Проект"Приобщение детей к семейным традициям."
методическая разработка (старшая группа) по теме

Большакова Ирина Евгеньевна

Этот материал поможет родителям и педагогам в создании семейной родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ   ВПО

 Московский Государственный Областной Гуманитарный институт

                 

      Факультет повышения квалификации.

   Практико -  значимый проект по модулю:

                       

                     « Приобщение детей к семейным традициям.                                                                                  

                                «Семейная   родословная».

 

Тема: « Образ моей семьи ».

                                               

                                                 Работу выполнила слушатель ФПК,

                                                  воспитатель 1 категории, МДОУ №27

                                                           пос. Радовицкий

                                                   Большакова Ирина Евгеньевна.

                                                   Проверила: доцент КПН

                                                   Короткова Людмила Дмитриевна.

         

                                                       2011год.

                                            Актуальность  проекта.

                                   

    Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами родственной, и духовной близости. Наш проект предназначен для обогащения отношений родителей и детей опытом диалогического, эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности. Данный проект формирует умение планировать, анализировать; развивает целеустремленность.

                                                   Цель проекта

Оказание помощи  в обобщении и систематизации  знаний родителей  

и педагогов  в создании семейной родословной.

 Задачи проекта

  1. Формировать положительные отношения к семейным традициям.
  2. Развивать у детей и их родителей способности к исследовательской деятельности.

     3. Дать рекомендации для родителей и воспитателей.

Проектирование в ДОУ - это  деятельность, которую сейчас  осваивают  педагоги. К этому процессу активно подключаются   родители.

Последнее важно, учитывая, что родители, в массе своей, испытывают достаточно поверхностный и эпизодический интерес к тому, что происходит с их детьми в детском саду  - особенно, пока у ребенка нет явных проблем.

Проектирование -  образовательная  технология, которая  делает  возможным реальное  сотрудничество  детского сада с родителями. В последнее время  начали говорить о семейном проектировании, когда семья вместе с ребенком решает значимую для себя проблему.  

Проект, в котором участвуют родители, нуждается в особом типе педагогического участия. Если мы включаем родителей в образовательный процесс на основе новых образовательных технологий, то нужно это соответствующим образом обеспечить.

Семейный проект не должен   терять образовательное содержание – освоение ребенком деятельности проектирования и связанных с этим способностей и компетенций, поэтому, на мой взгляд, семейный проект должен иметь квалифицированное  методическое и психолого-педагогическое сопровождение со стороны детского сада.

 Предметом совместной работы педагога и родителя становится понимание того, что происходит с ребенком,   развитие его способностей и личностных качеств в ходе реализации семейного проекта. В первую очередь - субъектности.  Начав с простого исследовательского проекта, связанного с наблюдением за птицами, семья под руководством педагога приходит к осмыслению собственных воспитательных подходов. Можно проследить, как меняется стиль взаимоотношений с ребенком - вплоть до изменений в организации жизнедеятельности семьи и участия девочки в домашних делах. С каждым годом  наращивалась сложность проектов, предпринимаемых семьей, и  участие в них дочери. В результате ребенок  стал способен не только инициировать собственные проекты, оставляя родителям и педагогу роль консультантов, но и выходит в управленческую позицию по отношению к собственной деятельности. Овладение ребенком собственной учебностью представляется  нам одной из предельных антропологических целей развития  проектного метода в образовании.

Мы уже упомянули  об опасности  замещения взрослым деятельности ребенка в образовательном проекте. Не менее вреден  и другой крен – полная отстраненность взрослых  от проекта: «Дети сами все сделают. Пусть плохо, несовершенно, но сами». В этом случае при наличии детской активности – часто нет образовательного приращения.

 Образовательный проект не может носить характер дилетантского вхождения в предметно-профессиональную сферу. Он должен быть культуросообразен, и роль взрослого  как носителя культуры здесь очень важна. Не случайно  в качестве нормативного требования к проектам сейчас  задается обязательность этапа прикладного исследования в проекте, необходимость  изучения литературных источников, консультаций специалистов, профессионалов. Все это  призвано приподнять образовательную планку проекта.  Здесь родители, выступая в качестве специалистов-профессионалов, могут оказаться незаменимым ресурсом.

При реализации проекта  важно осознанное образовательное продвижение ребенка. Родители, даже если они  не участвуют в проекте непосредственно,  – могут помочь, например,  в организации   рефлексии: «чему научился, что удалось сделать и освоить, в чем препятствие и т.д.», – вместо традиционного  вопроса «что получил, какие оценки?».

В такой родительской заинтересованности - уже помощь.

Родители могут удерживать и чисто организационную рамку проекта. Например,   найти консультантов - за счет своих социальных контактов, помочь сформировать состав участников, наладить взаимодействие  с внешними структурами…

Для проекта, развивающегося в социальном поле, дети вместе с родителями – это уже общественность микрорайона, района, с мнением которой трудно не считаться. В этом смысле родители представляют собой и мощный социальный  ресурс.

Иногда  проект с участием родителей при переходе  на стадию функционирования  выливается в новые формы образовательной работы, которые складываются  в детском саду.

Такие важные приращения и ресурсы  мы обсуждали сейчас  с позиции образовательного учреждения, как  инициатора участия семьи в проектной деятельности. Но ресурсность здесь взаимная! Участие родителей в  образовательном проекте,  усиливая  полезность проектирования для ребенка, многое может дать самим  родителям, семье.

. Иногда это две параллельных жизни, два почти несоприкасающихся мира в одной квартире. Наверно, не стоить усиливать обвинительный залог и огульно упрекать родителей, что они «не хотят» общаться со своими детьми. Многие и хотят, но… не умеют. Трудно найти верный тон и точки соприкосновения, тем более - если контакт в какой-то момент был утерян.

Проект превращает взаимодействие в  реальность. В совместной деятельности рождается взаимопонимание. При этом не ребенок вынужденно втягивается в деятельность взрослого, а деятельность образовательного проектирования строится вокруг детей, с учетом их позиции, интересов.

При семейном проектировании усиливаются процессы консолидации внутри семьи. «Семья Ивановых, Петровых ...»  - за счет представленности вовне, в социальном пространстве, начинает выступать как целостность, в которой по законам развития малой группы упрочиваются связи. Согласитесь,  не так много у нас в жизни ситуаций, где такая представленность для семьи возможна.

В семейный образовательный проект  могут включаться и другие дети, друзья семьи, друзья детей. Так   формируются  сообщества, соединенные общей целью, сходными жизненными установками – детско-взрослая образовательная общность (термин, введенный В.И. Слободчиковым, Ю.В. Громыко) - благодатная среда взросления, развития  ребенка.

Образовательные результаты проекта не будут носить элемента  случайности, если взрослые,  сопровождающие проект, имеют параллельно  собственный педагогический проект – с замыслом, направленным на развитие ребенка, на создание ситуации развития.

В этом смысле интересны  попытки целенаправленного формирования детско-взрослых общностей на основе  участия родителей  в проектах по организации жизни  группы.  Созданная усилиями педагога и родителей среда общения в группе, богатство неформальных  мероприятий с участием семьи, возникновение традиций, -  задает атмосферу единства, дружбы, позитивного фона взаимоотношений, которые сами по себе имеют важное  значение для  детей. Однако  для того, чтобы эта общность  была образовательной   необходимо постепенное смещение акцентов в сознании родителей - с собственно-общенческого содержания на принятие и постановку взрослыми педагогических задач.  Тогда предметом взаимодействия родителей становится не только совместное проведение досуга, создание праздников, но и собственно-образовательное движение детей, цели образования  и необходимо востребуемый вклад в их реализацию каждого участника образовательного процесса. Для этого родителей нужно  вовлекать в  обсуждение  тенденций образования, их собственных воспитательных установок по отношению к детям, желаемых  образовательных результатов и способов их достижения. В противном случае общение, цементирующее подобные группы, может становиться самоцелью,  что снижает  развивающий эффект для детей.

Перечисленные выше  позитивные  эффекты участия семьи в проектной деятельности могут возникать  уже просто  за счет совместности  деятельности.  А что специфично для семейных образовательных проектов ?

Мы уже говорили о проблеме  отчуждения в семье. Свой мир, оберегаемый ребёнком– это потребность, обусловленная  взрослением человека,  стремящегося состояться как  личность. Психологи  даже говорят о необходимости  в некоторых случаях для уже взрослых, но «так и не сумевших  вырасти»  людей «символического развода» со  своими  родителями, особенно - если мнение последних довлеет. Эта метафора  характеризует терапевтические  меры в запущенных случаях.  «Развод» здесь означает  не «разрыв и прекращение всяческих отношений», а перевод их на некоторый новый уровень, признание родителями субъектности собственного ребенка, его самостояния в этом мире при сохранении взаимной эмоциональной поддержки в семье.  

Родители (это, кстати,  часто проявляется при реализации семейных проектов) иногда и не подозревают, на что способны  их  дети.

Бесконфликтное становление субъектности  невозможно без  готовности ее принятия  ближайшим окружением. Совместное проектирование (если это действительно проектирование, а не просто коллективный труд под руководством взрослого) создает такую внутреннюю готовность родителей – воспринять ребенка по-новому, по-другому с ним взаимодействовать.  Поэтому специфичным для семейного  проектирования  является возникновение  новой позиции ребенка в семье.

Проект дает возможность ребёнку реализовать себя в социально приемлемой  деятельности. Ребенку не приходится самоутверждаться в других сферах, и для родителей снимается проблема девиаций. Это показывает практика реализации проектов с «трудными»  детьми, среди которых много детей,  активных  и деятельных по природе.

В новом качестве в проекте выступают не только дети для родителей, но и родители для детей.  Дети тоже зачастую имеют однобокий взгляд на родителей. В большинстве случаев они почти и не знают  родителей - какими они являются в обществе, зато часто видят уставшими после работы. Отдыхающий на диване или решающий какие-то бытовые проблемы  родитель – отличается от деятеля, каким он предстает в профессиональной сфере. Фигура общественно-значимого взрослого, его социальная  позиция - важна для подростка. Не всегда родитель как такая фигура опознается  ребенком.

Конечно, многие родители  приобщают ребенка  к профессиональной  стороне своей жизни. Но  чаще  такое знакомство носит «экскурсионный» характер и представлено в сознании  детей на уровне достаточно смутных представлений.

Нередко  проекты с участием семьи  - это проекты, где родители в деятельностном режиме вводят ребенка в область своей профессии. Это еще и важный профориентационный момент! Часто семья вольно или невольно навязывает ребенку профессиональный выбор.  Какую конкретно позицию родитель при этом занимает: «выбирай только мою специальность», или «только не мою», или «модную и перспективную», - не имеет значения. Сам дискурс намечается без учета  ребенка. Даже поговорка сложилась в последние годы: «Первое образование – для родителей, второе человек получает сам».

         Проект дает молодому человеку  возможность осуществить профессиональную пробу – до того, как потрачены время и средства на освоение профессии.

Подводя итог  вышесказанному, хочется  еще раз подчеркнуть: адекватное участие родителей в образовательных проектах   является важным и для детского сада и для семьи, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания.

                       

 Ознакомление дошкольников с семьёй как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В  младшей и средней возрастных группах таким проектом может стать  составление семейного альбома дома и в группе.

            Помимо материалов консультаций по теории и истории генеологии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы  взможного оформления  родословной таблицы.  Памятка обязательно включает цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является  воспитание в детях любви  к своим родным ,к своей семье.

            Важно обратить внимание  родителей  на то, что составление родословной  служит сплочению  членов семьи ,создаёт благоприятную  эмоциональную атмосферу ,необходимую для нормального развития ребёнка. Изучение  истории своей семьи способствует воспитанию гордости    за принадлежность  к своему роду, к своей фамилии, желания стать продолжателями  лучших качеств своих предков.   В дошкольном детстве закладываются основы  формирования чувства ответственности перед памятью своих предков ,имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка. Работа по составлению своей родословной в детском саду  нужна также для обеспечения  преемственности со школьным обучением. Если интерес к поиску своих корней появился в семье ,то уже в школе  ребёнок может самостоятельно или совместно с родителями составлять свою родословную, включающую шесть или семь поколений.

        Работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый  этап, предполагающий  совместную деятельность ребёнка и его родных  в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе в подготовительной к школе группе, ребёнок выполняет  творческую работу -самостоятельно создаёт образ своей семьи.

        Детей 5-6 лет продолжаем  воспитывать уважительному отношению к родным и близким, воспитываем стремление радовать старших своими хорошими поступками. Продолжаем воспитывать помогать  своим близким ,выполнять постоянные обязанности по дому, воспитываем уважение к труду и занятиям других членов семьи.  

     Расширяем представление  детей о семье: используем дидактические  материалы-карточки, на которых изображены члены отвлечённой ,идеальной модели семьи, фотографии  из семейных альбомов детей. С этой целью можно использовать дидактические упражнения:  «Семейный хоровод»,»Где-то в шумном городе».С   помощью фотографий  из семейного альбома рассказать о членах своей семьи, назвать  имена и отчества взрослых, братьев и сестёр.

       Дать рекомендации родителям, чтобы рассматривали с ребёнком  фотографии родственников, помогали находить  внешнее сходство с родителями  и другими родственниками(цвет волос, цвет глаз).Рассказывали о своей работе, объясняли бы ,где работают члены семьи, как важен их труд для всех людей. Чтобы знакомили ребёнка с семейными традициями, привлекали к посильному участию  в подготовке семейных праздников.

      У детей формируем представление о родственных  отношениях

 (дядя, тётя, племянница, двоюродная сестра, двоюродный брат.)Закрепляем знания имён, отчеств родителей   ,учим называть имена и отчества    дедушек и бабушек. Дети должны знать свой домашний  адрес. Прививаем интерес к своей родословной и семейным традициям.

       Основное внимание следует  уделять расширению представлений  детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными, закреплению знаний  имён и отчеств не только родителей, но и бабушек, дедушек. Работа проводится комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет  изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.

        Особое место уделяем  воспитанию уважения, и любви к матери, так как именно от неё зависит та нравственная и  социальная сила, которая является базой семьи.

     Пример матери - это пример самоотверженной любви к детям. Эта любовь матери не может вызвать  ответных чувств у детей.

 Планируя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьёй, учитываем календарные и государственные праздники, такие как День матери, который отмечается в  последние выходные ноября, Международный женский день, Международный день семьи, который приходится на 15 мая  .

  Не случайно принято считать первым  критерием человечности, отношения к людям вообще то, как человек относится к своей матери.  

                             

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ПАПА, МАМА, Я – МОЯ СЕМЬЯ»

ЦЕЛЬ – формирование первоначальных представлений о семье.

Задачи:

1. Поддерживать и развивать интерес у детей к миру взрослых.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

3. Воспитывать у детей интерес к собственному имени.

Оборудование: кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы,мяч, личные вещи родителей, угощения.

Предварительная работа: Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка и дедушка? Как зовут твоих маму и папу? Есть ли у тебя брат, сестра? Назови их имена.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель обращает внимание детей на фотоальбом, показывает фотографии.

- Ребята, какой альбом мы составляли вместе с вами? (Ответы детей.)

- Давайте вместе посмотрим, какой красивый фотоальбом у нас с вами получился!

- А как мы его назвали? Почему? («Моя семья». Потому что в нем помещены фотографии семей, дети из которых посещают нашу группу детсада.)

- Мы очень долго с вами трудились над ним. Вот какая красивая обложка! А какие чудесные фотографии вы принесли, просто молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом с фотографиями).

- А кто изображен на этих фото? Назовите имена ваших родных и близких людей.

- Тише, ребята, кто-то плачет, слышите?

В группу входит кукла Катя и грустным голосом приветствует детей:

- Здравствуйте, ребята! (всхлипывает).

Воспитатель: Давайте спросим у Кати, почему у нее такой грустный голос? (Дети спрашивают.)

- Чем ты так расстроена, Катя?

Катя: Я рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили мне игрушку, которую я очень давно хочу! (плачет).

Воспитатель: Ребята, спросите у Кати как зовут ее маму и папу. (Дети спрашивают.)

Катя: Маму зовут Оля, а папу Коля. А как зовут ваших мам и пап? Покажите мне их

фотографии. (Воспитатель по очереди передает детям куклу, они называют имена своих родителей). А как ваши имена, они вам нравятся?

Катя: Ребята, скажите, а вам мамы и папы покупают игрушки? (Ответы детей.) Каждый день покупают?

Воспитатель: А если не покупают, как вы себя ведете? Наверное, сердитесь, обижаетесь? Покажите, как? (Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, показывают, как они вели себя в данных ситуациях: обижались, плакали, кричали, топали ногами,

если родители не покупали им желанную игрушку.)

- Как вы думаете, правильно вы себя вели, хорошо? А как надо было себя вести?

(Ответы детей.)

- Вот видите, ребята, не всегда мама или папа могу вам купить новую игрушку.

Воспитатель: Покупать игрушку – значит делать подарок, а подарки дарят всегда по праздникам. Ваши мамы и папы любят вас, заботятся о вас, и в праздники радуют своих детей подарками - игрушками. Вспомни, Катя.

Катя: Да, верно, когда у меня был день рождения, мама Оля и папа Коля купили мне набор детской мебели. Они поздравляли меня и называли ласково «доченька, Катюша, Катенька». Мне это очень понравилось, и было так весело и здорово!

Воспитатель: А вы, дети, помните, что вам дарили ваши мамы и папы на день рождения и с какой любовью вас поздравляли? (Ответы детей.) Скажите, как вас ласково называют родные и близкие люди?

Физминутка

Давайте поиграем с вами в подвижную игру «Назови ласково». (Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок говорит, как ласково называют его родители.)

Воспитатель: Дети, как можно одним словом назвать маму, папу, дочку, сына? (Воспитатель подводит детей к понятию СЕМЬЯ.)

- Семьи бывают большие и маленькие. Вспомните и скажите, какая у вас семья – большая или маленькая? (Например, так: «У нас большая семья: мама Таня, папа Дима, я – Света – братик Олежек, бабушка Нина, дедушка Сережа»; «У нас маленькая семья: мама Ира, папа Саша и я».). Давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Дидактическая игра «Чьи вещи?» (определить предметы, принадлежащие близким людям

детей группы).

- Ребята, вот вещи ваших родных. Посмотрите внимательно на эти предметы и по моему сигналу найдите ту вещь, которую вы принесли из дома. (Например, так: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы». Дети находят нужные вещи.)

Воспитатель: Скажите, ребята, вам сегодня было интересно? О чем мы говорили? (Ответы детей)

- Верно, папа, мама, дети, дедушка и бабушка – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу. У наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня праздник – день рождения младшей дочки Машеньки. Они пригласили нас на праздник. И нам уже пора идти, вас ждут сладкие угощения!

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

«МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ».

Программные задачи: закрепить представления детей о том, что такое семья, рассказать о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное внимательное отношение к женщинам и девочкам, учить оказывать им посильную помощь; у девочек формировать заботливое отношение ко

всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

Индивидуальная работа: активизировать речь Саши, Паши, Ули, Элины.

Словарная работа: гостеприимные, жизнерадостные, трудолюбивые, вежливые.

Ход занятия

Загадка

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки,

Вот такие «Пять да пять»

Угадайте, как их звать?

- Ребята, а вы любите играть с пальчиками?

Игра с пальчиками

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

- О чем же эта игра? (О семье.)

- Вот сегодня мы и поговорим о семье.

- Скажите, а что такое семья?

- Слово «семья» состоит из двух слов – «семь» и «я».

- Какие бывают семьи? Семьи бывают большие и маленькие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные. Расскажите о своей семье - о том, какая у вас семья, сколько в ней человек, как их зовут, что вы любите делать вместе.

- Давайте попробуем разделить всех членов семьи на две группы.

В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на мужчин и женщин.

- А чем отличаются мужчины от женщин?

Вот идете по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина?

- Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:

- носят разную одежду;

- у мужчин чаще бывают усы и борода;

- мужчины чаще всего выше ростом;

- мужчины физически сильнее развиты, чем женщины;

- есть такие профессии, по которым могут работать только мужчины.

- Попробуйте их назвать (Детям демонстрируются картинки – строитель, летчик, полярник, шахтер.)

- Назовите профессии, по которым чаще всего работают женщины? (Парикмахер, портниха, воспитатель и др.).

- А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?

- Кто обычно чинит утюг, диван?

- Кто может повесить книжную полку на стену или починить кран?

- А есть работа по дому, которую чаще делают женщины. Что это за работа?

Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением.

- Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый?

- Вежливый человек пользуется словами вежливого обращения: здравствуйте, пожалуйста, извините и т.п.

Но есть правила культуры поведения, которых должен придерживаться только мужчина.

- Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина!»?

Мальчики наши еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях уже могут вести себя как настоящие взрослые мужчины. О таких говорят: «Он хоть и маленький, но поступил как настоящий мужчина».

- Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили?

- Настоящий мужчина - это защитник.

- Мальчики, кого вы должны защищать? (Девочек, малышей).

- Настоящий мужчина не плачет, он терпит, даже если ему больно.

- Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина.

- Наши мальчики, надеюсь, предложат сесть сначала девочкам, а потом сядут сами.

(Разбор ситуации в автобусе.)

- Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине надеть пальто. Наши мальчики могут помогать девочкам надевать куртки, пальто (показ на паре детей).

- Настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести тяжелые сумки.

- А вы, мальчики, помогаете своим мамам нести покупки из магазина?

- Мужчина, входя в помещение, обязан снимать головной убор.

- Надеюсь, наши мальчики всегда будут поступать так, как следует настоящим мужчинам.

Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Утром, днем и вечером!

Лучший танец – «Хлопай-топай!»,

Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты – мальчишкой

Иль девчонкой,

Разучите этот танец и

Танцуйте целый год.

Девочки – будущие женщины.

- А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?

Женщина всегда должна быть красивой. – А когда она красивая?

Настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная. Она хозяйка в доме, у нее везде порядок, который она умеет быстро наводить.

Наши девочки хоть и маленькие, но они дома помогают своим бабушкам и мамам, а в группе - воспитателю. Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать.

Когда девочки дерутся, кричат, о них можно сказать, что они красивые?

Настоящая женщина не будет поднимать тяжелое, если рядом есть мужчина. Я надеюсь, что наши мальчики будут вести себя как настоящие мужчины, а девочки как настоящие женщины.

Итак, ребята, мы с вами поговорили о настоящих мужчинах и женщинах, об их поведении и узнали, какие между ними существуют различия.

(Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка».)

- Можно ли про Витю сказать, что он поступил как настоящий мужчина и почему.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ РИСОВАНИЕМ

«МОЙ ПОРТРЕТ» (СТАРШАЯ ГРУППА)

Программные задачи: развивать и поддерживать у детей интерес к себе, стремление рассмотреть свое лицо и нарисовать автопортрет, учить рисовать черты лица, используя фломастер или цветные карандаши, уметь использовать нетрадиционные методы –нитки или бумагу для «создания» волос на голове; воспитывать положительное отношение к себе – «Я хороший!».

Индивидуальная работа: учить Антона, Вику рисовать глаза с соблюдением симметрии.

Оборудование: зеркала, шаблоны лица (круг или овал), шерстяные нитки, бумага, фломастеры, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание фотографий.

Методические приемы: Я приглашаю вас сегодня в мастерскую художника. Давайте превратимся в художников и нарисуем свое лицо, свой портрет. Закройте глаза и представьте себе, что вы художники.

- Откройте глаза и расскажите, что лежит перед вами, зачем нужны эти вещи.

- Скажите, с чего вы начнете рисовать свое лицо?

- Посмотрите на себя в зеркало. Проведите рукой по своему лицу. На что похоже лицо?

- Лицо может быть круглым, как солнышко, или овальным, как яичко, а подбородок книзу заостряется.

- На что похожи глаза?

- Внутри глаза кружочек - радужка с точкой-зрачком в середине.

- Где расположены глаза?

- Глаза посередине лица. Над глазами – лоб.

- Какого цвета у вас глаза, волосы?

А теперь, художники, прошу вас нарисовать свое лицо руками. (Дети, глядя в зеркало, «рисуют» рукой свое лицо. Затем берут шаблоны лица, обводят его контур и рисуют свое лицо, поглядывая на себя в зеркало.)

- А волосы, ребята, можно сделать из ниток, из нарезанной бумаги или из бумажных комочков.

Дети работают.

- Какие интересные, какие красивые портреты у вас получились! Как вы похожи на себя! Давайте сделаем из портретов детей общую фотографию нашей группы.

Консультация для родителей "Как создать родословную своей семьи".

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В педагогике наиболее часто встречается термин "родословная". Поэтому мы также будем использовать этот термин.

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

  1. родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
  2. род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
  3. предки  люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
  4. поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
  5. обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
  6. традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.

Анкета для родителей

«Какие обязанности есть у вашего ребёнка дома?»

Обязанности по дому

Самостоятельно   ест. Самостоятельно одевается и раздевается.

Аккуратно складывает свою одежду и убирает её.

Убирает игрушки.

Поливает комнатные растения.

Помогает взрослым накрывать на стол.

Помогает убирать со стола.

Помогает взрослым убирать в квартире: вытирает пыль ,подметает.

Другое

Выполнение обязанностей

1.Что ваш ребёнок делает с удовольствием?

2.Какая деятельность вызывает у ребёнка интерес?

3.Что ваш ребёнок делает неохотно?

4.Что ваш ребёнок отказывается делать?

                           Анкета для родителей

     

      «Домашние обязанности в вашей семье»

   

   

Ведение домашнего хозяйства

Покупает продукты

Готовит еду

Накрывает на стол

Моет посуду

Убирает в квартире

Чинит бытовую технику

Стирает бельё и одежду

Гладит бельё

Другое

               Забота о ребёнке

Приводит ребёнка в детский сад

Забирает из детского сада

Гуляет с ребёнком

Играет с ребёнком

Читает ему книжки

Общается с педагогами детского сада.

                            МОЯ  РОДОСЛОВНАЯ

Прабабушка

Кузне-цова

Мария Фёдо-ровна

1901 г.р.

Прадедушка

Кузне-цов

Иван

Кириллович

1901 г.р.

Прабабушка Карякина

Евдо-кия

Герасимовна

1902 г.р.

Прадедушка

Каря-кин

Саму-ил Тарасович

1900 г.р.

Прабабушка

Мало-ва Анастасия

Максимовна

1913 г.р.

Прадедушка

Малов

Егор

Ивано-вич

1911 г.р.

Праба-бушка

Большакова

Александра

Александровна

1910 г.р.

Прадедушка

Боль-шаков

Петр

Петро-вич

1907 г.р.

Бабушка

Карякина

Нина

Ивановна

1931 г.р.

Дедушка

Карякин

Евгений

Самуилович

1928 г.р.

Бабушка

Большакова

Екатерина

Егоровна

1936 г.р.

Дедушка

Большаков

Семен

Петрович

1933 г.р.

Мама

Большакова

Ирина

Евгеньевна

1959 г.р.

Папа

Большаков

Анатолий

Семенович

1958 г.р.

Большакова

Ольга

Анатольевна

1980 г.р.

                  

Литература.

     Е.К.Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».

   

     «Ребёнок в детском саду» №3-2011г.

      «Дошкольное воспитание» №12-2007г.

     «Дошкольное воспитание №7-1995г.  

     Л.Д.Короткова  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников      средствами авторской сказки».

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект разработан для детей страшего дошкольного возраста.Цель: Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение детей ко всем видам национальной культуры: фол...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Проект « Приобщение детей к народно –прикладному искусству» в подготовительной группе для детей 6-7 лет

Проект « Приобщение детей к народно –прикладному искусству» в подготовительной группе для детей  6-7 лет...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...