«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».
проект по логопедии (старшая группа)
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Проект
«Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи».
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – информационный, практико-ориентированный, открытый.
По предметно-содержательной области – педагогическое просвещение родителей; формирование положительного эмоционального настроя родителей на совместную работу с педагогом по воспитанию и обучению детей.
По характеру участия – дети, учитель-логопед, родители.
По продолжительности - долгосрочный.
По количеству участников – групповой.
Введение
Актуальность темы
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные со здоровыми детьми возможности для получения образования, в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Расскажем о том, почему для нашего проекта была выбрана именно такая тема и как возникла необходимость создания данного проекта.
Современное дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие родного языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В настоящее время в нашем ДОУ №21 «Сказка» функционируют две логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи. В рамках реализации нашего проекта мы постарались усовершенствовать систему организации работы учителя-логопеда с семьями детей с тяжёлыми нарушениями речи. Реализуемый в ДОУ проект, предусматривает создание условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Общение ребёнка с взрослым является основой его психического развития. Ещё Л.С. Выгодский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождение ребёнка происходит полноценное развитие его, как личности, его социализации.
В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации, высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Речевое заключение «общее недоразвитие речи», получившее всё большее распространение среди детей дошкольного возраста, требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Целенаправленное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Многие из родителей часто не имеют элементарных представлений, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В процессе взаимодействия значительно повышается уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей, которые более точно начинают понимать цели коррекционно-логопедической работы, приобретают определённый минимум теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребёнка, осознанно стремятся к пополнению запаса специальных знаний и умений. Всё это помогает им: преодолевать авторитаризм и видеть мир с позиции ребёнка; относиться к ребёнку, как к равному; понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, которые сегодня сделали что-то лучше, чем он; установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.
Хочется отдельно сказать о сетевом взаимодействии логопеда и родителей. На основе Internet-технологий мы общаемся не только с коллегами, но и с родителями. С современными родителями требуется организация неформального взаимодействия по проблемам развития ребенка в формате диалога. В связи с загруженностью, не каждый родитель может принять участие в том или ином мероприятии, а стойкое желание большинства родителей своевременно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться со специалистами поставило проблему решения быстрой и оперативной взаимосвязи с родителями воспитанников. Так сетевое взаимодействие с родителями на сегодняшний день — современная, доверительная форма работы. В своей работе мы используем следующие формы сетевого взаимодействия с родителями: оn-line-тренинги, скайп – консультации, сетевые проекты, оn-line анкетирование, переписка с родителями. При организации такой формы общения, учитываем, что положительный опыт в процессе сетевого общения представляют не только педагоги, но и родители – «на равных», поскольку родители обладают богатейшим, очень полезным опытом воспитания и развития детей.
Цели проекта:
- совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьями дошкольников имеющих тяжелые нарушения речи;
- установление доверительно-партнёрских отношений между всеми участниками коррекционного процесса;
- реализация новой философии взаимодействия с семьёй;
- анализ результатов труда всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
Задачи проекта:
- изучить научно - педагогическую литературу по теме;
- просвещать и активизировать родителей в вопросах коррекции речи ребенка;
- привлечь внимание родителей к коррекционным и воспитательным задачам, которые реализуются в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи;
- информировать родителей о динамике коррекционного процесса;
- оказывать помощь родителям в выработке индивидуального подхода к своему ребенку, в формировании более тесных отношений с ним в период дошкольного детства;
- обучать родителей практическим приёмам работы с детьми;
- укреплять внутрисемейные связи;
- способствовать возможности реализации единой единой программы воспитания, развития подготовки к школе ребёнка в ДОУ и семье, сделав воспитание и обучение более последовательным и эффективным.
Методы исследования:
Эмпирические:
- изучение научно-педагогической и методической литературы по теме;
- педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;
- опрос, беседа.
Гипотезой исследования явилось предположение, что для повышения эффективности коррекционной работы с детьми, путём активного привлечения родителей, с целью преодоления ОНР и подготовки детей к обучению в школе, необходимо использовать современные технологии разных авторов, и учитывать сложившиеся тенденции современного мира.
Практическая часть
Разнообразные формы работы учителя-логопеда и родителей по преодолению ТНР у детей.
- Родительские собрания.
- Домашние задания.
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
- Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень эффективными, а главное полезными играми для детей). В неё входят описания игр, способствующих развитию речи ребёнка, в которые они могут поиграть в любое удобное для них время: «В свободную минутку», «На кухне», «По дороге в детский сад».)
- Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные подгрупповые занятия, имеют возможность увидеть, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем ещё нужно поработать, при этом они не обязаны ставить в известность учителя-логопеда о своём посещении).
- Родительские пятиминутки.
- Консультации-практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
- Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретённые за год).
- Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
- Сетевое взаимодействие с родителями (сайты «Педагог-родитель», «Подготовка дошкольников к обучению в школе»)
Логопед помогает определить формы организации домашних заданий с ребёнком с ТНР
Содержание работы родителей с детьми дома
- Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
- Правильного звукопроизношения
- Фонематического восприятия
- Грамматического строя речи
- Речевого общения и связной речи
- Совместная деятельность родителей с детьми:
- Чтение художественных произведений
- Познавательный рассказ взрослого
- Наблюдения в природе
- Выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе
- Поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном
- Самостоятельная деятельность детей:
- Игра
- Рассказ из личного опыта
- Придумывание игрового или нового сказочного сюжета
- Создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо, деятельность и т.д.)
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- Специализированные логопедические уголки : «Я расту. Я думаю. Я говорю», «ЛОГОПЕДиЯ»
- Тематические выставки книг
- Пособия, памятки, образцы выполненных заданий
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
(2017 -2019г)
2017-2018 учебный год.
Старшая группа.
Срок | Тема | Ответственный | Форма проведения |
Сентябрь 2017 | «Что такое ОНР?» | Учитель - логопед | Родительское собрание |
Давайте познакомимся | Учитель - логопед | Анкетирование родителей | |
Как развить речь ребенка. | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Октябрь 2017 | Содержание и формы логопедической работы в детском саду | Учитель - логопед | Консультация |
Знакомим детей с лексическими темами «Овощи», «Фрукты» | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Ноябрь 2017 | Общие артикуляционные упражнения | Учитель - логопед | Консультация |
Изучаем тему «Осень» | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Декабрь 2017 | Развиваем речь играя | Учитель - логопед | Родительское собрание |
Наступает Новый год | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Январь 2018 | Развитие мелкой моторики | Учитель - логопед | Семинар-практикум для родителей |
Знакомим детей с дикими и домашними животными | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Февраль 2018 | Учим детей правильно характеризовать звуки | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) |
Связная речь детей с ОНР Готов ли Ваш ребенок к составлению творческих рассказов? | Учитель - логопед | Анкетирование родителей | |
Март 2018 | Внимание родителей к речи ребенка | Учитель - логопед | Консультация |
Домашнее задание | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Апрель 2018 | Основные этапы развития детской речи | Учитель - логопед | Родительское собрание |
Поговорим о весне | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Май 2018 | Формирование разговорной речи в беседе | Учитель - логопед | Консультация |
Вот оно, какое наше лето… | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) |
2018 – 2019 учебный год.
Подготовительная к школе группа.
Срок | Тема | Ответственный | Форма проведения |
Сентябрь 2018 | Причины нарушения речи у детей | Учитель - логопед | Родительское собрание |
Памятка о звуках и буквах русского языка | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Октябрь 2018 | Как организовать логопедические занятия дома | Учитель - логопед | Консультация |
Анализируем слово | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Ноябрь 2018 | Советы логопеда родителям | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) |
Как уменьшить риск возникновения заикания у ребенка | Учитель - логопед | Консультация | |
Декабрь 2018 | Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников | Учитель - логопед | Родительское собрание |
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте | Учитель - логопед | Открытое занятие | |
Подборка материала по обогащению словарного запаса детей | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Январь 2019 | Особенности усвоения словаря детьми при нормальном ходе речевого развития | Учитель - логопед | Семинар-практикум для родителей |
Развитие графических навыков у детей | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Консультационный материал для родителей «Как заниматься с детьми дома» | Учитель - логопед | Размещение на сайте «Педагог-родитель» | |
Февраль 2019 | Зачем правильно выговаривать все звуки? | Учитель - логопед | Консультация |
Занимаемся дома (по изучаемой лексической теме) | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Март 2019 | Готовимся к ПМПК | Учитель - логопед | Консультация |
Домашнее задание | Учитель - логопед | Наглядная агитация (оформление уголка) | |
Формирование фонематического слуха и навыков чтения. | Учитель - логопед | Размещение материала на сайте «Подготовка к школе» | |
Апрель 2019 | Готов ли ваш ребенок к обучению в школе. | Учитель - логопед Учитель. | Родительское собрание |
Сочиняем сказку | Учитель - логопед | Открытое занятие | |
Май 2019 | Развитие речевого слуха и слухового внимания | Учитель - логопед | Консультация |
Скоро в школу | Учитель - логопед | Наглядная агитация |
Список литературы
1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
2. Арапова М.А. «Десять золотых правил проведения родительских собраний» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2007. - № 5. - с. 94
3.Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
4.Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. Пособие [Текст] / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
5. Громова У. Ясли VKONTAKTE … Родительское собрание на дому? Возможно ли такое? // Дошкольное воспитание - 2012. - № 1. - С. 41 - 43.
6. Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.
7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. - С. 45-47.
8.Н.Н.Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. // Муниципальное образование: инновации и эксперименты в школе. 2010. - №1
9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч. пособие, 2 изд. стер. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
10. Калина М.А. Родительское собрание в нетрадиционной форме // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 6 (10). - С. 29 - 32.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и ро...