Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 9 классе
методическая разработка по теме
Данное занятие рекомендуется для сурдопедагогов, родителей для занятий с детьми с нарушенным слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluhovoe_zanyatie_pri_e._i._leongard.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ибатуллина Любовь Семеновна
Место работы: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №88 I вида»
Должность: педагог.
Занятие по развитию слухового восприятия.
Цели: Образовательные: - Учить опознавать и различать на слух следующие единицы: первым вылез из земли на проталинке, он мороза не боится, хоть и маленький; провожающие; увидал скворца, весна у крыльца; второстепенные члены предложения.
- Учить прислушиваться к неречевым звукам;
- формировать у глухих детей навыки восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.
Развивающие: Развивать слуховое восприятие детей с нарушенным слухом;
Воспитательные: Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.
Оборудование: слуховые единицы, примеры предложений, картинки, аудио записи пение скворца, звука капли воды, звук колокола.
Ход занятия:
I этап занятия.
Фонетическая ритмика.
Воробей влетел в окно
Воровать у нас пшено.
Во время фонетической ритмики проводится работа над плавностью речи, над речевым дыханием и логическим ударением. При необходимости учитель исправляет произношение ребенка.
II этап. Опознавание.
Ребёнку предлагаются 4 слуховые единицы:
- первым вылез из земли на проталинке,
он мороза не боится, хоть и маленький;
- провожающие;
- увидал скворца, весна у крыльца;
- второстепенные члены предложения.
Сначала все единицы даются на максимальном расстоянии для ребенка – 3-4 метра, если не услышит, уменьшаем расстояние, потом говорим слухо-зрительно или даем несколько единиц (других) на выбор.
После каждого предъявления спрашиваем у ребенка, что означает данная единица. Если слово незнакомое, то в краткой форме знакомим с этим словом.
III этап. Различение.
Сначала педагог ещё раз за экраном повторяет все слуховые единицы, а ребёнок за ним повторяет.
- первым вылез из земли на проталинке,
он мороза не боится, хоть и маленький;
- провожающие;
- увидал скворца, весна у крыльца;
- второстепенные члены предложения.
Затем в течении всего занятия каждая единица проговаривается за экраном 3-4 раза, с каждым разом увеличивая расстояние до максимального. Проводится работа над смыслом этих понятий, ребенку даются задания.
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
При втором предъявлении включить звук капли воды (из коллекции «Мир звуков»)
- Аня, ты сказала, что это загадка. Про что эта загадка?
- В какое время года это происходит? ( В какое время года появляются подснежники?)
- Как ты понимаешь «на проталинке»?
- На какой картинке изображены проталинки? (Выбор из 3-4 картинок)
- На какой картинке есть подснежники? (Выбор 3-4 картинок) Почему подснежники разные?
Провожающие
При третьем предъявлении говорить шёпотом.
- Как ты понимаешь значение этого слова?
- К какой части речи относится это слово?
- Дать 2-3 картинки и спросить, где на этой картинке «Провожающие» (сказать ещё раз за экраном).
- Составь по этой картинке предложение со словом «Провожающие».
- Назови антоним к слову «провожающие». (встречающие)
- А на картинке есть «встречающие»?
Увидал скворца,
весна у крыльца
При одном из предъявлений включить аудио запись пения скворца как неречевой звук.
При втором предъявлении применить инверсию.
Весна у крыльца-увидал скворца.
- Аня, ты сказала, что это народная примета. Есть ли в этой народной примете фразеологический оборот? Назови его.
- Как ты понимаешь этот фразеологический оборот?
- За экраном произносим: скворец – птица зимующая. Верно. А как? ( Скворец – птица перелётная).
- Я дам тебе народные приметы. Выбери подходящую по смыслу к этой примете.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения - это , члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:
- определение (и приложение как разновидность определения),
- дополнение,
- обстоятельство.
Летают птицы, насекомые и самолеты.
Послышался вой, визг, плач, хохот.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев.
Поздней осенью птицы улетают в теплые края.
- Какие члены предложения относятся к второстепенным членам?
- На выбор даются три- четыре предложения. Найди в предложениях второстепенные члены предложения.
- Подчеркни второстепенные члены предложения.
- На какой вопрос отвечают второстепенные члены предложения?
Неожиданная единица: Однородные члены предложения.
Найди предложение с однородными членами предложения. Это второстепенные члены предложения?
IV этап. Подведение итогов.
О чем мы говорили на занятии, что тебе запомнилось?
Вода с гор потекла–
весну принесла.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Летают птицы, насекомые и самолеты.
Послышался вой, визг, плач, хохот.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев
Поздней осенью птицы улетают в теплые края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Индивидуальное занятие с применением инновационной технологии: "Сухой бассейн". Тема: вызывание звука К, автоматизация звука Т. Различение на слух рассказа: "Осень"....
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Одной из форм работы с детьми с нарушениями слуха являются индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-...
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспект составлен для индивидуальной работы с ребенком с 4 степенью тугоухости 3 года обучения....
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
Конспект индивидуального занятия по развитию звукового восприятия.Звук "К"....
Организация и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучение произношению
На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать на слух слова, словосочетания, фразы, а также подготавливаются к восприятию на слух текстов. В первые полтора - два года проводится р...
Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению
План-конспект индивидуального занятия по автоматизации произношения звука С и развитию слухового восприятия может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста и в работе...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенка
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношению глухого ребенкаВозраст: старший дошкольныйОбразовательная область: коррекционная работаНепосредственная образовательная ...