Адаптация детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тема адаптация детей раннего возраста, является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад.
На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов. Затрудняет или облегчает привыкание к детскому саду состояние здоровья ребенка? Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.
Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям — причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.
Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду.
Главной нашей задачей, является увлечь и заинтересовать ребёнка, возбудить желание придти в группу снова. Для этого мы используем театральные постановки с использованием пальчиковых кукол, куклы на руку, (курочка ряба, колобок, три медведя и другие), специальные занятия (игры «ласковое имя», «веселый мяч», хороводные игры «шарик», «листик»), а также используем элементы терапий (арт-терапия, пескотерапи, драматерапия и другие). Нам надо вложить в этот период все свои актёрские, творческие, организаторские способности и уверенность в себе, свою коммуникабельность и доброжелательность
Немаловажно подготовить родителей к тому, что ребёнок в период адаптации очень подвержен к заболеваниям ОРВИ. Этому способствует увеличение контактов с новой микрофлорой, но и напряжённое психоэмоциональное состояние детей. Ведь разлука с близкими и смена обстановки для малыша - стресс. Врачи рекомендуют перед поступлением в ясли провести десятидневный курс. Если ребёнок часто болеет, то адаптация может отечь затянуться. Ведь малыш, просидев несколько дней дома, отвыкает от сада. И даже адаптировавшись, может начать снова испытывать дискомфорт и напряжённое психоэмоциональное состояние. Если такое происходит, нужно проводить всю адаптационную работу заново. Увидев положительные тенденции, малыша можно снова ввести в нормальный режим группы. Когда ребёнок начинает спокойно заходить в группу, нормализуется аппетит - это верный показатель того, что ребёнка можно оставлять на дневной сон. Так же для облегчения адаптации все виды деятельности строятся на основе игры, поэтому в процессе адаптации, как дома, так и в ДОУ ребенок много играет, некоторые игры приведены в приложение.
Таким образом, период адаптации детей раннего возраста, сложный многоступенчатый процесс, который обязателен в жизни каждого ребенка, но он не возможет без тесной взаимосвязи родителей, окружающих ребенка и воспитателей.
Литература
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель. - 2004.
Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонкой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М., 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...