Домашние задания для детей групп компенсирующей направленности
методическая разработка по теме

Данные домашние задания по темам: "Овощи. Грибы. Фрукты. Ягоды. Осень" и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грибы.

1.Нужно знать:

  1. 8-10 названий грибов и узнавать их на картинках
  2. в какое время года растут грибы
  3. какие из них съедобные, а какие ядовитые
  4. почему нельзя рвать незнакомые грибы
  5. что можно делать с грибами (искать, срезать, собирать, варить, солить, мариновать, сушить,…)

2.Словарь: шляпка, ножка, корзина, лукошко, кузовок, чаща, роща, бор, полянка, мох, грибник, грибница.

3.Почему их так назвали: рыжик, боровик, лисичка, подберёзовик, подосиновик, мухомор.

4.Сосчитай до пяти: боровик, опёнок, поганка.

5.Назови ласково: гриб – грибок, пень -…, лес -…, роща -…, поляна -…, корзина -…, лукошко -…

6.Что лишнее и почему?

  1. Поганка, сыроежка, шишка, груздь.
  2. Подосиновик, маслёнок, мухомор, лисичка.

7.Объясни пословицы: Бояться волков – быть без грибков.

                                          Назвался груздем – полезай в кузов.

8.Продолжи предложение:

 Грибы растут (в лесу, в чаще, на опушке, вокруг деревьев, на пнях, в траве, …)

9.Повтори чистоговорку:    У пенька опять пять опят.

10.Вопросы на засыпку:

  1. Чего в лесу больше, грибов или белых грибов?
  2. На опушке три волнушки. Чего больше, опушек или волнушек?
  3. Правда ли, что грибница – это жена грибника?
  4. Что лучше найти, один боровик или пять мухоморов? Почему?
  5. Две девочки шли в лес за грибами, а им навстречу – три мальчика. Сколько детей шли в лес?

Овощи.

1.Нужно знать:

  1. 8-10 названий овощей и узнавать их на картинках. Называть размер, форму, цвет.
  2. Где растут овощи (на земле, в земле, в огороде, на грядке), когда их сажают.
  3. Когда убирают урожай овощей.
  4. Что делают с овощами и из них (собирают, моют, чистят, режут, жарят, тушат, маринуют, солят, …)

2.Словарь: огород, грядка, прополка, урожай, ботва, стручок, кочан, плети (огурцов).

3.Сосчитай до пяти: огурец, помидор, кабачок.

4.Образуй словечко: сок из свёклы – свекольный, а из огурца, капусты, моркови, тыквы, помидора, картофеля -?

5.Какие бывают? Морковь – длинная, крупная, сочная, сладкая, хрустящая, оранжевая, … Помидор- …, Огурец-...

Подбери не меньше 5 слов – признаков.

6.Отгадай загадки:

  1. Как надела сто рубах - захрустела на зубах.
  2. Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели.
  3. Летом в огороде – свежие, зелёные, а зимою в бочке – жёлтые, солёные. Отгадайте, молодцы, как зовут нас ? …

7.Что лишнее и почему?

  1. Тыква, редька, слива, свёкла  
  2. Капуста, картофель, лук, борщ

8.Вопросы на засыпку:

  1. Брат сестру свою зовёт на прополку в огород.

    Кто зовёт? Кого зовёт? Зачем зовёт?

  1. Какие овощи выдёргивают, а какие выкапывают, какие срезают, а какие срывают?
  2. На столе две редиски и яблоко. Сколько всего овощей?

                                                                Фрукты

1.Нужно знать:

  1. 8-10 названий фруктов, узнавать их, характеризовать по цвету, форме, размеру, вкусу (лимон жёлтый, овальный, крупный, кислый, ароматный)
  2. Где растут фрукты (на деревьях), чем отличаются от овощей.
  3. Какие фрукты растут в нашей местности, а какие в жарких странах.

2.Объясни словечко: сахарный, толстокожий, ароматный.

3.Угадай, что за фрукт:

  1. круглый, оранжевый, спелый, сладкий, толстокожий
  2. круглое, румяное, наливное, сочное, ароматное

Расскажи о фрукте, не называя его. Пусть другие отгадают.

4.Назови ласково: яблоко – яблочко, вишня - …, банан - …, лимон - …, апельсин - …, абрикос - …

5.Образуй словечко: сок из яблок – яблочный, а из вишен, груш, слив, лимонов, апельсинов, мандаринов, персиков, абрикосов, ананасов, бананов ?

Какой твой любимый сок, компот, варенье ?

6.Сосчитай до пяти: яблоко, персик, апельсин.

7.Что лишнее и почему?

  1. Яблоко, груша, помидор, апельсин
  2. Слива, персик, абрикос, компот

8.Вопросы на засыпку:

  1. На дубе три ветки, на каждой ветке по яблоку. Сколько всего яблок выросло на дубе?
  2. Дедушка увидел, что незнакомый мальчик залез на яблоню в его саду.
  1. Что ты там делаешь? – спросил дедушка.
  2. Я поднял с земли яблоко и хочу повесить его на место, - ответил мальчик.

Правду ли он сказал? Почему ты так думаешь?

             Ягоды. Домашние заготовки.

1.Нужно знать:

  1. 8-10 названий ягод, узнавать и показывать их на картинках
  2. где растут ягоды, чем отличаются от фруктов и овощей
  3. различать лесные и садовые ягоды

2.Словарь: малина, смородина, крыжовник, клубника, земляника, черника, ежевика, брусника, клюква, голубика.

3.Образуй словечко: варенье из клубники – клубничное, а из малины, смородины, черники, земляники, ежевики ?

4.Что лишнее и почему?

  1. Клюква, болото, голубика, брусника
  2. Груша, смородина, клубника, малина

5.Продолжи предложение: Варенье варят из слив, …

                                  Мы собрали много крыжовника, …

6.Отгадай загадку:

  1. Две сестры весной зелены. Летом одна краснеет, а другая чернеет.

7.Почему их так назвали: земляника, голубика, черника.

8.Чем похожи и чем различаются: куст и дерево, варенье и повидло, клубника и земляника ?

9.Доскажи словечко в рифму:

  1. Собираем мы в корзинку очень сладкую …
  2. Погляди-ка, погляди-ка – поспевает …
  3. Съел сластёна в воскресенье всё черничное …

10.Вопросы на засыпку:

  1. Смородина мельче крыжовника. Что крупнее?
  2. Какая ягода поспевает поздней осенью на болоте?
  3. О какой это ягоде идёт речь?
  1. Она красная?
  2. Нет, она чёрная!
  3. А почему она белая?
  4. Потому, что зелёная.      
  5. Объясните.

Осень. Осенние приметы.

1.Нужно знать: 

  1. Когда наступает осень (после лета)
  2. Названия осенних месяцев
  3. По каким признакам мы узнаём о приходе осени (продолжительность дня и ночи, погода, деревья, поведение птиц и животных)
  4. Какую одежду носят осенью

2.Словарь: ненастье, хмурый, пасмурный (день), проливной, моросящий (дождь), промозглая (погода), озимые (посевы).

3.Доскажи словечко:

  Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

  Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю

  Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я …

Какие признаки осени названы в загадке?

4.Угадай, что это:

  1. Осенний, пасмурный, дождливый, короткий
  2. Осенний, холодный, надоедливый, косой
  3. Осенняя, холодная, сырая, ненастная
  4. Осеннее, пасмурное, низкое, тёмное

5.Сосчитай до шести: один дождливый день, …

                                        одна серая туча, …

6.Что делает: дождь (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше, мочит землю, барабанит, …); ветер (дует, срывает листья, гнёт деревца, гудит, сбивает с ног, …)

7.Какое слово не подходит?

  1. Дождь, дождевая, подожди, дождевик
  2. Капля, копать, капает, капелька
  3. Осень, осенний, синий

8.Вопросы на засыпку:

  1. Что длиннее, осень или октябрь?
  2. Осенью ночь длиннее дня. Что короче?
  3. Максим посмотрел в окно и сказал, что на улице сильный ветер. Как он догадался?

Осень. Деревья.

1.Нужно знать:

  1. 8-10 названий деревьев, узнавать на прогулке и по картинкам (а также их листья и плоды)
  2. что происходит с листьями деревьев осенью
  3. какие деревья остаются зелёными
  4. различать раннюю и позднюю осень
  5. почему раннюю осень называют золотой

2.Словарь: листва, листопад, хвоя, осыпаются, облетают, опадают, шуршат, кружатся, разноцветные.

3.Образуй словечко: лист берёзы – берёзовый, а дуба, клёна, липы, каштана, ивы, ольхи, рябины, тополя, осины, яблони?

4.Сосчитай до шести: один дубовый лист, …

                                       один крупный жёлудь, …

                                       одна сосновая шишка, …

5.Предложите ребёнку собрать букет из осенних листьев, сосчитать и назвать листочки каждого вида. Разложите листья и попросите найти один из них по заданию: между кленовым и берёзовым, слева от каштанового, над ивовым и т. д.) Поменяйтесь с ребёнком ролями.

6.Отгадай загадки:

  1. Его зимой и летом все видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

  1. Падают с ветки золотые монетки.

7.Подбери как можно больше слов: осенью листья (что делают?) – желтеют, краснеют, опадают, засыхают, летят, …)

8.Исправь предложение:

  1. Осенью на берёзах много желудей.
  1. Ветер дует, потому что листья осыпаются.
  2. Осень приходит, потому что холодает.
  3. Дует холодный ветер, потому что дети тепло одеваются.

9.Продолжи предложение:

  В нашем городе много каштанов, рябин, …

Дикие животные наших лесов.

1.Нужно знать и уметь:

  1. Не менее 10 названий животных, узнавать их по картинкам.
  2. Рассказать о животном по плану: как выглядит, где живёт, чем питается.
  3. Называть детёнышей животных.

2.Словарь: лапы, шерсть, хвост, когти, пасть, рога, копыта, клыки, хищные, травоядные.

3.Сосчитай до шести: лиса, заяц, волк, лось.

4.Угадай, кто это:

  1. Маленький, серый, колючий
  2. Бурый, косолапый, неуклюжий
  3. Пушистый, длинноухий, косой

5.Что общего и чем отличаются: белка и кошка, медведь и ёж, волк и собака, кабан и свинья ?

6.У кого чей хвост? (Чьи уши?)  У лисы – лисий, а у зайца, волка, белки, барсука, медведя ?

7.У кого кто дети? У лося – лосята, а у зайца, белки, медведя, волка, ежа, барсука, рыси, бобра?

8.Отгадай загадки:

  1. Красный глазок, тёплый пушок, быстрый прыжок.
  2. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Он рога несёт легко, хоть раскинул широко.

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки – ни одной.

9.Вопросы на засыпку:

  1. У кого больше лап, у зайца или у медведя?
  2. Чего больше, белок или беличьих ушей?
  3. Из-за куста торчат два уха. Сколько зайцев спряталось?
  4. Лиса гонится за зайцем. Кто бежит впереди, кто позади?
  5. Какое животное в момент опасности сворачивается в клубок?

Домашние птицы.

1. Нужно знать:

  1. Названия 4-5 домашних птиц и их детёнышей.
  2. Для чего люди разводят домашних птиц.
  3. Какие из них водоплавающие, почему их так назвали.

2. Отгадай загадки:

  1.  Красные лапки щиплют за пятки, беги без оглядки.
  2.  Явился в жёлтой шубке – прощайте, две скорлупки.
  3. Удивительный ребёнок: только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать.

3. Кто как голос подаёт?

Курица – квохчет, петух - …, гусь-…, утка -…?

4. Чем похожи и чем отличаются?

Утёнок и цыплёнок, гусь и гусёнок.

5.Назови всю семейку: 

курица, петух, цыплёнок,  

утка, селезень, …

гусь, …, …

индюк, …, …

6. Сосчитай до 5 : петух, цыплёнок, гусь.

7. Составь предложений из слов:

  1. курица, цыплята, высиживать
  2. утка, утята, речка, вести
  3. петух, зёрнышки, клевать.

8. Какое слово не подходит?

  1. Гусь, гусиный, гусли, гусёнок.
  2. Индюк, индеец, индейка, индюшата.

9.Вопросы на засыпку:

  1. Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
  2. Курица снесла 2 яйца, а петух одно. Сколько всего яиц снесли птицы?
  3. Яйцо варится 1 минуту, а сколько будут вариться 2 яйца?
  4. На одном берегу цыплята, на другом – утята. Посередине островок . кто быстрее доплывёт до островка? Почему?

10. Кто лишний? Почему? Утка, воробей, курица, гусь.

Зима. Зимние приметы.

1. Нужно знать :

  1. Названия зимних месяцев,
  2. После какого времени года наступит зима?
  3. Как меняется погода зимой ( в сравнении с осенью)

2. Словарь: мороз, заморозки, стужа, метель, вьюга, снегопад, позёмка, наст, оттепель, иней, снежные узоры, резкий( ветер), замерзать, лёд ,льдинка.

3. Отгадай загадку:

Снег на полях, лёд на реках, вьюга завывает. Когда это бывает?

4.Что за чем и перед чем?

Декабрь за ноябрём и перед январём.

Январь…

Февраль…

5. Сосчитай до 5: одна зимняя ночь, одно морозное утро, один холодный день.

6.Подбери слова:

  1. снег (что делает?) – сверкает, сияет, искрится, кружится, летит, идёт…
  2. снег (какой?) - белый, пушистый, мягкий, лёгкий, чистый,…
  3. мороз ( какой?) - сильный, слабый, трескучий,..

7. Объясни пословицы:

Декабрь год кончает – зиму начинает.

                     Мороз невелик, да стоять не велит.

8. Собери предложение:

  1. позёмка, улица, метёт, по
  2. окно, мороз, нарисовал, узор, на.

9. Вопросы на засыпку:

  1. Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что потом? Чего больше, снегопадов или снежинок?
  2. Чего меньше, зим или зимних месяцев?
  3. Что чаще бывает, зима или снегопад?

          Одежда и головные уборы.

1. Нужно знать:

  1. Названия предметов одежды и их частей

(рукава, воротник, пуговицы, карман, пояс, капюшон, подкладка, и др.)

  1. Назвать материалы, из которых шьют одежду и образовывать от этих слов признаки : пальто из меха – меховое, куртка из кожи – кожаная и др.)

2.Словарь: завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, зашнуровывать, расшнуровывать, одевать (на кого – то), надевать ( на себя)

3. Отгадай загадки:

  1. Сижу верхом, не знаю на ком.
  2. Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке  вязаной сидят.

4. Чем похожи и чем отличаются? Шапка и капюшон,

перчатки и варежки, куртка и пальто.

 5. Сосчитай до 7: одна лисья шуба, одно драповое пальто, один шерстяной носок.

6. Скажи наоборот: короткий плащ – длинный плащ,

летняя одежда - …, тонкий свитер - …, широкий шарф - …

7. Что лишнее и почему?

  1. Панама, шапка, ушанка
  2. Шуба, сарафан, дублёнка
  3. Пальто, воротник, рукава

8. Догадайся, о чём можно сказать – она ( шуба, ..), он, оно.

9. Скажи ласково: шуба – шубка, пальто - .., плащ - .., шапка- .., куртка - .., шарф - .., перчатки -… гамаши - .., пуговица - …

10 .Вопросы на засыпку: 

  1. На шапочке вышиты 2 вишни. Одну съели. Сколько осталось?
  2. Дениска говорит бабушке: " Бабуля, я пойду к Саше сбегаю, а ты пожалуйста, пришей мне к куртке пуговицы". Надел Денис куртку и ушёл. Сколько пуговиц пришьёт бабушка?

Зимние забавы. Новый год.

1. Нужно знать :

  1. Названия зимних праздников и как их отмечают.
  2. В какие игры играют дети зимой, на чём катаются?

2. Словарь : лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, каток, хоккей, вратарь, гол; лыжные крепления, полозья, трамплин, прорубь, лыжня, лыжник, шайба.

3.Отгадай загадки:

  1. Два берёзовых  коня по снегам несут меня.
  2. Меня не растили – из снега лепили, а вместо носа ловко вставили морковку.

4. Добавь словечко: Мы на лыжах по лесу ехали. С горки …( съехали). На горку ..( въехали). К сосне ..( подъехали). От сосны …( отъехали). На пенёк ..( наехали). Через реку … (переехали) и домой …( приехали).

5. Отгадай , что это?

  1.  Новогодний, весёлый, долгожданный,
  2.  Зелёная, колючая, пушистая, нарядная.
  3.  Новые, детские, деревянные.

6. Какое слово не подходит?

  1. Лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
  2. Снежки, снежный, нежный, снеговик.

7. Какое слово отличается от других? (каток, каток, платок)

8. Собери предложение:

  1. Ребята, каток, идти, на.
  2. Новая, Костя, у клюшка.
  3. Дед Мороз, с, едет, подарками.
  4. Мы, вокруг, танцуем, ёлки.

9. Чего много? Санки – много санок, горка -…, коньки- …,мороз-…, холод-…, сосулька -, снежинка -.., лыжник -.., праздник -…, подарок -…, песня -…, игрушка -.., ёлка -….

10. Вопросы на засыпку:

  1. Что чаще бывает, зима или декабрь?
  2. Лыжник перегнал пешехода. Кто отстал? Кто впереди?

Человек. Части тела.

1. Нужно знать:

  1. Название частей тела и уметь их показать,
  2. Различать левые и правые части тела и показывать их у себя и окружающих.

2. Словарь: палец, ноготь, плечо, рука, нога, колено, лоб, брови, ресницы, щёки, подбородок, висок, нос, ноздри, затылок, макушка, шея.

3. Чем мы: смотрим – глазами, слушаем -.., хлопаем - …, жуём - …, нюхаем -.., киваем -.., машем -…

4. Один – много: глаз – глаза, нос -…, ноздря -…, щека -…, лоб -…, висок -…, палец-…, ноготь- .., локоть- ..., ухо - …

5. Отгадай загадки:

  1. Пять братьев годами равные, а ростом разные.
  2. Всегда во рту, а не проглотишь.
  3. На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

6. Чем похожи и чем различаются: девочка и кукла, ноги и лапы, ногти и когти.

7. Объясни пословицы:

  1. Глаза боятся, а руки делают.
  2. Руки работают, а голова кормит.

8. Объясни словечко: длинноволосый, темноволосый, кареглазый, сероглазый, плечистый

9.Собери предложение:

  1. Лена, утро, зубы, чистить, каждое
  2. Паша, гулять, в, погода, любой

10. Что лишнее и почему?

  1. Рога, копыта, пятки, хвосты.
  2. Нога, колено, ботинок, пятка.

11. Вопросы на засыпку:

  1.  Назови "имя" каждого пальчика. Сколько пальцев на 2 руках?
  2.  Чего у человека больше, рук или левых рук?

Транспорт.

1. Нужно знать:

  1. 3 -4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.
  2. Чем различается грузовой и пассажирский транспорт,
  3. Какие виды транспорта есть в нашем городе,
  4. На каком транспорте можно проехать под землёй.

2. Словарь: остановка, билет, вокзал, гараж, рельсы, пристань. электричка, пилот, аэропорт,  трасса, шоссе.

3. Сосчитай до 5: одна белая машина -.., один большой грузовик-…, одно резиновое колесо-…

4. Чем похожи и чем различаются: конь и велосипед, трамвай и троллейбус, машина и такси, самолёт и птица.

5.Назови одним словом машину, которая:

возит молоко – молоковоз, мешает бетон - ..,  дробит камни -…

6. Что может делать: автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить,…, самолёт -…

7. Как назвать остановку: трамвая - трамвайная, автобуса -.., троллейбуса -..

8. Собери предложение:

  1. машина, ехать, по, городской , улица.
  2. автобус, из, люди, выходить.

9. Какое слово не подходит?

  1. Машенька, машина, машинный, машинка.
  2. море, морской, юмор, заморский, моряк.

10. Исправь предложения:

  1.  Дом подъехал к машине.
  2.  Бензин кончился потому, что машина остановилась.

11. Отгадай загадку:

  1. Что за птица – песен не поёт, гнёзд не вьёт, людей и груз везёт?

12. Вопросы на засыпку:

  1. Сколько у машины колёс? Крыш? Фар? Рулей?
  2. Автобус едет за машиной. Что впереди?

Транспорт. Правила дорожного движения.

1. Нужно знать:

  1. Как правильно переходить дорогу,
  2. Что делать, если потерялся в незнакомом месте,
  3. Какие машины имеют право проезжать на красный свет и почему.

2. Словарь: салон, обгон, авария, тротуар, обочина (дороги), кузов, тормоз, сирена, перекрёсток, светофор, ветровое

(стекло), пожарная, милицейская (машина), пешеходный переход.

3. Отгадай загадку: Три глаза – три приказа.

                                        Красный  - самый опасный

4. Объясни, для чего нужны: фары, тормоза, багажник, руль, правила дорожного движения, дорожные знаки.

5. Закончи предложения:

  1. Машинист – это тот, кто
  2. Регулировщик- это …
  3. Лётчик – это…
  4. Пешеход – это…
  5. Пассажир – это…
  6. Кондуктор – это..

6. У какого транспорта есть?

  1. Колёса, сиденья, руль, кузов, мотор.
  2. Корпус, палуба, иллюминатор, каюта
  3. Крылья, шасси, салон, корпус, хвост.

7. Сосчитай до 6: светофор, пешеход, перекрёсток.

8.Исправь предложение:

  1. Дорога едет по машине.
  2. Стемнело, и фары включили водителя.
  3. Остановка остановилась возле трамвая.

9. Вопросы на засыпку:

  1. Машины остановились на перекрёстке. Какой свет горит?
  2. Почему пешеходный переход называют " зеброй" ?
  3. Об автобусе, трамвае говорят "что?". О каком виде транспорта можно сказать "кто"?

Времена года. Календарь.

1.Нужно знать и уметь:

  1. перечислить времена года по порядку ( что за чем)
  2. названия  зимних месяцев и их очерёдность
  3. различать времена года, месяцы и дни недели,
  4. называть дни недели по порядку,
  5. называть части суток (утро, день, вечер, ночь)

2. Словарь: мороз, заморозки, стужа, метель, вьюга, снегопад, позёмка, наст, оттепель, иней, снежные узоры, резкий( ветер), замерзать, лёд ,льдинка, сутки, календарь.

3. Скажи наоборот: тепло – холодно, грязно -.., светло -.., сыро -… день- .., утро -…

4. Что за  чем, что перед чем? За зимой - весна, а за утром -…За понедельником -.…, за январем -.… Перед весной –зима, а перед ночью- … Перед субботой -..., перед мартом -…

5. Подбери как можно больше слов:

солнце – греет, пригревает, светит, заходит, садится, …

снег – выпадает, идёт, тает,…

сосульки - …

6. Что лишнее и почему?

  1. Зима, весна, январь, лето
  2. Январь, февраль, зима, декабрь.
  3. Утро, день, воскресенье, ночь.

7. Выбери правильный ответ:

  1. Зимних месяцев -3, 4 7
  2. Дней недели – 3, 5, 7
  3. Времён года – 2. 3, 4

8. Отгадай загадки :

  1.  Вышел старик – годовик. Махнул рукавом – полетели 12 птиц. У каждой по 4 крыла, в крыле по 7 перьев.

Под Новый год пришел он в дом большим румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез.

9. Вопрос на засыпку:

  1.  Назови 5 дней подряд без дат и дней недели. ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Мамин день. Семья.

 1.Нужно знать:

  1. названия ближайших родственников, определять ,кто кому кем приходится( напр., мама –дочь бабушки )
  2.  фамилии, имена, отчества- свои, мамы, папы, дедушки, бабушки,
  3. когда отмечают женский день, кого поздравляют.

2.Словарь: заботиться, уважать, любить, помогать, ухаживать, растить, заботливая, строгая, трудолюбивая, вежливая, послушная.

3. Сосчитай до 7: один старший брат, два старших брата,..,

одна младшая сестра, две  младшие сестры,…

4. Назови отчества женщин и мужчин:

Александр – Александровна, Александрович

Николай -.., Андрей -.., Василий -.., Борис -.., Илья -.., Лев -…,

5. Объясни пословицы:

  1. Лучше нету дружка, чем родная матушка.
  2. Вся семья вместе – так и душа на месте.

6. Кто лишний и почему?

  1. Мама, папа, бабушка, доктор.
  2. Брат, сестра, одноклассница, тётя.

7. Назови  ласково:

  1. Анна -  Аня, Анечка, Аннушка, Анюта.
  2. Иван – Ваня, …, Евгений - Женя , ...

8. Исправь предложения:

  1. Бабушка младше мамы. Я - бабушкина дочка.
  2. Сначала родились мы, а потом – наши родители.

9. Вопросы  на  засыпку:

  1. У девочки спросили: "Есть у тебя сестра?" "Есть", - ответила она. " А у твоей сестры есть сестра"?,- "Нет",-ответила девочка. Может ли быть такое?
  2. 2 отца и 2 сына пошли в кино. Сколько всего человек?
  3. У мамы пёс Дружок, кот Пушок и дочка Даша. Сколько детей у мамы ?

Ранние признаки  весны. Первые цветы.

1. Нужно знать:

  1.  По каким признакам мы узнаём о приходе весны,
  2.  Какие цветы зацветают первыми, узнавать их по картинкам и описывать по схеме (стебель, листья, лепестки, на что похож)

2. Словарь: ледоход, ручей, верба, почки, подснежник, мать- и мачеха, одуванчик, мимоза, бутон, нарцисс, гиацинт, набухать, расцветать, распускаться, хрупкий, нежный, душистый.

3. Подбери как можно больше слов:

  1. Весенний - ( день, дождь, гром, праздник, цветок,…)
  2. Весенняя – ( погода, ночь, гроза, капель,..)
  3. Весенние – ( дни, цветы,..)

4. Назови ласково: мороз – морозец, земля -…, лужа - ..., роща -

5. Объясни словечко: первоцвет, медуница, подснежник.

6. Какие цветы у:

  1. Мимозы – жёлтые,  маленькие, пушистые, душистые…
  2. Мать – и - мачехи- …
  3. Подснежника - …

7. Сосчитай до 8: один голубой подснежник, два голубых подснежника,…один звонкий ручеёк,…

8. Отгадай загадки:

  1. Лежит  полгода покрывало, а весной его как не бывало.
  2. Первый вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький.

9. Вставь нужный предлог:

  1. … нарцисса шесть лепестков.
  2. Подснежник вырос … проталинке.
  3. Цветы поставили … вазу.

10. Вопросы на засыпку:

  1. Подснежники цветут раньше нарциссов, но позже, чем мать – и -  мачеха. Какие цветы расцветают раньше всех?
  2. Чего больше, цветков или листьев? Цветков или лепестков?

Материалы и инструменты.

1. Нужно знать:

  1. 8 – 10  названий инструментов, узнавать их и рассказать, что делают каждым (лопатой – копают и т.д.)
  2. различать инструменты и материалы ( напр., дерево – это материал, из которого можно сделать различные предметы с помощью инструментов)
  3. что делают из разных материалов (из ткани – шьют одежду, из резины получают обувь, игрушки и др.)

2. Словарь: молоток, топор, пила, отвёртка, клещи, сверло, напёрсток, забивать, рубить, сгребать, копать, собирать, разбирать, выдёргивать, закручивать, откручивать.

3. Назови  ласково : молоток- молоточек, ключ- .., нож -.., топор -.., грабли -… гвоздь -…, гайка -.., лопата -… лейка -.., игла -..

4. Сосчитай до 8: один острый нож, .., одни длинные ножницы,..

5. Отгадай загадки:

  1.  Зубы  есть, а ничего не ест.
  2.  Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.
  3.  Без головы, а в шляпе, одна нога, да и та без сапога.

6. Из чего какой?

 - из бумаги – бумажный, из резины -.., из глины -.., из золота -.., из серебра -… из камней -.., из дерева -.., из шерсти -.., из стекла -.., из железа -…, из пластмассы -…, из стали -…, из бетона -, из кожи -.., из меха -..

7. Что лишнее и почему?

  1. Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.
  2. Топор, дрова, пила, рубанок.

8. Исправь предложения:

  1. Дыркой сверлят сверло.
  2. Гаечный ключ откручивают гайкой.
  3. Стекло упало потому, что разбилось.

Профессии.

1.Нужно знать:

  1. 8 – 10 названий профессий и чем занимается представитель каждой профессии( врач лечит людей, и т .д )
  2. какими инструментами пользуются люди разных профессий( парикмахер –ножницами, маляр –кистью и т.д.)

2. Словарь: воспитатель, учитель, инженер, продавец, водитель, повар, врач, пожарный, электрик, слесарь, плотник, художник, портной, строитель, милиционер.

3. Догадайся, где работают:

  1. кассир, продавец, грузчик, водитель
  2. каменщик, крановщик, маляр, стекольщик,
  3. воспитатель, нянечка, логопед, повар, учитель.  

 Расскажи, что делает каждый из них.          

4. Подумай, чем похожи и чем различаются профессии:

  1. учитель  и воспитатель, врач и медсестра, скрипач и пианист

5. Что лишнее и почему?

  1. Парикмахер, расчёска, ножницы, бигуди,
  2. Экскаваторщик, бетонщик, здание, плотник

6. От каких профессий произошли фамилии: Плотников, Кузнецов, Сапожников, Конюхов, Гончаров, Столяров?

7. Продолжи предложения:

  1. В больнице работают…
  2. В магазине работают …
  3. В театре работают …

8. Объясни пословицы:

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Ремесло хлеба не просит, а само кормит.

9. Исправь предложения

Крановщик кладёт кирпичи.

Плотник красит стены.

Парикмахер шьёт одежду.

Милиционер лечит людей.

10. Вопросы на засыпку:

  1. Как ты думаешь, какая профессия самая важная?
  2. Кого больше: врачей или больных? Учителей или учеников?

Защитники отечества.

1.Нужно знать:

  1. Когда отмечают день защитников Отечества.
  2. Почему мужчины служат в армии.
  3. Названия представителей родов войск( танкист, лётчики. пограничники, десантники, сапёр, подводники, артиллеристы) и как они несут службу ( Пограничники охраняют границу)

2. Словарь: пехотинец, доброволец, герой, парашют, противник, мужественный, воевать, защищать, сражаться, победить, военный, доблестный, отважный.

3. Как называется человек, который:

  1. Летает на вертолёте – вертолётчик,
  2. Служит в пехоте -..
  3. Прыгает с парашютом –
  4. Служит на подводной лодке –
  5. Управляет танком –

4. Что общего и чем отличаются: танк и трактор, пилотка и кепка, футболка и тельняшка.

5. Сосчитай до 7 : один лёгкий танк, два лёгких танка…

                                одна подводная лодка. две подводные лодки…

6. Отгадай загадку: Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

7. Один – много: один боец – много бойцов, один танкист - … один офицер -…, одна винтовка -…, одно ружьё -…

8. Составь предложения со словами:

  1. Пограничник – собака, солдат – автомат, корабли – учения.

9. Какое слово лишнее и почему?

  1. Снайпер, сапёр, танкист, артист.
  2. Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

10. Продолжи рассказ:

        Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…

Весна в природе.

1. Нужно знать и уметь:

  1. Перечислить признаки весны ( продолжительность дня и ночи, что происходит со снегом, погода, какие животные пробуждаются от зимнего сна)
  2. У каких животных  появляются детёныши и  их назвать ( у зайца – зайчата, у белки  -бельчата)

2. Словарь: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, просыпаться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать.

3. Сосчитай до 8:  один мохнатый  медвежонок,…, один пушистый зайчонок, .., один серый волчонок,…  .

4. Мамы играют с детёнышами – кто с кем?

Волчица с волчонком, лиса -.., медведица -.., белка -.., рысь -…, бобриха -…., мышь -…

5. Скажи наоборот: холод – тепло, солнечный день -.., ветреная погода -…, глубокий ручей -…, ранняя весна -…, радостное настроение -…

6. Какое слово не подходит?

  1. Рысь, рысёнок, брысь, рысий.
  2. Лиса, лисий, листик, лисёнок, лисонька.

7. Объясни пословицы:

  1.  Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью.
  2.  Медведь  неуклюж, да дюж.

8. Исправь предложения:

  1.  В гнезде у лисы появились лисята.
  2. Волк живёт в берлоге, а лиса – в логове.
  3. Белка учила бобрят валить деревца и строить хатку.

9. Вставь нужный предлог:

  1. … лисы пять лисят.
  2. Гнездо иволги … дереве.
  3. Бельчата живут  … дупле.

10 .Вопросы на засыпку:

  1. Чего больше белок или беличьих ушей?
  2. Лисица вывела лисят на прогулку. Рядом с ней идут 8 лапок. А сколько лисят?

Труд людей весной.

1. Нужно знать:

  1. Какую работу делают весной в саду, в поле и огороде( зачем белят стволы деревьев, сгребают и жгут мусор и др.)
  2. Названия садовых инструментов и что делают каждым.

2. Словарь: теплица, парник, клумба, грядка, семена, саженцы, рассада, посадка, сажать, пересаживать, рассаживать, отсаживать, обрезать, удобрять, сеять, поливать, окапывать.

3. Назови ласково: сад – садик, огород -…, грядка -…,парник -…, яблоня -…, поле -… , лейка -…, луковица -…

4. Что общего и чем различаются: сад и огород, грядка и клумба, дерево и саженец.

5. Объясни пословицу:

  1. Весенний день  год кормит.
  2. Весной не поработаешь – зимой не поешь.

6. Какое слово не подходит?

  1. Слива, сливовый, сливать, чернослив.
  2. Семя, семечко, Семён, семена.

7. Сосчитай до 8: одна перекопанная грядка, две перекопанные грядки,…, одна садовая дорожка, …  .

8. Исправь предложения:

  1. Цветы поливали потому, что они выросли.
  2. Миша вскопал граблями грядку и посадил лук.
  3. Весной в саду собирают урожай фруктов.

9. Что лишнее и почему?

  1.  Копать, сажать, играть, поливать
  2.  Грабли, вилы, лопата, отвёртка.

10. Доскажи словечко:

  1. Паша  делает зарядку, а  Иван копает …
  2. Я присяду на скамейку и поставлю рядом…

11. Вопросы на засыпку:

  1. Лук посеяли раньше редиса, но позже чеснока. Что посадили первым, вторым, а что – последним?
  2. В саду посадили две яблони, вишню, грушу и берёзку. Сколько всего плодовых деревьев?

Космос.

1. Нужно знать:

  1. Названия космических тел ( Земля, Луна, Солнце, комета, спутник)
  2. Какую форму имеют планеты, вокруг чего вращаются Земля и Луна.
  3. какое значение имеет для нашей планеты Солнце.
  4. Когда и почему отмечают День космонавтики.
  5. Кто первым полетел в космос.

2. Словарь: ракета, космический корабль, созвездие, скафандр, астроном, телескоп, взлетать, приземляться, прилуняться. солнечный, лунный, земной,  звёздный, космический, искусственный ( спутник)

3. Сосчитай до 8: одна яркая звезда, две яркие звезды,…, один большой телескоп, … .

4. Догадайся, что это:

  1. Солнечный , яркий, слепящий, прямой.
  2. Космическая, мощная, российская.

5. Отгадай загадки :

  1. Свети , сверкает, всех согревает.
  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
  3. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

6. Скажи наоборот: далёкий – близкий, высокий -.., яркий -…, тесный -…, взлетать -…, улетать -…

7.Что общего и чем отличаются слова? Приземлиться – прилуниться, солнце и лампа, космонавт и астроном.

8. Какое слово не подходит?

  1. Планета, планетный, план, планетарный.
  2. Луна, лунка, лунный, прилуниться.

9. Собери предложение:

  1. Луна, это Земля, спутник.
  2. Вращаться, Луна, Земля, вокруг.

10. Исправь предложение:

  1. Сел наш космонавт в комету и полетел.
  2. Космический корабль прилунился на Земле.

Возвращение птиц. Насекомые.

1. Нужно знать:

  1. 6 -8 названий птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются. Как они называются?
  2. Как называются птенцы этих птиц ( у грачей – грачата, у гусей - …, у уток -.., у скворцов -… у журавлей -.., у соловьёв -.., у кукушек -..)
  3. Названия 8 -10 насекомых , узнавать их на картинках
  4. Чем питаются перелётные птицы, почему  возвращаются с появлением насекомых.

2. Словарь: летать, виться, парить, порхать, вить, откладывать, выводить, щебетать, чирикать, куковать, курлыкать, звенеть, насекомоядные, проворные, задорные.

3. Сосчитай до 9: один мохнатый шмель, …, одна изумрудная стрекоза,…, одно полезное насекомое,…

4. Объясни словечко: быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка, трель, скворечник.

5. Кто лишний и почему?

  1.  Жук, бабочка, птенец, муравей.
  2.  Ворона, ласточка, стриж, скворец.

6. Кто как голос подает?

Кузнечик стрекочет, жук -.., шмель -.., комар -…, утка -…, кукушка - .., соловей - .., журавль -…, жаворонок - …(звенит)

7. Исправь предложение:

  1. Червяк склевал скворца.
  2. Песня спела соловья.
  3. Мохнатая гусеница съела кукушку.

8. Составь предложения со словами: скворец – гусеница, гусеница – бабочка, скворец – скворечник, кузнечик – травинка.

9. Вопросы на засыпку:

  1. Чего больше, птиц или крыльев? Крыльев или перьев?
  2. Журавли прилетают раньше стрижей, но позже ласточек. Какие птицы прилетают первыми, какие вторыми. Какие последними?

Посуда. Продукты питания.

1. Нужно знать:

  1. 8 -10 названий предметов посуды, для чего нужен каждый предмет; различать чайную, столовую, кухонную посуду,
  2. названия основных продуктов, различать молочные, мясные, хлебобулочные изделия.

2. Словарь: чашка, блюдце, сервиз, вилка, ложка, сковорода, кастрюля, чайник, кофейник, миска, тарелка, дуршлаг, скалка, вкус, запах, аромат, соус, котлета, ветчина, сыр, масло, йогурт, специи; накрывать на стол, готовить, кипятить, остудить, подогреть.

3. Сосчитай до 9: одна глубокая тарелка,…, одно фарфоровое блюдце, …, один электрический чайник,…

4. Чем похожи и чем отличаются? Чашка и кружка, тарелка и блюдце, чайник и кофейник, полотенце и салфетка.

5. Из чего какое масло? Из подсолнечника - .., из кукурузы -.., из оливок - …, из сои - ..., из льна -…

6.Объясни словечко: кофемолка, соковыжималка, домохозяйка, прихватка.

7.Назови как можно больше продуктов: молочные – кефир, ...; мясные – сардельки,…; кондитерские изделия – вафли, …

8.Догадайся, что это?

  1. Столовая, железная, чистая, новая.
  2. Чёрный, свежий, горячий, душистый.
  3. Горячий, гороховый, вкусный, ароматный.

9. Что где лежит? Сахар – в сахарнице, хлеб -.., соль -…, масло -…, сухари -.., селёдка -…

10.Что лишнее и почему?

  1. Чашка, чайник, сервиз, блюдце
  2. Молоко, пакет, сливки, ряженка.

11. Исправь предложения:

  1. Суп разлили по стаканам.
  2. На чайнике кипит чай.

12. Вопрос на засыпку:

  1. Чашку разбили вместе с тарелкой. Что разбилось раньше?

Мебель.

1. Нужно знать:

  1. 8 – 10 названий предметов мебели и для чего нужен каждый из них.
  2. Названия частей(спинка, сиденье, ножки, крышка, столы, и др.)

2. Словарь: подвинуть, при(пере, с, тот, вы, за) двинуть, переставить, отставить, разложить( диван), журнальный, обеденный, полированный, односпальная, двуспальная.

3.Назови ласково: стул – стульчик, стол -.., диван -.., шкаф -.., полка -.., кресло -…, комод.

4. Образуй словечко: шкаф для книг – книжный, для посуды -., для одежды -..( платяной)

5. Сосчитай до 9 : один деревянный стул,…, один журнальный столик,…одно мягкое кресло -…

6.Чем похожи и чем различаются? Стул и табурет, кровать и диван, стул и кресло, шкаф и комод, стол и парта.

7. Что лишнее и почему?

  1. Стул, стол, скатерть, табурет
  2. Диван, шкаф, кресло, картина.

8. Играем в прятки: спрятались за шкаф – вышли из –за шкафа, залезли в шкаф -…, под диван -…, на шкаф -…, под кровать -…,

9. Скажи наоборот: высокий шкаф – низкий шкаф, широкая кровать -…,мягкий стул -.., новая этажерка -.., светлая тумбочка

10. Исправь предложения:

  1. Чайник поставили под стол, а табурет на стол.
  2. Посуду поставили в книжный шкаф.
  3. Гости сели на обеденный стол.

11. Собери предложения:

  1. Покрывало, на, постелить, диван.
  2. Бельё, из, постельное, шкафа, достать.
  3. Тетради, в, стола, ящик, положить.

12. Вопросы на засыпку:

  1. У стола отпилили  угол? Сколько углов осталось?
  2. Шкаф стоит за столом. Что дальше?  Что ближе?

Животные жарких стран.

1. Нужно знать и уметь:

  1. Названия 8 – 10 животных жарких стран и узнавать их на картинках;
  2. Рассказать о животном ( размеры, окраска, особенности. напр., У жирафа – длинная шея. Гепард – самое быстрое животное.)

2. Словарь: джунгли, саванна, Африка, Австралия, охотиться, прятаться, прыгать, ползать, убегать, догонять, пастись, подкрадываться, защищаться, опасаться.

3. Назови детёнышей: у львов – львята, у слонов -… у верблюдов - .., у черепах - .., у кенгуру - …

4. Сосчитай до 10 : одна полосатая зебра, две полосатые зебры,.., один пятнистый жираф, …, одно редкое животное,..

5. Кто лишний и почему?

  1. Слон, бегемот, страус, крокодил.
  2. Лев, белый, медведь, жираф, антилопа.

6. Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать:

  1. Что за коняшки – на всех тельняшки.
  2. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

7.Как ты думаешь, для чего: жирафу - длинная шея, верблюду – горбы, черепахе – панцирь, кенгуру – сумка, слону – бивни.

8.Объясни словечко: двугорбый, одногорбый, быстроногая, сумчатые.

9. Исправь предложение:

  1. У черепахи – мягкая шерсть.
  2. Крокодил – ласковое и доброе животное.
  3. Антилопы охотятся на львиц.

10.Продолжи предложение:

  1. В наших лесах не водится ни слонов, ни…
  2. В Африке живут слоны со слонятами, львы с …, …

11. Вопросы на засыпку:

  1. Львица ждёт льва. Кто задержался?
  2. Антилопа бежит быстрее бегемота. Но медленнее гепарда. Кто быстрее всех, а кто медленнее?

Мой город.

1. Нужно знать и уметь:

  1. Название нашей страны, её столицы, области, города, где мы живём и различать их.
  2. Свой адрес и зачем его нужно помнить, кому можно говорить свой адрес, а кому нет;
  3. Как выглядит Российский флаг, что означает каждый цвет.

2. Словарь: страна, государство, столица,город, улица, переулок, микрорайон, площадь, парк, проспект, бульвар. вокзал, фонтан, памятник, новостройка, благоустройство, витрина, газон, сквер, киоск, музей, церковь, собор, промышленный, культурный.

3. Сосчитай до 10: один большой город, два … ; одна широкая улица,…, одно историческое место,.. .

4. Какие бывают: дома (одно- и многоэтажные, блочные, кирпичные,…) улицы ( широкие, узкие, благоустроенные,..)

5. Что лишнее и почему?

  1. Улица, бульвар, проспект, машина.
  2. Москва, Россия, Белгород, Старый Оскол.

6. Объясни, почему улицы так назвали: Вишнёвая, виноградная, Луговая, Садовая, Клубничная.

7.Исправь предложения:

  1. С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.
  2. Мы ходили смотреть кино в музей.
  3. За книгами идём в аптеку, а за лекарством – в библиотеку.

8. Что общего и чем различаются: город и деревня, улица и набережная, дорога и шоссе, театр и кинотеатр.

9. Составь рассказ о своей улице (микрорайоне) по плану:

  1. Как называется улица? (микрорайон)
  2. Какая она? (тихая, шумная, зелёная….)
  3. Что расположено на ней?
  4. Твое отношение к улице(микрорайону), где ты живёшь?

10. Вопросы на засыпку:

  1. Я живу между вторым и пятым этажами, но не на третьем. На каком этаже я живу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные – друзья человека», группы компенсирующей направленности.

Тема: «Домашние животные – друзья человека»Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:    1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Домашние животные – друзья человека», группы компенсирующей направленности.

Тема: «Домашние животные – друзья человека»Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.Задачи:    1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами...

НООД по теме: «Домашние животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данное занятие является обобщающим знания детей по теме "Домашние животные" и предполагает использование мультимедийного оборудования....

Домашнее задание в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 1

Этот материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп и родителям...

задания для воспитателей групп компенсирующей направленности

В данном пособии находятся задания для воспитателей работающих в группах компенсирующей направленности....