Сотрудничество с родителями в коррекционно-логопедической работе с детьми
статья по теме

Илюхина Оксана Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii_dlya_roditeley.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация 1

«Сотрудничество с родителями в коррекционно-логопедической работе с детьми»

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ научно-методической литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воз действия в работе с детьми дошкольного возраста. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе детям с отклонениями в развитии.

Данная проблема образования и воспитания детей с речевой патологией решается в дошкольных учреждениях компенсирующего  и комбинированного вида (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.5; «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2008г.).

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой  проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отсюда возникает проблема ранней коррекции речи детей.

Данная проблема у детей с дизартрией без своевременной коррекции перерастает в социальную:

-вызывает трудности в общении с окружающими (затруднит вхождение в социум);

-возникают трудности в обучении грамоте и овладении письменной речью.   

      Это и стало основой для новых подходов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи, через комплексный подход  в том числе, в работе с семьей. Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказать психолого-педагогическую поддержку детям  и их родителям.

 Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется,  прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

В логопедической группе воспитатель, логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия,  привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендации, картотека напрокат. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей.  

Методические рекомендации, памятки, газета «Золотая рыбка» подсказывают родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогают организовать совместную деятельность. Так, родители могут предложить ребенку поиграть в различные предложенные игры, провести пальчиковую гимнастику, прочитать и  выучить стихи,  слепить и нарисовать, составить рассказы и  загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом  успешного обучения  ребенка в школе.

    Самое главное в воспитании наших детей - поддерживать их речевую активность, и родителям об этом говорится. Именно они должны (ребенок никому не должен) поддерживать и всячески стимулировать и стремиться создавать такие ситуации, в которых их ребенок  будет применять знания и умения, имеющиеся в его речевом  багаже.

    На эти особенности организации домашних занятий с детьми  нацеливают педагоги и  специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты и педагоги  советуют».   

    Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Взаимодействие с родителями можно представить в следующих видах:

  1. Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы (коллективные формы работы);
  2. Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы (наглядные формы работы);
  3. Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы (индивидуальные формы работы);
  4. Родительские собрания;
  5. Видеотека;
  6. Речевые праздники;
  7. Консультации, семинары;
  8. Библиотека игр и упражнений;
  9. Фронтальные открытые занятия;
  10. Выставка пособий;
  11. Индивидуальные беседы;
  12. Памятки  и рекомендации;
  13. Индивидуальные практикумы;
  14. Просмотр индивидуальных занятий;
  15. Домашняя библиотечка;
  16. «Игры напрокат»;
  17. Тетрадь для домашних заданий;
  18. Анкетирование;
  19. Дневники;
  20. Экран звукопроизношения;
  21. Доска объявлений;
  22. Информационный лист;
  23. Домашняя игротека;
  24. Домашнее задание;
  25. Речевой уголок.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного  отношения к познавательному развитию ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие семьи может значительно ослабить положительные тенденции в познавательном   развитии.   Особенно   это   касается   накоплений сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и   познавательных   интересов   (в   дошкольном   возрасте). У детского сада (как и других массовых образовательных учреждений для дошкольников) нет возможностей учесть разнообразные меняющиеся познавательные предпочтения всех детей группы.  Педагоги могут их выявить и максимально учесть в работе. Развивать такие предпочтения может только семья.

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей) окружающих ребенка. Взаимодействие, сотрудничество - прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнеров и участников. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Для усиления результативности и эффективности воздействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

Именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его  поведением.

И если воспитатели обратят на это внимание, а родители отмахнутся от них и не примут участия в их разрешении, то в школе их ждут самые печальные последствия. Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и детского сада, невнимание к его здоровью и физическому развитию с самого раннего возраста.

Своевременно им можно было помочь только силами семьи и детского сада. И в этой работе особая роль принадлежит родителям.

Все это становится возможным лишь в условиях полно го взаимного доверия и многолетней работы, которая должна проводиться на научной основе не с каждым участником этого процесса — отдельно родителями и воспитателя ми, а одновременно со всеми вместе.

Большим помощником воспитателям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с родителями и была создана комплексная программа «Из детства – в отрочество» (под науч. редакцией Т.Н.Дороновой). За время существования детского сада (образован в 1988 г.) сложились традиции проведения оздоровительной работы с детьми, привития навыков культуры здоровья, сочетающих валиологические и социальные компоненты, нацеливающие коллектив взрослых на здоровьесберегающие технологии, носящие комплексный характер, всесторонне охватывая жизнь ребенка.

Консультация для родителей

Сотрудничество с родителями в коррекционно-логопедической работе с детьми

Составила: учитель-логопед МБДОУ №17 «Василек»

Илюхина О.В.

г. Мытищи

 ноябрь, 2011

Уважаемые родители!

       Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются на письме, так как четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

       Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом все пройдет. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребенка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Резкие и завышенные требования родителей могут вызвать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

  1. Сначала ребенок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа П, Б, М, Н, Т, Д…).
  2. По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.
  3. Позже появляются и тяжелее всего ребенку даются свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ). В норме усвоение  всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

  1. Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук – ук;

  1. Замена звука. Например, ребенок может заменять Ц на ТЬ (типлёнок); Ш на С; Р на Л; С на СЬ; ЛЬ на Й и т.д.;

  1. Искажение звука, проявляющееся например:
  1. в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);
  2. в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлюпающий» звук);
  3. в горловом произнесении звука Р (он получается при вибрации небной занавески, а не кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребенка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством. Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3-4- летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

       В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

  1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.
  2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приемов и приспособлений осуществляет постановку звука.
  3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путем многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

       Только после этого от ребенка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого. Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять самостоятельно, руководствуясь заданиями логопеда.

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать речевые нарушения, а значит,  и отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

 Надеемся на совместную плодотворную работу с вами, ведь делаем мы все это для самого дорогого, что есть у нас – наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, привлечение их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речево...

Участие родителей в коррекционно-логопедической работе

У частие родителей в коррекционнно-логопедической работе...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Консультация для родителей " ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ"

Консультация  для  родителейОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИСовременная концепция дошкольного воспитания положила начало рефор...

«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ.   Организация получения образования обучающимися с ограниченн...