«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».
проект по логопедии (старшая группа)

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ.   Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).      Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский

Проект

«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта – информационный, практико-ориентированный, открытый.

По предметно-содержательной области – педагогическое просвещение родителей; формирование положительного эмоционального настроя родителей на совместную работу с педагогом по воспитанию и обучению детей.

По характеру участия  –  дети, учитель-логопед, родители.

По продолжительности -  долгосрочный.

По количеству участников –  групповой.

Введение

Актуальность темы

     Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ.   Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).      Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.                                                  

     Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные со здоровыми детьми возможности для получения образования,  в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.                    

     Расскажем о том,   почему  для нашего проекта была выбрана именно такая тема и как возникла необходимость создания данного проекта.

Современное дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие родного языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

     В настоящее время в нашем ДОУ №21 «Сказка» функционируют две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. В рамках реализации нашего проекта мы постарались усовершенствовать систему  организации работы учителя-логопеда с семьями детей с тяжёлыми нарушениями речи. Реализуемый в ДОУ проект, предусматривает создание условий для обучения и воспитания  детей с ОВЗ.

     Общение ребёнка с взрослым является основой его психического развития. Ещё Л.С. Выгодский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождение ребёнка происходит полноценное развитие его, как личности, его социализации.

     В последнее время,  вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Речевое заключение «общее недоразвитие речи», получившее всё большее распространение среди детей дошкольного возраста, требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции.                                                                                  

       Целенаправленное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Многие из родителей часто не имеют элементарных представлений, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции.

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

      В процессе взаимодействия значительно повышается уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей, которые более точно начинают понимать цели коррекционно-логопедической работы, приобретают определённый минимум теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребёнка, осознанно стремятся к пополнению запаса специальных знаний и умений. Всё это помогает им: преодолевать авторитаризм и видеть мир с позиции ребёнка; относиться к ребёнку, как к равному; понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, которые сегодня сделали что-то лучше, чем он; установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.

Хочется отдельно сказать о сетевом  взаимодействии логопеда и родителей. На основе Internet-технологий мы общаемся не только с коллегами, но и с родителями. С современными родителями требуется организация неформального взаимодействия по проблемам развития ребенка в формате диалога. В связи с загруженностью, не каждый родитель может принять участие в том или ином мероприятии, а стойкое желание большинства родителей своевременно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться со специалистами поставило проблему решения быстрой и оперативной взаимосвязи с родителями воспитанников. Так сетевое взаимодействие с родителями на сегодняшний день — современная, доверительная форма работы. В своей работе мы используем следующие формы сетевого взаимодействия с родителями: оn-line-тренинги, скайп – консультации, сетевые проекты, оn-line анкетирование, переписка с родителями. При организации такой формы общения, учитываем, что положительный опыт в процессе сетевого общения представляют не только педагоги, но и родители – «на равных», поскольку родители  обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.

Цели проекта: 

  • совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьями дошкольников имеющих тяжелые нарушения речи;
  • установление доверительно-партнёрских отношений между всеми участниками коррекционного процесса;
  • реализация новой философии взаимодействия с семьёй;
  • анализ результатов труда всех участников коррекционно-воспитательного процесса.

Задачи проекта:

  • изучить научно - педагогическую литературу по теме;
  • просвещать и активизировать родителей в вопросах коррекции речи ребенка;
  • привлечь внимание родителей к коррекционным и воспитательным задачам, которые реализуются в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
  • информировать родителей о динамике коррекционного процесса;
  • оказывать помощь родителям в выработке индивидуального подхода к своему ребенку, в формировании более тесных отношений с ним в период дошкольного детства;
  • обучать родителей практическим приёмам работы с детьми;
  • укреплять внутрисемейные связи;
  • способствовать возможности реализации единой единой программы воспитания, развития подготовки к школе ребёнка в ДОУ и семье, сделав воспитание и обучение более последовательным и эффективным.

Методы исследования:

Эмпирические:

- изучение научно-педагогической и методической литературы по теме;

- педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;

- опрос, беседа.

Гипотезой  исследования явилось предположение, что для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, путём активного привлечения родителей, с целью преодоления ОНР и подготовки детей к обучению в школе,  необходимо  использовать современные технологии разных авторов, и учитывать сложившиеся тенденции современного мира.

Практическая часть

Разнообразные формы работы учителя-логопеда  и родителей по преодолению ТНР у детей.

  1. Родительские собрания.
  2. Домашние задания.
  3. Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  4. Домашние игротеки  (Эта рубрика знакомит родителей  с простыми, но очень эффективными, а главное полезными играми для детей). В неё входят описания игр, способствующих развитию речи ребёнка, в которые они могут поиграть в любое удобное для них время: «В свободную минутку», «На кухне», «По дороге в детский сад».)
  5. Дни открытых дверей (Родители посещают  индивидуальные подгрупповые занятия, имеют возможность увидеть, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем ещё нужно поработать, при этом они не обязаны ставить в известность учителя-логопеда о своём посещении).
  6. Родительские пятиминутки.
  7. Консультации-практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  8. Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретённые за год).
  9. Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
  10. Сетевое взаимодействие с родителями (сайты «Педагог-родитель», «Подготовка дошкольников к обучению в школе»)

Логопед помогает определить формы организации домашних заданий с ребёнком с ТНР

Содержание работы родителей с детьми дома

  1. Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
  • Правильного звукопроизношения
  • Фонематического восприятия
  • Грамматического строя речи
  • Речевого общения и связной речи
  1. Совместная деятельность родителей с детьми:
  • Чтение художественных произведений
  • Познавательный рассказ взрослого
  • Наблюдения в природе
  • Выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе
  • Поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном
  1. Самостоятельная деятельность детей:
  • Игра
  • Рассказ из личного опыта
  • Придумывание игрового или нового сказочного сюжета
  • Создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо, деятельность и т.д.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные  наглядные средства:

  • Специализированные логопедические уголки : «Я расту. Я думаю. Я говорю», «ЛОГОПЕДиЯ»
  • Тематические выставки книг
  • Пособия, памятки, образцы выполненных заданий

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

(2017 -2019г)

2017-2018 учебный год.

Старшая группа.

Срок

Тема

Ответственный

Форма проведения

Сентябрь

2017

«Что такое ОНР?»

Учитель - логопед

Родительское собрание

Давайте познакомимся

Учитель - логопед

Анкетирование родителей

Как развить речь ребенка.

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Октябрь 2017

Содержание и формы логопедической работы в детском саду

Учитель - логопед

Консультация

Знакомим детей с лексическими темами «Овощи», «Фрукты»

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Ноябрь

2017

Общие артикуляционные упражнения

Учитель - логопед

Консультация

Изучаем тему «Осень»

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Декабрь 2017

Развиваем речь играя

Учитель - логопед

Родительское собрание

Наступает Новый год

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Январь 2018

Развитие мелкой моторики

Учитель - логопед

Семинар-практикум для родителей

Знакомим детей с дикими и домашними животными

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Февраль 2018

Учим детей правильно характеризовать  звуки

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Связная речь детей с ОНР Готов ли Ваш ребенок к составлению творческих рассказов?

Учитель - логопед

Анкетирование родителей

Март 2018

Внимание родителей к речи ребенка

Учитель - логопед

Консультация

Домашнее задание

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Апрель

2018

Основные этапы развития детской речи

Учитель - логопед

Родительское собрание

Поговорим о весне

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Май 2018

Формирование разговорной речи в беседе

Учитель - логопед

Консультация

Вот оно,  какое наше лето…

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

2018 – 2019 учебный год.

Подготовительная к школе группа.

Срок

Тема

Ответственный

Форма проведения

Сентябрь

2018

Причины нарушения речи у детей

Учитель - логопед

Родительское собрание

Памятка о звуках и буквах русского языка

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Октябрь 2018

Как организовать логопедические занятия дома

Учитель - логопед

Консультация

Анализируем слово

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Ноябрь

2018

Советы логопеда родителям

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка

Учитель - логопед

Консультация

Декабрь 2018

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Учитель - логопед

Родительское собрание

Формирование звукопроизношения  и обучение грамоте

Учитель - логопед

Открытое занятие

Подборка материала по обогащению словарного запаса детей

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Январь 2019

Особенности усвоения словаря детьми при нормальном ходе речевого развития

Учитель - логопед

Семинар-практикум для родителей

Развитие графических навыков у детей

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Консультационный  материал для родителей «Как заниматься с детьми дома»

Учитель - логопед

Размещение  на сайте «Педагог-родитель»

Февраль 2019

Зачем правильно выговаривать все звуки?

Учитель - логопед

Консультация

Занимаемся  дома  (по изучаемой лексической теме)

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Март 2019

Готовимся  к ПМПК

Учитель - логопед

Консультация

Домашнее задание

Учитель - логопед

Наглядная агитация (оформление уголка)

Формирование фонематического слуха и навыков чтения.

Учитель - логопед

Размещение материала на сайте «Подготовка к школе»

Апрель

2019

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе.

Учитель - логопед

Учитель.

Родительское собрание

Сочиняем сказку

Учитель - логопед

Открытое занятие

Май 2019

Развитие речевого слуха и слухового внимания

Учитель - логопед

Консультация

Скоро в школу

Учитель - логопед

Наглядная агитация

Список литературы

1.  Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.

2. Арапова М.А. «Десять золотых правил проведения родительских собраний» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94

3.Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в      детском саду, 2004, №4, с. 66.

4.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

5. Громова У. Ясли VKONTAKTE … Родительское собрание на дому? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание - 2012. - № 1. - С. 41 - 43.

6. Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.

7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. - С. 45-47.

8.Н.Н.Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. // Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе. 2010. - №1

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч. пособие, 2 изд. стер. - М.: Академия, 2000. - 364 с.

10. Калина М.А. Родительское собрание в нетрадиционной форме // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 6 (10). - С. 29 - 32.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и ро...