е. небо.

А вот почему же узор был чаще всего красным, тебе ребята расскажут.

( Педагог задаёт наводящие вопросы детям,  они отвечают.)

Раньше считали красный цвет – цвет огня, а огонь это свет,  это красиво, т.е красно.

Со временем смысл узоров стал забываться. И орнамент стал играть чисто декоративную роль.

Узор на полотенце симметричен, т. е. одинаковый по краям .

И рисунок у каждой рукодельницы был свой, неповторимый – это и птицы, петухи, растения – или как их называли – « древо жизни» различные линии, ромбы, женские фигурки.

Кузя – Погляжу я  на эти рушники, тут и птички и петушки, и линии разные, сколько потрудиться надо, что бы такую красоту вышить.

Кума – Если по старинке, шить-вышивать, да при лучине, много времени пройдёт, а если при свете, да с выдумкой так время быстро пролетит.

Вот погляди, как мы с ребятами с помощью трафаретов, штампиков нанесём рисунки на полотенце, получиться не хуже чем вышивка. Я и краски и кисточки захватила и трафареты.

Кузя – Тётка Марья, уж больно мне хочется поглядеть, как с помощью этих ромбиков и квадратиков ребята будут рисунок на рушники наносить.

Кума – а ты сейчас Кузя всё сам и увидишь. Делу время, потехе час, приглашаю вас ребята занять свои рабочие места, а ты Кузя будешь мне помогать……

 ЗАНЯТИЕ по изобразительной деятельности на тему : «Нетрадиционные способы изображения орнамента в народной вышивке»

Кума – Все с работой справились молодцы.

Дарья – Я пока самовар ставила да по хозяйству хлопотала. Вы гляжу, без дела не сидели.

Кума -  Какие ребятки у нас соседушка молодцы, вот и рушники готовы, а узоры-то какие - глаз не отвести, правда, Кузя.

Кузя – А теперь надо эту красоту в сундук сложить, до поры до времени.

Дарья – Такую красоту не в сундуке надо хранить, а избу украшать.

Кузя – Это потому, что у тебя сундука нет, вот ты так и говоришь.

Дарья – Как это нет, мой сундучок хоть и маленький, да дорогого стоит,

В нём я  свой  убор свадебный храню, да платок девичий, суженным дареный. В такой убор девицы перед свадьбой невесту обряжают, песни величальные поют.

Кузя – Вот это красота, полюбоваться бы  на такую невесту, да и на  свадьбу тоже поглядел.

Кума  – А давай соседушка, мы с ребятами в шуточную свадьбу поиграем,  раньше на Руси  с помощью игр детей знакомили с обрядами взрослой жизни.

Разыгрывали с ними «Шуточные свадьбы».  Вот в такую « Шуточную свадьбу» мы и поиграем.

Дарья – А кого же, соседушка,  мы женить будем. Ребят много, и ребята молодцы-удальцы, и девчонки все красавицы, как на подбор, кого выбрать, рассуди.

Кума – а как раньше в хороводе, да при народе, по платку выбирали, не уж-то забыла соседушка. Ну-ка молодцы держите платок.

(« Кто поймал тот и жених»)

                                           

                 ( дети исполняют хоровод -  « БОЯРА.»)

Кузя – Хороша невестушка. Лицом - бела,  щеками - румяна, и стройна и пригожа, на лебедь белую похожа.

Дарья  – Постой Кузенька,  наша девица  ещё не невеста. Невестой она станет, тогда - когда  её просватают.  Сватовство это первый обряд в свадебном действе.

Кузя -  Так чего ж мы стоим, сватать надо, а я  сватом буду.

Кума  - Вот возьми рушник. Сватам всегда надевали рушники через плечо, чтобы каждый видел, кого сватать идут.

( надевает на Кузю рушник)

Кузя -  Расступись народ! Разойдись народ!

            Жених невесту сватать идёт!    

                                       

 ( Под музыку Кузя проходит по кругу и выстраивается рядом с ребятами)            

Кузя -        Низкий поклон вам Бояре.

                  Разрешите в горенку пройти, слово молвить!

Дарья  – Милости просим! А зачем Бояре пожаловали, мы гостей не ждали, не ведали?

Кузя –У Вас товар – у нас купец. У вас лебедь белая - красна девица,  а у нас  сокол ясный -  добрый молодец. Вот  и пришли мы вашу девицу за нашего молодца сватать.

Кума  – Так у нас  не одна лебедь белая. А целая стая лебединая, и все красавицы как на подбор, а вам которую надо?

Сват(Кузя) – Стая нам не нужна. Нам одну, которая по сердцу пришлась.

    Зовут её ( имя).

Дарья и Кума   -  А ну девицы красавицы перед Боярином пройдите, подруженьку гостям  покажите.

                 ( дети исполняют свадебную песню -   «ХОРОВОД»)

Кузя – Вот она лебедь белая, сердцу любая.

Кума  – Не торопись сваток, и ты жених терпелив будь.

 Просватали вы девицу, теперь она невестою стала.

Дарья - Мы с подружками невесту обряжать к свадьбе будем.

Вы подруженьки, красны девицы,

Расплетайте руссу косоньку - красу девичью.

Надевайте ей убор свадебный,

Покрывайте её платком шёлковым.

( девочки и вед наряжают невесту)  

Дарья – Вот и готова краса девичья, а вы подружки,  до времени её жениху  не показывайте.

 ( Звучит музыка, перед девушками выстраиваются мальчики)

Девочки – За такую красу, да за девичью,

                   Не откупишься златом-серебром.

Жених -   друзья мои, добры молодцы,

                 Помогите мне красу выкупить.

                 Подруженек в хоровод зовите,

                 Платком заветным их одарите

Кузя – Эй, хозяюшка, вот и свадебный поезд прибыл.

           Жених – на месте.

             Музыканты – на месте.

             Теперь хотим поглядеть и невесту.

              Готова ли невеста, краса ненаглядная?

Дарья и Кума – Готова! Вы подруженьки выходите, красну девицу выводите, Жениху её покажите.

(Девочки выводят невесту)

 

Девочка  1.  - Вот и девица – краса ненаглядная.

Наряжали её подруженьки,

Выводили боярину.

Девочка 2.  - Ты за девицу, нам выкуп дай.

Чтоб боярский этот выкуп был.

( жених одаривает подруг)

Жених – Вот вам девицы, злато - серебро.

Ленты шёлковы, бусы алые. ( девицы рассматривают дары)

( дети исполняют « КАДРИЛЬ»)

Кума   – Ну а теперь невестушка, выходи, поклонись своему суженному.

Поднеси дары свадебные.

Невеста   – Ой ты суженный, ой ты ряженный,

В дар прими рушник свадебный

Вышила я на нём - сады райские.

А в садах поют птицы дивные.

( отдаёт жениху рушник)

Ой вы гости, гости милые,

И для вас рушники я вышила.

Исколола я все белы рученьки.

Тёмным вечером вышиваючи.

Кузя – Ах. Невестушка, ай да рукодельница.

             Вышивала, не ленилась, к замужеству торопилась.

Дарья  - А теперь проверим, какая наша невестушка хозяюшка, всё ли умеет делать? Вот нитки и пуговицы рассыпала, собрать бы надо, да по цвету разложить, а мы поглядим, скора ли на руку. А вы подружки помогайте.

( игра «Собери пуговицы»)

Кузя –Надо бы и жениху испытание устроить, как он с хозяйством справиться. Сможет ли дом построить. Вот у нас и материал имеется. А вы мальчишки помогать ему будите, кирпичи подносить.

( игра «Построй дом»)

Кума – А теперь самое сложное испытание, надо бы малыша одеть и запеленать. Посмотрим, как наши ребятки справятся.

( одевают куклу укладывают в коляску.)

Кузя – И невеста хороша, и жених подстать невесте.

Дарья  - Вы гости дорогие, бояре молодые! На жениха и невесту поглядели,

               Пора и себя показать.                    

           

    На месте нечего стоять,

               На свадьбах все должны плясать.

           ( дети исполняют пляску – «  ОЙ НА ГОРКЕ КАЛИНА»)

Кузя – Посмотрите, какие красивые у нас жених и невеста,

            И поженили мы их хоть и в шутку да по всем правилам.

            И сватали, и рядили, и выкупали, и дары дарили, а теперь всем     миром, да за свадебный стол пора.  

Дарья - А у меня и угощенье готово. Вот пироги горячие с пылу с жару. Наши ребята  сегодня так старались, по заслугам им и награда.

Кума  – Мы сегодня все старались.

               Рукодельем занимались.

Кузя –    Пели песни, и плясали.

              Даже в свадьбу поиграли.

Дарья  – Но час прошёл, прощаться надо,

               И с гостями и с ребятами.

 Кузя –    Весёлые посиделки были у нас

 Все -         За это спасибо всем скажем сейчас.

         

Открытый показ  интегрированного развлечения

для родителей.

(Совместная работа педагогов дополнительного образования по фольклору, изобразительной деятельности и воспитателя группы)

.

« Осенние праздники народного календаря»

                   

                 

                    « Кузьминки»

                   

 Участники:    дети подготовительной группы №12.

                                  педагог дополнительного по фольклору

                                  образования. Любимова А.А.

                       

                                  педагог дополнительного

                                  образования по изобразительной

                                  деятельности Кончакова Н.А.

                                  воспитатель подготовительной

                                  группы № 12 Шабалина Е.Г.

                     

                 

МАДОУ Детский сад №5 « Теремок»

Городское объединение Троицк в г. Москве.

2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

«КУЗЬМИНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» в подготовительной группе сельского детского сада

В методической разработке представлены сценарий фольклорного праздника "Посилелки на Кузьму-Демьяна", этапы его подготовки. Рассматриваются отдельные формы работы с родителями при подготовке пра...

Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообраз...

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...

Презентация «Мой любимый Кузьминский парк»

Данный проект посвящён одному из красивейших парков Москвы, который посещает огромное количество детей и взрослых. В Кузьминском парке представлены различные виды флоры и фауны. Это место, где можно о...