Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе
методическая разработка по теме

Ибатуллина Любовь Семёновна

Данное занятие рекомендуется для сурдопедагогов, родителей для занятий с детьми с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sluhovoe_zanyatie_pri_e._i._leongard.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ибатуллина Любовь Семеновна

Место работы: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №88 I вида»

 Должность: педагог.

Занятие по развитию слухового восприятия.

Цели: Образовательные: - Учить   опознавать и различать на слух следующие единицы:   первым вылез из земли на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький; провожающие; увидал скворца, весна у крыльца;   второстепенные члены предложения.

- Учить прислушиваться к неречевым звукам;

-  формировать у глухих  детей навыки восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. 

Развивающие: Развивать слуховое восприятие  детей с нарушенным слухом;

Воспитательные: Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

Оборудование: слуховые единицы, примеры предложений, картинки, аудио записи пение  скворца, звука капли воды, звук колокола.

Ход занятия:

I этап занятия.      

                 Фонетическая ритмика.

                        Воробей влетел в окно

                       Воровать у нас пшено.

 Во время фонетической ритмики  проводится  работа над плавностью речи, над речевым дыханием и логическим ударением. При необходимости учитель исправляет произношение ребенка.

II этап.  Опознавание.

Ребёнку предлагаются 4 слуховые единицы:

  1. первым вылез из земли на проталинке,

он мороза не боится, хоть и      маленький;

  1. провожающие;
  2. увидал скворца, весна у крыльца;  
  3. второстепенные члены предложения.

Сначала все единицы даются на максимальном расстоянии для ребенка – 3-4 метра, если не услышит,    уменьшаем  расстояние, потом говорим слухо-зрительно или даем несколько единиц (других)  на выбор.

После каждого предъявления спрашиваем у ребенка, что означает данная единица. Если слово незнакомое, то в краткой форме знакомим с этим словом.

III этап.  Различение.

Сначала  педагог ещё раз за экраном повторяет все слуховые единицы, а ребёнок за ним повторяет.

  1. первым вылез из земли на проталинке,

он мороза не боится, хоть и      маленький;

  1. провожающие;
  2. увидал скворца, весна у крыльца;  
  3. второстепенные члены предложения.

Затем в течении  всего занятия каждая единица проговаривается за экраном 3-4 раза, с каждым разом увеличивая расстояние до максимального. Проводится работа над смыслом этих понятий, ребенку даются   задания.

 Первым вылез из земли на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

При втором предъявлении включить  звук капли воды (из коллекции «Мир звуков»)

  1.  Аня, ты сказала, что это загадка.    Про что эта загадка?  
  2. В какое время года это происходит? ( В какое время года появляются подснежники?)
  3. Как ты понимаешь «на проталинке»?
  4. На какой картинке изображены проталинки? (Выбор  из 3-4 картинок)
  5. На какой картинке есть подснежники? (Выбор 3-4 картинок) Почему  подснежники  разные?

Провожающие

При третьем предъявлении говорить шёпотом.

  1. Как ты понимаешь значение этого слова?
  2. К какой части речи относится это слово?
  3. Дать 2-3 картинки и спросить, где на этой картинке «Провожающие» (сказать ещё раз за экраном).
  4. Составь по этой картинке предложение со словом «Провожающие».
  5. Назови антоним к слову «провожающие». (встречающие)
  6. А на картинке есть «встречающие»?

Увидал скворца,

весна у крыльца

При одном из предъявлений включить аудио запись пения скворца как неречевой звук.

При втором предъявлении применить инверсию.

Весна у крыльца-увидал скворца.

  1. Аня, ты сказала, что это народная примета. Есть ли в этой народной примете фразеологический оборот? Назови его.
  2. Как ты понимаешь этот фразеологический оборот?
  3. За экраном произносим: скворец – птица зимующая. Верно.         А как? ( Скворец – птица перелётная).
  4. Я дам тебе народные приметы. Выбери подходящую по смыслу к этой примете.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

Второстепенные члены предложения. 

Второстепенные члены предложения - это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

  1. определение (и приложение как разновидность определения),
  2. дополнение,
  3. обстоятельство.

Летают птицы, насекомые и самолеты.

Послышался вой, визг, плач, хохот.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев.

Поздней осенью птицы  улетают в теплые края.  

  1. Какие члены предложения относятся к второстепенным членам?
  2. На выбор даются три- четыре  предложения. Найди в предложениях второстепенные члены предложения.
  3.  Подчеркни второстепенные члены предложения.
  4. На какой вопрос отвечают второстепенные члены предложения?

Неожиданная единица: Однородные члены предложения.

Найди предложение с однородными членами предложения. Это второстепенные члены предложения?

IV этап. Подведение итогов.

О чем мы говорили на занятии, что тебе запомнилось?

Вода с гор потекла–

весну принесла.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

Летают птицы, насекомые и самолеты.

Послышался вой, визг, плач, хохот.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев

Поздней осенью птицы  улетают в теплые края.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Индивидуальное занятие с применением инновационной технологии: "Сухой бассейн". Тема: вызывание звука К, автоматизация звука Т. Различение на слух рассказа: "Осень"....

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспект составлен для индивидуальной работы с ребенком с 4 степенью тугоухости 3 года обучения....

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспект индивидуального занятия по развитию звукового восприятия.Звук "К"....

Организация и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучение произношению

На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать на слух слова, словосочетания, фразы, а также подготавливаются к восприятию на слух текстов. В первые полтора - два года проводится р...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации произношения звука С и развитию слухового восприятия может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста и в работе...

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенка

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенкаВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная ...