Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии на тему
Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 муниципального образования Усть – Лабинский район
Консультация
для родителей
«Влияние дизартрического компонента
на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила
Учитель – логопед:
Манилова Л.В.
2015г.
Г. Усть - Лабинск
Уважаемые родители!
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.
Общая моторная сфера рук у детей с дизартрией. Они моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.
Что может привести к нарушению письменной речи у детей дошкольного возраста, которое повлияет на дальнейшее обучение в школе и будет иметь тяжелые последствия.
Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется (обозначается) определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:
- речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
- речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
- зрительный, который подбирает соответствующую графему;
- двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Научиться писать совсем не так просто, как кажется взрослым. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Для маленького ученика – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков.
Собственно письмо включает в себя ряд специфических операций:
- Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
- Первым, и основным, условием письма является определение последовательности и количества звуков в слове.
- Вторым условием является уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.
- «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова (графемы переводятся в кинемы).
В старшей группе начинается работа по подготовке к обучению грамоте, которая продолжается и в подготовительной группе параллельно с обучением чтению и письму. Эта работа у детей дизартриков должна проводится, не только воспитателями, но и родителями:
- развитие фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других звуков, в слогах, словах, предложениях и в коротких текстах) ;
- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции каждого звука;
- формирование оптико-пространственных ориентировок;
- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов (закрепляются практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет) ;
- развитие тонкой моторики;
- развитие графических навыков (штриховки, а в подготовительной группе – графическое письмо) .
Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:
- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;
- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения) ;
- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;
- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не ее официальным названием, например – эм, а так как мы называем звук – м ;
- при обучении письму (т. н. печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами;
- при проведении звуко - слогового анализа используется максимальная наглядность (составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников и т. д.) ;
- анализируются слова, произношение которых не расходится с произношением (окна, но не окно - акно) .
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
Симптоматика дисграфии.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для срочного визита к логопеду, не затягивайте это.
Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Не паниковать!
2. Не заставлять ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
3. Не торопить неуспешного ребенка.
4. Никогда не упрекать и не злиться на ребенка за ошибки. Фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах.
5. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. У каждого свой темп развития.
6. Обращать внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселять в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.
7. Попросить учителя информировать вас об успехах ребенка.
8. Вспомнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности
Внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Направления, в которых нужно работать, чтобы не допустить нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок
7. Развитие мелкой моторики рук
8. Развитие тактильных ощущений
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте.
Подготовительный период
(работа ведется в старшей группе и продолжается в подготовительной группе) .
• формирование зрительного восприятия;
• развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;
• развитие зрительной и зрительно-моторной памяти;
• формирование временных ориентировок и представлений;
• формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений;
• Развитие зрительно-моторной координации (логоритмика);
• Развитие тонкой моторики рук;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Ознакомление со звуками, их характеристикой (звуки, которые дети хорошо выговаривают, обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза (слоги, слова типа: кот, кит, ваза, лиса);
Основной период
(работа ведется в подготовительной группе)
• Ознакомление со всеми звуками, звуко-слоговой анализ и синтез более сложных слов (стол, танк, маска, посуда, овцы);
• Ознакомление с графическим образом букв:
- подбор опорной картинки (К - куры);
- анализ размера и расположения элементов буквы;
- подбор зрительного образа к букве;
- стихотворное описание графического образа буквы;
- изображение буквы детьми («живые» буквы)
- конструирование букв из элементов;
- закрепление образа букв (вырезывание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц);
- развитие тактильного восприятия буквы (обведение буквы пальцем);
- подбор пары для буквы (буквы написаны разным шрифтом);
- узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв;
- различение правильно написанных букв и зеркальных;
- выделение нужной буквы из ряда букв;
• печатанье букв
- знакомство с правильным направлением линий при написании буквы (слева направо, сверху вниз);
- печатанье слогов;
- печатанье слов;
- видоизменение слов (замена буквы: кот – кит);
- печатанье предложений;
- слуховые и зрительные диктанты;
Содержание заданий, используемых на занятиях по обучению грамоте.
• называние слов с изучаемым звуком;
• знакомство с буквой, описание которой представлено в стихах;
• закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из палочек, веревочек, пластилина и т. п. ;
• выкладывание схем слов, выкладывание букв по следам звуко-слогового анализа;
• печатанье буквы, слогов, слов, предложений на листе в узкую линейку;
• подбор слов к схеме с частично вписанными буквами;
• преобразование слов путем замены одной буквы;
• составление и печатанье слов с заданным слогом;
• дописывание элементов букв, узнавание «зашумленных» букв.
Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом.
1. Упражнения для улучшения общей двигательной активности.
• удержание позы по словесной команде («лягушка»- на корточках, «самолет» - руки в стороны, «дерево» - руки вверх) ;
• сопровождение чтения стихотворения движениями (логоритмика) ;
• сопровождение лингвистических упражнений манипуляциями с предметами (перекатывание мяча, перекладывание предметов) .
2. Упражнения для развития пространственной ориентировки.
• выполнение движений по словесной инструкции, содержащей предлоги и наречия с пространственным значением, составление подобных инструкций;
• нахождение местоположения предмета по его словесному описанию, составление описания местонахождения предмета;
• игры по подражанию движениям ведущего со словесным их обозначением;
• конструирование и реконструирование изображений предметов с называнием этих предметов и их частей.
3. Упражнения для совершенствования темпа и ритма движений.
• сопряженное и отраженное повторение слов в определенном ритме и темпе;
• произношение считалок в различном темпе и ритме, использование их в играх;
• называние и передача предмета в шеренге в определенном темпе и ритме, заданном хлопками логопеда;
• сочетание однотипных движений с чтением стихотворения.
4. Упражнения для развития движений рук.
• дифференцированная работа правой и левой руки (одну руку сжать в кулак, а другую раскрыть; одну положить на ребро ладони, а другую плашмя ит. д.);
• изображение пальцами кольца;
• обучение щипцеобразному захвату (двумя пальцами) ;
• обучение захвату тремя пальцами (рисование, письмо) ;
• развитие движений указательного пальца (показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, рисование на песке, нажим пальцем на разные предметы) ;
• разглаживание смятого листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой за край, и наоборот;
• поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки;
• предплечья рук подняты вверх, локти на столе – встряхивание кистями рук одновременно и поочередно;
• предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки (одна рука согнута, другая в это время раскрыта) ;
• соединение кончиков пальцев – «домик», легкое многократное соединение большого пальца с другими – «покормим птиц»;
• отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти»;
• поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».
Развития сенсомоторной сферы.
• развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
• развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
• развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
• развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
• развитие слухового восприятия неречевых звуков;
• развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур.
Игры и упражнения для развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.
1. Развитие слуховых функций.
• Угадай, кто позвал?
• Угадай, где позвонили?
• Часовой
• Жмурки с голосом
• Тихо – громко
• Улавливай шепот
2. Развитие зрительно-пространственных функций.
• Назвать предметы по их контурам
• Назвать и дорисовать предметы
• Назвать перечеркнутые предметы
• Назвать предметы, наложенные друг на друга
• Определить, что неправильно нарисовал художник
• Распределить предметы по величине с учетом их реальных размеров
• Подобрать картинки по цвету к нужному фону
• Что пропало?
• Чего не хватает?
• Сделай, как было
3. Формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук. Игры в пальчиковом бассейне, наполненном сыпучим наполнителем разной фактуры (манка, рис, горох, фасоль, песок, крышки от пластиковых бутылок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"
Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...
Консультация для родителей «Игры для развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»
Для родителей...
Презентация "Предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ОНР"
Методическое портфолио...
Предупреждение ошибок в письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Наряду с речевым (фонематическим слухом ) люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет , деревья , людей , различные предметы) недостаточно для овладения ...
Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста"
В чём проявляется нарушение письменной речи.Что необходимо предпринять в дошкольном возрасте,чтобы свести риск развития нарушений чтения и письма в школьном возрасте к минимуму....
Работа с родителями Консультация на тему: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родитнлей по развитию речи детей....
Консультация для родителей: "Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...