Земля – не просто планета. Это наш дом!
статья по теме
История человечества в определенном смысле – это история взаимодействия людей с природой. В эпоху палеолита основу жизнедеятельности человека составляли собирательство и охота. Установлено; уже в ту эпоху, охватывающую не менее 2 млн. лет, люди полностью уничтожили отдельных крупных травоядных животных (мамонтов, гигантских оленей, шерстистых носорогов и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Земля – не просто планета.Это наш дом!
Начнем с того, что история человечества в определенном смысле – это история взаимодействия людей с природой. В эпоху палеолита основу жизнедеятельности человека составляли собирательство и охота. Установлено; уже в ту эпоху, охватывающую не менее 2 млн. лет, люди полностью уничтожили отдельных крупных травоядных животных (мамонтов, гигантских оленей, шерстистых носорогов и др.).
Начиная с эпохи неолита (период рабовладельческого и феодального обществ), с развитием земледелия и скотоводства общество стало оказывать сильное воздействие на биосферу. В результате вырубки лесов, распашки лугов и выпаса домашнего скота огромные территории планеты постепенно превратились в песчаные пустыни и скалистые горы. Как показывают научные исследования, в таких, сегодня безлюдных пустынях, как Гоби, Каракумы, Кызылкум, Сахара, когда-то процветала жизнь древних цивилизаций.
Развитие мореходства, открытие новых континентов изменили представление о природе Земли, о ее лесных, водных, минеральных богатствах. Расширился морской промысел, прежде всего добыча китов и других морских млекопитающих, что привело к их заметному сокращению. Вместе с тем для строительства одного корабля требовалось до 400 вековых дубов. Вырубка более полумиллиона отборных деревьев на склонах гор Испании активизировала эрозию и привела к неблагоприятным изменениям ландшафта.
Кульминацией техногенной эпохи является индустриальный период в истории взаимодействия общества и природы (с 17 в. до середины 20 в.). Бурно развивающиеся горнодобывающая отрасль и металлургия, многократное повышение сжигания горючих ресурсов для выработки энергии, химизация сельского хозяйства, рассеивание загрязнений на огромные территории – все это привело к тому, что возможности самовосстановления экосистем биосферы оказались исчерпанными. Дальнейшее расширение сферы воздействия производства на окружающую среду приобрело глобальный характер. Человек отравляет природу тысячами тонн веществ, которые в ней никогда не содержались. На сегодняшний день уже уничтожено 70% естественных экосистем, которые способны переработать все отходы. За исключением Норвегии, Финляндии, чуть-чуть Швеции и России, в Европе не осталось нетронутых биосистем. Как отмечает академик В. Данилов-Данильян, некоторые страны потребляют чужие экоресурсы. Например, США выбрасывают треть всего углекислого газа, производимого мировым хозяйством, а усваивается он лесами Бразилии, Канады и России. То же с Европой. У нас баланс загрязнений с Европой нарушен: роза ветров к нам приносит гораздо больше загрязнений, чем уносит. И далее академик предлагает ограничить бессмысленное потребление, которое приводит к неоправданному прожиганию ресурсов Земли, при этом не способствует ни благополучию, ни благосостоянию, ни здоровью человечества.
Ныне возникает ситуация, при которой дальнейшее производство становится невозможным из-за истощения природной среды. Прежде уповали на беспредельность, неисчерпаемость природных ресурсов. Однако нашлась рачительная хозяйка – экология. Она подсчитала все и предупредила: кладовая Земли – не скатерть-самобранка. В настоящее время намечается переход от индустриального к информационно-экологическому периоду во взаимодействии общества и природы. Люди начинают осознавать ограниченность ресурсов планеты, возможностей биосферы компенсировать многочисленные нарушения в ее экосистемах. Вместе с тем высокий уровень развития науки и техники позволяет сейчас, в принципе, развивать производство на безвредной для биосферы основе. От этого зависит будущее человечества. У многих на слуху такие названия загрязнителей продуктов питания как нитраты и радионуклиды.
Опасными загрязнителями нитраты становятся тогда, когда на каждый килограмм веса человек потребляет более 5 мг нитратов в сутки. Попав в организм человека с продуктами, они нарушают нормальную работу кровеносной системы, что особенно опасно для детей грудного возраста. Нитраты вступают в сложные комплексные соединения, которые могут стать причиной развития злокачественных опухолей.
Владельцам дачных участков и земельных наделов надо знать, что для того чтобы в овощах не накапливались нитраты, нужно ограничить применение азотных удобрений и использовать их одновременно с органическими удобрениями. Если концентрация нитратов в почвенном растворе будет невысока, их содержание в овощах также не превысит норму. Нитраты более интенсивно накапливаются растениями при недостатке света. Нельзя выращивать культуры с высокой способностью накапливать нитраты в тенистых местах.
По способности накапливать нитраты овощи разделяют на шесть групп первая – 5 г нитратов на 1 кг продукции; все виды салата, петрушка, редис; вторая – до 5 г на 1 кг продукции: шпинат, редька, капуста кольраби, столовая свекла зеленый лук; третья – до 4 г на 1 кг: белокочанная капуста, морковь, лук репчатый; четвертая – до 3 г на 1 кг: лук-порей, ревень, укроп; пятая – до 2 г на 1 кг: тыква; шестая – менее 1 г на 1 кг: огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель. Чтобы защитить себя от избытка нитратов, полезно знать, как распределяются нитраты в овощах. Так, у свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода, и срезав его примерно на пятую часть длины, можно сократить количество нитратов в готовой пище – борще или винегрете.
В моркови в центральной, желтой, части нитратов больше, чем в окружающей, красной, поэтому маленьким детям следует готовить сок только из внешней, красной части моркови.
У капусты самая опасная часть – кочерыжка, которой многие любят полакомиться. Концентрируются нитраты и в толстых черешках листьев кочана. У картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных. Кроме того, они сосредоточены под кожурой. Картофель, выращенный с использованием минеральных азотных удобрений, не рекомендуется варить «в мундире», а лучше очистить ножом, срезая потолще кожуру. Радиоактивное загрязнение почвы возможно при попадании на свалки старых приборов, содержащих радиоактивные изотопы, которые часто применяют в промышленности, научных лабораториях, медицине.
В настоящее время на всей территории Смоленской области нет зон, где бы уровни радиации превышали 1 кюри на кв. км. Такие уровни считаются безопасными и не требуют каких-либо специальных мер по защите населения. Однако на городских рынках появляются продукты из неблагополучных районов Белоруссии: грибы, ягоды. Наиболее надежным способом исключения употребления радионуклидов с пищей следует считать радиометрический контроль. Продукты питания, поступающие на продажу в торговую сеть магазинов, проходят такой контроль, и в «чистоте» их сомневаться не приходится. Рыночные продукты при подозрении могут быть исследованы в радиологической лаборатории учреждений Госсанэпиднадзора.
Кроме того, следует соблюдать особую осторожность при употреблении продуктов, которые имеют способность больше всего концентрировать в себе радионуклиды. Так, например, из грибов первенство в этом отношении держат маслята, моховики, волнушки, из домашних птиц – утки, а вот мясо гусей считается экологически чистым даже в тех случаях, если их вскармливают продуктами, загрязненными радиоактивными веществами. Из рыб больше всего накапливают радионуклиды линь, сом, вьюн, а из ягод – крыжовник, смородина, особенно клюква. Помидоры огурцы, редис, если их тщательно вымыть и отделить ботву, становятся совершенно «чистыми».
При приготовлении пищи и переработке продуктов рекомендуется соблюдать определенные правила радиационной защиты. Картофель и корнеплоды обязательно моют дважды перед очисткой кожуры и после. Для тех, кто в своем хозяйстве содержит коров, полезно знать, что в сливках и сметане содержится в 4-5 раз, а в твороге – в 3 раза, в сливочном масле – в 6-7 раз меньше радионуклидов, чем в молоке. За два месяца перед убоем скот необходимо перевести на стойловое содержание и откорм проверенными чистыми кормами. За это время ткани организма животного освобождаются от радиоактивного цезия.
На загрязненной почве можно выращивать экологически чистые продукты. Принцип защиты растений сводится к тому, что стронций по своим химическим свойствам сходен с кальцием, а цезий с калием, поэтому при правильном и методичном внесении в почву этих элементов в необходимом количестве растения не концентрируют радиоактивные вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Солнце,Земля и другие планеты"
Конспект занятия в подготовительной группе знакомит детей с планетой Земля, её спутником _Луна и другими планетами, их расположением в Солнечной системе, с показом опыта смены дня и ночи, игр и физкул...
Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)
Конспект проведения организованной образовательной деятельности.Игра - путешествие «В гости к Звездочету» (Солнце, Земля и другие планеты)Программное содержание:- дать детям первоначальные элементарны...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе “Земля – наша голубая планета”
Конспект предназначен для закрепления знаний детей о материках Земного шара, их природе и обитателях, научит детей определять местоположение материков на глобусе.Цель: развивать интерес, бережно...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"
О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...
Совместная деятельность взрослых и детей «Земля моя, моя планета» (Экологическое воспитание)
Совместная деятельность взрослых и детей «Земля моя, моя планета» (Экологическое воспитание)...
Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.
День рождения Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...