Всегда ли мы правы?
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
памятка для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsegda_li_my_pravy.doc | 27.5 КБ |
pamyatka_roditelyam.docx | 44.81 КБ |
pravila_dlya_detskogo_sada.docx | 13.59 КБ |
o_disciplinirovannosti.docx | 13.7 КБ |
domashnie_obyazannosti_dlya_detey.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание труднейшее дело, которым родители овладевают в процессе развития ребенка. Многие родители убеждены, что они всегда поступают правильно и их методы педагогического воздействия не нуждаются в корректировании. Интуиция, любовь к ребенку в ряде случаев не подводит. Но, не имея порой должного опыта, знаний в области педагогики, взрослые допускают массу ошибок, могущих привести в дальнейшем к нежелательным последствиям.
Некоторых родителей мало интересует закономерности психического и физического развития детей, характерные для каждого возрастного этапа. Они завышают или занижают требования, с малолетства воспитывают ребенка в тепличных условиях (лишь бы не простудился) или, наоборот, отдавая дань моде, усиленно закаливают.
С самого раннего возраста нужно правильно воспитывать и своевременно развивать ребенка, не надеясь на то, что его всему научат в детском саду или школе. Семья первое звено, где осуществляется педагогический процесс формирования личности ребенка.
Конечно, ребенка необходимо приучать к тому, чтобы он мог поиграть самостоятельно, чтобы не мешал взрослым, когда они заняты, устали, чтобы мог посочувствовать близким. И вовсе не обязательно все ему позволять, потакать. Взрослые должны правильно выбирать ситуации, в которых следует приучать ребенка выполнять наши требования.
Предварительный просмотр:
Памятка родителям. Здоровье для семьи.
Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку мяч, эспандер. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур : обтирания, обливания, душа.
В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии.
Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка. Составить и соблюдать режим дня для ребенка. Научить детей плавать. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
Помнить что следование в быту всем правилам здорового образа жизни – задача не на один год, а результатом является здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Не дерись и не ругайся,
Грубо ты не выражайся.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
На тарелку ты не плюй,
А как следует прожуй.
Не толкай свою подружку,
Если держит в ручке кружку.
Помоги тем, кто слабее,
Будь умнее и добрее.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Лезь туда, где это можно,
Только очень осторожно.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
После сна ты потянись,
Умой лицо и расчешись.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Предварительный просмотр:
О дисциплинированности
Дошкольный возраст ответственный этап в жизни человека, в этот период закладывается фундамент будущей личности, формируются важнейшие нравственные чувства и привычки, некоторые моральные представления, начинают складываться черты характера.
Старший дошкольный возраст это период интенсивной подготовки ребенка к школе. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительными изменениями всего образа жизни ребенка. Ребенок должен быть к этому подготовлен не только физически он должен иметь определенный уровень усвоения моральных правил и норм поведения.
Помочь ребенку стать более собранным и дисциплинированным помогут некоторые правила и замечания:
- Отсутствие систематичности и последовательности в требованиях
- Отсутствие контроля со стороны родителей
- Отсутствие твердого режима
- В недостатке обязанностей у детей
- В недостатке руководства деятельностью
- В чрезмерной уступчивости родителей
- В чрезмерной ласке, внимании, захваливании
Предварительный просмотр:
|
Список обязанностей.
Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде.
Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как "наполнять фильтр водой". С этой задачей успешно справится даже 3-летний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр - и считать себя важным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа.
Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет ОТВЕЧАТЬ только он. Точно также как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.
Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, для дочки и для мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите:
- выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери и ждет, чтобы его вытряхнули;
- полить цветы на кухне;
- разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;
- выставить обувь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;
- складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;
- следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;
- вытирать лапы собаке после прогулки и т.д.
Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.
Но завалы - это отдельная тема. Мы обратимся к ней в самом конце - как наиболее проблемной.
Распределение обязанностей
Мы, наконец, дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей.
Садимся все вместе. Или собираем семейный совет по этому поводу. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать "ход конем" - показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке.
Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать С УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас - великолепная возможность выбрать дело по душе.
Реплики "Я не хочу ничего делать!" или "С какой стати!" не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы "командуете парадом". А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут "ходить" в предложенной вами игре.
Кому что нравится?
При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т.д. Если сын любит порядок - таких детей немного, но они есть, - предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т.д., зато мусора - вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы все равно выиграете. Потому что вам уже не придется "вылизывать" стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.
Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.
В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.
Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.
Даже если малыш будет отвечать за то, чтобы вымытая посуда была расставлена по местам, для него это уже будет важным участием в общем процессе. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваше сэкономленное время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.
Каждому - свое.
Теперь снова берите ручку и расписывайте - если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно, - кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять. Пунктов не должно быть много - где-то 4-6. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.
Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее - в идеале он может дойти и своим умом, - то у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты. Чему и он, и вы будете только рады!
Напишите список для себя и для мужа. Все повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: "Какие у вас сегодня обязанности?" дети могли подойти и посмотреть, если забыли.
Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности - и родителей и детей - прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях также, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора.
Первый раз вместе с мамой
Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.
Но он не обязан догадываться о том, как все это делать. С мамой стоит делать и по той простой причине, что именно она знает, где что лежит и как должно выглядеть в идеале убранное место.
Даже если вы решили поручить 12-летнему отпрыску стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно: как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.
Каждому "спасибо" - свое время и место.
Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!
Мне часто говорят: "Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто "спасибо" не говорит:" Не говорит - значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите "спасибо" своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.
"Спасибо" или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.
Процесс пошел!
Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача - помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.
Вашим девизом должно стать "Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!". Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Больше как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек.
Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.
Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких.
Также и дети. "Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?" Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.
Семья - это общий дом. А не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.
Обратная связь.
Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать наверняка, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Не дожидайтесь пока ситуация станет взрывоопасной и дети (а может быть и муж) взбунтуются и потребуют "прекратить это издевательство". Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Как они думают, почему мама решила эту систему ввести, что от нее получает она - то есть вы и что получает каждый член семьи? Справедливо ли все это?
Ведь вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы - мудрый руководитель. Ваш метод - мотивация, а не муштра. Поэтому вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят с годами и с опытом. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.
Когда я только начинала вводить описываемую систему в жизнь, то задавала эти вопросы своим детям. Честно говоря, с опаской думая, что ребята могут сказать: "Мы устали, больше не хотим это делать, нам это не нравится:" И была приятно удивлена, что они поняли то, что я пыталась до них донести в самом начале. Они были согласны, что это их обязанности, их вклад в семью. И не видят трудностей, потому что тратят на взятые на себя обязательства совсем немного времени и сил. К тому же они заметили, что мама стала спокойнее и больше времени проводит с ними.
Завалы были, есть и будут.
Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности - будь то домашнее хозяйство или бизнес - это завалы. И научить разгребать их - а еще лучше не создавать - ваша святая обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъемной грудой, которую все никак "руки не доходят" разобрать. У детей то же самое.
По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят "делаться" Например, разгрести завал игрушек совсем непросто. Расставить вещи по местам, если их накопилось уже под сотню, тоже вызывает трудности. Причем, вы будете видеть, что дети стараются, они хотят и готовы это сделать, но у них постоянно находится повод увильнуть от выполнения этих дел.
Это значит, что вам нужно пересмотреть некоторые обязанности. Разбейте их на части. Например, уборка стола в детской должна состоять из нескольких операций. Скажем, таких: распределение деталей конструктора по коробочкам, книги, расставленные по местам, канцелярские принадлежности имеют право занять свое место в специальной подставке, вытирание стола и наведение окончательного глянца. Каждую операцию можно разбить по дням.
Вы можете купить или сделать сами множество разноцветных коробочек, на которых будет написано, что именно является их содержимым. Ребенку будет просто и интересно складывать в них свои вещи.
Есть и еще способ. Платить деньги - или назначать бонусы, записывать звездочки, баллы - за самые трудные, на взгляд детей, работы.
Я не знаю, что выберете вы. В свое время я выбрала назначить за разбор каждого завала определенный тариф. И этот способ в моей семье себя оправдал. Позже мы плавно перешли к карманным деньгам, финансовым отчетам и умению грамотно обращаться с деньгами. Но это уже совсем другая история, которая требует создания не менее стройной системы. Вы же можете остановиться на чем-то другом - наиболее подходящем вам и детям.
Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не набить оскомину своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: "Наверное, я никогда не научусь с этим справляться:"
Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий летнего развлечения на тему: "Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!"
Основные задачи данного развлечения:- расширить знания о празднике – Дне защиты детей;- формировать умение отгадывать загадки о лете;- закрепить знание фруктов и овощей;- развивать внимание, творчески...
"Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!» Сценарий праздника посвященного дню защиты детей
Сценарий праздника посвященного дню защиты детей...
Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»
Сценарий летнего развлечения «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!»Сценарий летнего досуга для детей среднего дошкольного возраста....
Сценарий мероприятия "Пусть всегда будет мама!Пусть всегда буду я!"
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста уважения к маме....
Сценарий развлечения «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я»
Цель: Привлечь внимание детей к характерным особенностям летнего периодаЗадачи:Способствовать расширению представлений детей о летних изменениях в природе.Развивать двигательны...
проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"
проект для детей с 3-4 лет "Пусть всегда будет - мама, пусть всегда буду - я"...
Мастер-класс в средней группе ДОУ в рамках проекта «Будь всегда здоровым, будь всегда счастливым!» Тема: «Научим Андрюшу правильно кушать»
Охрана здоровья детей и его укрепления – важная задача дошкольных учреждений. «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовн...