Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Федченко Надежда Ивановна

В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прогулка в Кузьминский лес48 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка в Кузьминский лес. Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе

Цели

  1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. С помощью вопросов способствовать развитию мышления, логики, творчества, эмоций ребёнка.
  4. Учить ребёнка думать, размышлять, уметь обосновать свой ответ.

Ход занятия

Занятие проводится в зале. Для оформления используются фрагменты летнего леса: изображение деревьев, цветов, муравейников, грибов-мухоморов, паутины с пауком на кустах и поляна, усыпанная мусором.

Под музыку летнего леса (пение птиц, журчание ручья и т.д.) на поляну свободно выходят дети, одетые по-походному, с рюкзаками за плечами, с фотоаппаратами, биноклями, мячами, ракетками. Они удивлённо смотрят по сторонам и разводят руками. Немая сцена.

Дети. Что случилось с нашей поляной?

На поляне валяются банки, битые бутылки, пакеты, остатки пищи, ещё тлеющий костёр.

Дети. Кто это сделал?

Воспитатель. Скорее всего, такие же ребята как мы. Может быть, здесь отдыхала целая семья (мама, папа и дети). А что вы так расстроились?

Дети. Здесь же нельзя отдыхать, играть.

Воспитатель. Вы ведь тоже любите отдыхать здесь в Кузьминском лесу со своими родителями и разжигаете костры, жарите шашлыки. Разве не так?

Дети. Да, мы отдыхаем, но потом убираем за собой: костёр засыпаем землёй, мусор закапываем в землю.

Настя. А мы собираем мусор в пакет, а потом папа выбрасывает там, где свалка.

Саша. Мы тоже любим отдыхать в лесу, жарить шашлыки, слушать громкую музыку, но мы ничего не убираем, оставляем всё в лесу. Там же никого нет, никто не увидит.

Воспитатель. Саша, ты меня «убил» своим ответом. Разве я вас этому учу, воспитываю?

Денис. Пойдёмте на другую поляну, а то здесь очень грязно.

Максим. Эту поляну надо убрать и здесь отдыхать.

Костя. Я не буду убирать грязь, это не я сорил. И мама не разрешает мне ничего брать в руки.

Саша. Может, в банках бомба, взрывчатка?

Воспитатель. Взрывчатку или бомбу здесь никто не оставит, дети, так как в лесу  людей бывает мало. А мама твоя, Костя, права, грязь руками брать нельзя. Надо иметь перчатки, чтобы убирать всё это, или грабли, лопатки, совочки. Никто из вас не подумал об этом, а я предполагала, что мы это увидим. Поэтому взяла в пакет несколько граблей, перчатки и совок. Ребята, а если бы я не взяла грабли, что бы мы стали делать? Подумайте.

Дети. Можно всё это убрать палочками.

Воспитатель. Правильно! Снимайте рюкзаки! Приступаем к уборке!

Дети сложили рюкзаки под куст, взяли кто грабли, кто палочки, кто совочки, надели перчатки и все стали убирать мусор. Собрали большую кучу мусора. А куда её деть? Ведь большой лопаты нет, чтобы закопать. Дети приумолкли.

Воспитатель. А у меня есть вот что!

Показываю пакет.

Дети. Ура!

Всё сложили в большой пакет, отнесли в сторону.

Слава. А ещё костёр надо затушить.

Воспитатель. Я это тоже предусмотрела. Вот маленькое ведёрко с песком и мы его сейчас засыплем.

Засыпаем костёр.

Воспитатель. Вот видите, как мы быстро навели порядок на поляне, и она стала такой красивой, а воздух тут чудесный.

Звучит музыка. Фонограмма - шум ручья, пение птиц в лесу.

Воспитатель. Ребята, вы слышите? Слышите? Птицы запели! Это они нам спасибо говорят.

Воспитатель замечает, что кто-то из детей загрустил, подходит к ребёнку.

Воспитатель. Что случилось, почему загрустила?

Лена. Мы уйдём, а кто-то придёт и опять намусорит.

Воспитатель. Верно. Дети, вот Лена говорит, что мы убрали поляну, а когда уйдём домой, придут плохие люди и опять намусорят. А давайте напишем плакат и повесим на видном месте, чтобы никто не мусорил на нашей поляне.

Дети (возбуждённо, взволнованно). Давайте!

Воспитатель. Сказано - сделано!

Воспитатель достаёт бумагу большого формата и пишет под диктовку ребят: «Люди! Берегите природу! Не сорите на нашей поляне! Дети детского сада №756».

Воспитатель. Всё готово! Теперь надо выбрать видное место и повесить.

Дети. Вот сюда, на дерево.

Воспитатель. Ребята, я сейчас наше обращение в целлофановый пакет вставлю.

Дети. Зачем это?

Воспитатель. А если пойдёт дождик, то всё, что мы написали, размокнет, а так - нет.

Воспитатель вставляет плакат в прозрачный пакет с тесёмками.

Воспитатель. А теперь можно и отдохнуть.

Кто-то из детей достаёт бинокль, кто-то - фотоаппарат, а кто-то парами разошлись по поляне погулять, полюбоваться муравейником, яркими нарядными мухоморами, прекрасными бабочками, цветами. А кто-то усаживается на пенёчки и отдыхает, слушает, как поют птицы.

В это время воспитатель подходит то к одним детям, то к другим, перебрасывается словами. А затем воспитатель подходит к брёвнышкам, пенёчкам и приглашает ребят подойти к ней. Предлагает присесть на травку, на брёвна и пенёчки.

Воспитатель. Дети, а вы выполнили домашнее задание, которое я вам задала  на прошлом занятии?

Дети. Да (1-2 ответа).

Воспитатель. Так почему же кукушку называют мачехой?

Дети. Кукушка подбрасывает свои яички в чужие гнёзда, другим птичкам. Она не высиживает яички и птенчиков не кормит. Поэтому её зовут мачехой.

Воспитатель. Ребята, я с вами не согласна и с мнением некоторых людей. Это несправедливо.

Ваня. Как это так? Моя бабушка знает всё.

Воспитатель. Ванюша, разве я с тобой спорю или что-то сказала против твоей бабушки. Дети, вот послушайте, что я вам расскажу о кукушке.

Кукушка - очень полезная птица, нужная. Она приносит очень большую пользу природе тем, что поедает, уничтожает самых страшных, ядовитых, крупных, волосатых гусениц. Вы ведь знаете, что гусеницы уничтожают зелёные сочные листья на деревьях. Они могут превратить наш Кузьминский лес в мёртвый голый лес. Лес у нас большой, так ведь? Достаточно появиться в нём 4-5 кукушкам, и лес спасён.

А теперь представьте себе маму-кукушку, которая кормит маленького желторотого кукушонка этими гусеницами. Что с ним станет? Теперь вы понимаете, что кукушка вынуждена подкладывать свои яйца другим птицам, которые кормят своих птенцов мягким кормом (мухами, комарами, червями).

Представьте себе кукушку, которая подолгу сидит и выжидает момент, когда с гнезда улетит птичка, и тут кукушка подложит своё яйцо, потом - в другое гнездо точно так же. Маленькие птички потом выкармливают этих птенцов.

Понравился рассказ? Теперь вы поняли, почему кукушка подбрасывает яички к другим птичкам и сама не кормит своих птенцов. Придёте домой, обязательно расскажите своим бабушкам и мамам о кукушке.

А теперь давайте поиграем. Становитесь в круг.

Игра «Как же козам не бодаться». Повторить 2 раза.

Тут из-за деревьев появляется лесник.

Лесник. Здравствуйте, ребята! Вот стоял я, стоял, слушал вашу беседу, наблюдал за вами, да не выдержал, решил с вами поближе познакомиться.

Дети. Здравствуйте, а вы кто?

Дети обступили лесника.

Лесник. А вы отгадайте!

Загадывает детям загадку.

Лесник.

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет кто?..

Дети. Лесничий!

Дети. А что вы делаете?

Лесничий. Лес - большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Главная задача лесничего - охранять и беречь лес.

Живу в лесу я издавна,

Слежу за лесом пристально,

Чтоб лес не заболел,

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сытыми,

Чтоб жук кору не ел...

Кто хочет стать моим помощником?

Дети. Я! Я! Я!

Лесник. Сейчас я проверю, как вы знаете лес. Да вы, ребятки, присаживайтесь, посидим рядком - потолкуем ладком. Уселись? Ну теперь можно и поговорить. А что такое лес?

Дети. Это деревья, кустарники, трава, цветы, орехи, ягоды, птицы, насекомые, животные.

Лесник. Правильно! Леса бывают разные. Лес, где растут берёзы, называют...

Дети. Березняком. Берёзовая роща.

Лесник. Как вы назовёте лес, где растут ели? Сосны?

Дети. Хвойный лес. Ельник. Еловый лес. Сосновый бор. Сосновый лес.

Лесник. Много дубов...

Дети. Дубовая роща. Дубрава. Дубравушка.

Лесник. Как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети. Лес, где растут сосна, берёза, липа, дуб, клён, рябина, ель, осина и другие деревья.

Лесник. А сейчас я вам задам вопросы на логическое мышление.

Где труднее спрятаться зайцу от лисы: в смешанном лесу или в сосновом бору? Почему?

Дети. В сосновом бору, так как там нет густой травы и кустарников.

Лесник. Где построит гнездо сова: в березняке или в дубраве? Почему?

Дети. В дубраве, так как там есть жёлуди. А где жёлуди - там мыши. Ведь сова питается мышами.

Лесник. Почему клесту будет легче жить в еловом и сосновом лесу, чем в березняке?

Дети. В хвойном лесу клесту легче построить в укрытии гнездо, где зимой самочка насиживает яички. Гнездо в ветках ели незаметно, и его не разорят другие птицы, такие как вороны, сороки. А на берёзе было бы холодно, да и птицы увидели бы. Клесты питаются семенами еловых и сосновых шишек.

Лесник. Ребята, а ведь в лесу есть врачи! Кто они?

Дети. Муравьи, птицы.

Лесник. Правильно! В лесу живу я и с утра до вечера дежурю, обхожу свои владения и осматриваю всё вокруг меткими глазами. И вот, однажды, мне довелось наблюдать такую картину. Сижу тихо-тихо в тенёчке и вижу, как к большому муравейнику прилетели птицы и стали над ним танцевать, лапками топотать, крыльями махать. Много, дети, я прожил на свете, многое повидал, а такого не видал. Вот вам и вопрос.

Почему птицы прилетают к муравейнику и танцуют над ним? Они что, хотят разорить муравейники? Как вы думаете?

Дети. У птиц на теле между перьями заводятся насекомые-паразиты, которые птицам доставляют неудобства. И вот тогда птицы летят к муравейникам, своим спасителям, санитарам.

Лесник. Что-то я ничего не пойму.

Дети. Дедушка лесничий, птицы потому и летят к муравейникам, и танцуют, и крыльями машут. Это они пугают муравьишек, а те выскакивают из муравейника и по лапкам птичек и перьям забираются между пёрышками и вычёсывают у них всех насекомых.

Дети. Но это не всё. Они ещё обрызгивают тело птичек под крылышками своей муравьиной кислотой и делают дезинфекцию. Потом целых три месяца у птиц не заводится ничего.

Лесник. Вижу я, что ребята ваши (обращаясь к воспитателю) знающие, природу любящие. Хорошая смена нам растёт. Кузьминский лес скоро будет отмечать, справлять свой день рождения. Он будет рад встретить вас у себя. Добро пожаловать!

Воспитатель. Спасибо! Наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают. Послушайте!

Дети. Лес - богатство и краса, береги свои леса!

Лес и вода - родные брат и сестра.

Нет леса - посади, мало леса - береги, много леса - не губи!

Леса и воды - краса природы.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

Родной куст и зайцу дорог.

Лес видит, а поле слышит.

Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Лесник. Ай да ребята! Вы меня так порадовали! Спасибо вам, друзья мои. Я надеюсь, что в лесу вы будете вести себя как воспитанные гости, вы никого не потревожите, никому не помешаете, а лес отплатит вам за доброту грибами, ягодами, орехами и ещё подарит вам здоровье.

Люби лес, люби природу, будешь мил всегда народу.

До свидания, мои юные друзья. Теперь мы будем с вами встречаться чаще, и ещё много интересного вы узнаете о лесе.

Лесник уходит.

Дети, попрощавшись с лесником, поиграли в игру с мячом в кругу. А затем взяли рюкзаки, мячи, ракетки, мешок с мусором и пошли домой под фонограмму летнего леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия по экологии в подготовительной группе "Органы чувств.Глаза."

Материал является частью работы по экспериментированию в разных видах образовательной деятельности дошкольников. Занятие было подготовлено в рамках обмена опытом для малоопытных воспитателей....

Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе: "Комнатные растения"

              Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой)....

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»

Программное содержание:·        Дать детям представление о значении соли в жизни человека.·        Закреплять умение исследовать п...

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе на тему: «Путешествие на воздушном шаре», Апрель 2014г.

Открытое занятие для учителей (преемственность между ДОУ и начальной школой), апрель 2014г....

НОД конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе "Юные следопыты"

Комплексное  занятие  включает  в  себя  закрепления  представлений  детей  о  домашних  и  диких  животных,  умение  распознавать...

Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе " На приеме у Айболита"

Формирование представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека , закрепление ранее полученных  знаний о растениях, диких животных.  Воспитания у детей люв...

Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе: "Комнатные растения"

В зимнем саду оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.Звучит музыка. Входят дети осматривают выставку, делятся впечат...