Родительское собрание "Левша. Как реагировать и что делать"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Правша или левша? Как проверить? Как реагировать?»
педагог-психолог Желонкина О.В.
Если определяющим критерием будет «ведущая рука», то всех нас можно разделить на 3 категории: правша, левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками).
Когда родители понимают, что ребенок – левша, то встает вопрос: переучивать его или нет? И вообще леворукость — это патология или норма?
К сожалению, до сих пор многие переучивают , и лишь единицы не считают это проблемой, не акцентируют на этом столь сильного внимания. Леворукость — не нарушение, а индивидуальная особенность развития ребенка.
Известно, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует, главным образом, противоположное полушарие: у правшей — левое, а у левшей — наоборот: правое
Переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
Считается, что к пяти годам уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. В этом же возрасте можно определить ведущую руку.
Существует несколько вариантов определения ведущей руки (рукости). Для определения рукости необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов.
Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и движения выполняются легче и точнее, то ребенок левша.
Тест определения ведущей руки
Обстановка, в которой проводится тестирование, должна быть спокойной, благожелательной. Не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете его рукость. Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги, ручку или карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, сказав, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество работы правой и левой рукой.
Второе задание — открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробков, окрашенных в разные цвета, что исключает случайность в оценке этого теста при повторении действия. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает и закрывает коробку).
Третье задание — раскладывание карточек. Все карточки ребенок должен взять в одну руку, а раскладывать их другой. Ведущая — та рука, которой раскладываются карточки.
Четвертое задание — игра в мяч. Берется небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч несколько раз.
Пятое задание — соединить 5—6 скрепок в цепочку. Ведущая — та рука, которая действует более активно.
Шестое задание — нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активные действия не зависимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов или две-три баночки с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может крутить и крышку, и флакон. Для этой же цели можно использовать круглые пеналы.
Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура (лучше шелковистого) средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит его).
Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду» и т. п. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
Десятое задание — нарисовать десять крестиков и стереть их ластиком. Ведущая — более активная рука.
Леворуким считается ребенок, получивший более 6 «плюсов» в графе «Левая рука». Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять его писать правой рукой.
Ребенок - левша — намного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но, в то же время им свойственны задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и письмо. Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.
Особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме. Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4 см от кончика стержня. При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено. Ручка должна (по возможности) составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим). При письме рука должна быть под линией письма. Бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела к левой руке. Правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости. Свет при письме падает справа.
Как надо вести себя родителям с ребенком-левшой
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, если это вызывает у него сильные затруднения и постоянные неудачи, это снижает уровень самооценки малыша и осложнит обучение в школе.
Надо исключить из речи выражения по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном тем, что все делает при помощи одной левой руки.
Материал подготовила педагог-психолог Желонкина О.В.
Тест определения ведущей руки
Тесты | Левая рука | Правая рука | Обе руки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |||
Вывод |
поливает цветы____________________________________________________
перемещает песок лопаткой _________________________________________
чистит зубы _______________________________________________________
толкает палкой шарик ______________________________________________
достает книги с полки_______________________________________________
открывает замок-молнию____________________________________________
зажигает спички____________________________________________________
вынимает пробку из ванны ___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб.Консультация для родителей"Всё дело в...крышке".
Крышки от бутылочек - предмет простейший,но тем не менее обладающий таинственным обаянием. Их всегда жалко выкидывать.Так и копятся в каждой семье большие "коллекции" этих маленьких вещиц....
Родительское собрание в средней группе «Игра – дело серьезное»
Тема: «Игра – дело серьезное»Форма проведения: родительское собраниеАудитория: родители детей средней группыКоличество участников: 25 родителей, 2 воспитателя, педагог-психологЗадачи...
Конспект родительского собрания "Жизнь дана на добрые дела"
Родительское собрание может проводится не только в классической форме: воспитатель и родители. Данное родительское собрание я проводила в расширенном составе: воспитатель, родители, дети, дедушки и ба...
Конспект родительского собрания "Маленькие помощники в большом деле"
Собрание помогает формировать у родителей представление о том, как важно воспитывать бережное отношение к животным, В процессе встречи родители оцениваю плюсы и минусы взаимодействия детей с домашними...
Консультация для родителей "Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?"
Консультация для родителей "Почему ребёнок не реагирует на замечания? Что делать?"....
"Как реагировать, когда незнакомый человек делает вашему ребенку замечание".
Консультация для родителей . В статье даны рекомендации практикующих психологов родителям, как правильно себя вести в ситуации, когда незнакомый человек делает вашему ребенку замечание. Важно...