Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Емельянова Елена Владимировна

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Слайд 1

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям письменной речи – дисграфии:

  • недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;
  • дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;
  • недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;
  • недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Слайд 2

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.
Нарушения  чтения и письма редко встречаются изолированно – обычно они взаимосвязаны.

Слайд  3, 4, 5, 6, 7, 8,

Коррекция нарушений речи наиболее успешна при раннем ее начале.

К мерам ранней профилактики дисграфии можно отнести  целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно: развитие дифференцированного слухового восприятия; развитие слуховой дифференциации звуков; развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи; развитие фонематического анализа и синтеза (в более позднем дошкольном возрасте).


 

Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14. 15

Вторичная профилактика дисграфий, заключается в проведении следующих мероприятий:

Формирование функционального базиса письма, а именно:

– развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляции слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, формирование навыков фонематического анализа и синтеза);

– развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления (отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий; совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; формирование навыков схематичного изображения пространственных представлений);

– формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.);

– развитие сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.

– развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

 

Актуальность и сложность данной проблемы ставят нас перед необходимостью всестороннего подхода к ее изучению, поиска наиболее эффективных мер по профилактике, устранению и предупреждению нарушения устной и письменной речи.


 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Слайд 1

В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям письменной речи – дисграфии:

  • недостаточная сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может в дальнейшем привести к акустической дисграфии, поэтому при нормальном речевом развитии ребенок должен различать «на слух» все звуки речи;
  • дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены могут в дальнейшем привести к артикуляционно-акустической дисграфии;
  • недостаточная сформированность простых видов фонематического анализа слов является предпосылкой дисграфии на основе несформированности языкового анализа и синтеза;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза может в дальнейшем привести к оптической дисграфии;
  • недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев рук будущего первоклассника будет влиять на темп письма и почерк, а также появлению специфических ошибок на фоне общей усталости руки.

Слайд 2

Вышеперечисленные предпосылки учитывались при составлении рекомендаций, т.к. работа по профилактике нарушений речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.
Нарушения  чтения и письма редко встречаются изолированно – обычно они взаимосвязаны.

Слайд  3, 4, 5, 6, 7, 8,

Коррекция нарушений речи наиболее успешна при раннем ее начале. 

К мерам ранней профилактики дисграфии можно отнести  целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно: развитие дифференцированного слухового восприятия; развитие слуховой дифференциации звуков; развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи; развитие фонематического анализа и синтеза (в более позднем дошкольном возрасте).


Слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14. 15

Вторичная профилактика дисграфий, заключается в проведении следующих мероприятий:

Формирование функционального базиса письма, а именно:

– развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны речи, стимуляции слухового внимания, совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений, формирование навыков фонематического анализа и синтеза);

– развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления (отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий; совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; формирование навыков схематичного изображения пространственных представлений);

– формирование изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.);

– развитие сукцессивных способностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений.

– развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Актуальность и сложность данной проблемы ставят нас перед необходимостью всестороннего подхода к ее изучению, поиска наиболее эффективных мер по профилактике, устранению и предупреждению нарушения устной и письменной речи.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста Подготовила учитель-логопед Емельянова Е.В. МАДОУ «Детский сад № 6»

Слайд 2

Необходимо: Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. - конструировать и реконструировать буквы из элементов. - ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; - проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Слайд 3

4-5 лет Игры и упражнения Цели и задачи Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару» (геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

Слайд 4

Зашумленные картинки по лексическим темам

Слайд 5

«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».

Слайд 6

«Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй»

Слайд 7

Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Слайд 8

Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

Слайд 9

6-7 лет Игры и упражнения Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др. Развитие зрительного анализа и синтеза - Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): - развитие запоминания формы предметов; - развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

Слайд 10

Ориентировка на листе Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Слайд 11

Зашумленные буквы, наложенные друг на друга, буквы спрятанные за предметами

Слайд 12

«Расшифруй слово», «Пирамидка» (разложи по величине и прочти слово) Машина Жук Ток Жаба Кот Лужа Жук Жакет

Слайд 13

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС- Прочти наоборот», «Слово стерлось», «Слово растаяло», «Что за буква», «Допиши буквы, прочти слово»

Слайд 14

«Допиши буквы, получи слово», «Узнай буквы»(разные шрифты), «Элементы букв», «На какую букву похожа», «Трансформация букв»

Слайд 15

«Назови букву», «Найди правильно написанную букву», «Какого элемента не хватает», «Какие буквы спрятались в фигуре»



Предварительный просмотр:

Современные  образовательные технологии  
в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

СЛАЙД 1

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в практической профессиональной деятельности.

СЛАЙД 2

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

СЛАЙД 3

В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

СЛАЙД 4

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,           кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • различные виды логопедического массажа,
  • суджок-терапия,                           гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,            фитотерапия,
  • аурикулотерапия,                                    ароматерапия,
  • музыкотерапия,                                     хромотерапия,
  • литотерапия,                                         имаготерапия,
  • сказкотерапия,             песочная терапия,
  • различные модели и символы,       БОС технологии

активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

СЛАЙД 4

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений.

Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используют нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда.

СЛАЙД 5

Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

СЛАЙД 6

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
  • Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.
  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях.
  • Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

СЛАЙД 7, 8

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать образовательную деятельность более наглядной и привлекательной, и, тем самым повысить интерес ребёнка к представляемому материалу, активизировать его внимание.

На занятиях, в качестве наглядности и закрепления имеющихся знаний, я использую тематические презентации по лексическим темам.

Преимущества презентации:

способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала; облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…

возможна демонстрация динамичных процессов;

возможно проигрывание аудиофайлов;

обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);

быстрота и удобство воспроизведения слайдов;

дает возможность показать структуру занятия.

СЛАЙД 9

«Интерактивные речевые  игры»

Настоящее электронное пособие "Интерактивные речевые игры" серии "ФГОС. Логопедическая служба" содержит оригинальные практико-ориентированные интерактивные игры, способствующие развитию коммуникативных умений у дошкольников, предупреждению и устранению ошибок на письме у дошкольников и младших школьников.

СЛАЙД 10

Предлагаемые логопедические тренажёры содержат следующие разделы:

- Развитие фонематических процессов;

- Развитие лексики и грамматики;

- Формирование орфографической зоркости;

- Развитие памяти и внимания.

Игры содержат большое количество заданий с использованием графических объектов, звуков и букв, которые способствуют формированию навыка выполнения фонематического анализа, чтения и письма.

СЛАЙД 11

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно», которая состоит из следующих блоков: Неречевые звуки, Звукопроизношение, Речевые звуки, Развитие связной речи.

Игра включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

СЛАЙД 12, 13

«Баба Яга учится читать»

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

СЛАЙД 14

Компьютерная программа «Домашний логопед»

 В первых двух разделах в игровой форме содержится материал, который помогает сделать произношение чётким, и представлен подразделами:

- правильная артикуляция звуков;
- подготовительные упражнения;
- постановка звуков;
- автоматизация в слогах, словах, предложениях, фразовой речи;
- весёлые скороговорки;
- поучительные пословицы и поговорки.

Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

СЛАЙД 15

Игра «Игры для Тигры» -  компьютерная логопедическая программа  предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Ожидаемый результат работы: положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.

СЛАЙД 16

Диски  с играми «Мерсибо».

Мерсибо – это развивающий портал для учителей-логопедов, воспитателей, детей и родителей. Эта организация существует с 2013 года. Для того, чтобы воспользоваться услугами данного портала, необходимо зарегистрироваться на их сайте и получить доступ в свой рабочий кабинет.

Что же дает регистрация на сайте «Мерсибо»?

- Во-первых, это доступ к развивающим играм, которые будут полезны и интересны не только логопедам, но и воспитателям.

-Во-вторых, это возможность участвовать в платных и бесплатных вебинарах – он-лайн семинарах с привлечением ведущих логопедов страны.

После вебинара есть возможность получить бесплатный сертификат на 2 часа, возможность приобрести развивающие игры на дисках и флешках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ Учитель-логопед Емельянова Е.В.

Слайд 2

Педагогическая технология Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев ). Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков ). Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов ). Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО ). Означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Слайд 3

Педагогическая технология Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса . Технологии : Технология логопедического обследования. Технология коррекции звукопроизношения. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология логопедического массажа.

Слайд 4

Нетрадиционные для логопедии технологии: нейропсихологические технологии, кинезитерапия , гидрогимнастика , су- джок терапия, дыхательный тренажёр Фролова, фитотерапия , аурикулотерапия , ароматерапия , музыкотерапия, хромотерапия , литотерапия , имаготерапия , сказкотерапия , песочная терапия, различные модели и символы , БОС технологии мультимедийные средства коррекции и развития , различные виды логопедического массажа , гимнастика Стрельниковой

Слайд 5

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Слайд 6

Использование ИКТ - технологии позволяет решать следующие задачи: Активизировать познавательную деятельность детей ; Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разно уровневые задания ; Повышать интерес к обучению (мотивация ); Осуществлять дифференцированный подход ; Эффективно корректировать речевые нарушения.

Слайд 7

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint

Слайд 9

«Интерактивные речевые игры »

Слайд 10

«Интерактивные речевые игры» Предлагаемые логопедические тренажёры содержат следующие разделы: - Развитие фонематических процессов; - Развитие лексики и грамматики; - Формирование орфографической зоркости; - Развитие памяти и внимания.

Слайд 11

«Учимся говорить правильно» Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи.

Слайд 12

«Баба –яга учится читать»

Слайд 13

«Баба Яга учится читать» Особенности программы: Методика опережающего обучения Впервые на компьютере игры и азбука в стихах . Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр Красочная мультипликация и анимация Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива Игры озвучены известными актёрами Сказочные герои с яркими характерами Частушки про буквы на бис I ступень « Букварик » II ступень « Слогарик » III ступень «Карта с заданиями »

Слайд 14

Компьютерная программа «Домашний логопед» Мультимедийный диск предназначен для работы над звуками речи и представлен разделами: Согласные звуки. Гласные звуки. Советы родителям. Мини – игры “ Звуковичок ”, “Угадай – ка”.

Слайд 15

«Игры для Тигры» Программа состоит из блоков: « Просодика» (Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр); «Звукопроизношение»; « Фонематика » (Модули: звуки, слова, анализ, синтез); «Лексика» (Модули: слова, словосочетания, валентность ). Игры для Тигры содержат: упражнения на дыхание выработку длительности и силы воздушной струи; задания на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова); задания по модуляции голоса ( управление громкостью и высотой); - упражнения на звуковой анализ и синтез; - лексические упражнения.

Слайд 16

Игры Мерсибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"

Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке. Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом....

Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....

СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи»

СТАТЬЯ: «Рекомендации родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи» Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ № 2 Красногвардейского района,Журавлева ...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста"

В чём проявляется нарушение письменной речи.Что необходимо предпринять в дошкольном возрасте,чтобы свести риск развития нарушений чтения и письма в школьном возрасте к минимуму....

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...