Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении.
статья по теме
Данная статьяп адресована родителям и раскрывает аспекты духовно- нравственного воспитания в ДОУ
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей. Эффективно эту работу можно проводить только в тесном сотрудничестве с родителями и семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_vospitanie_v_sovremennom_obrazovatelnom_uchrezhdenii..doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Купцова Вера Алексеевна,
старший воспитатель МДОУ д/с №16 «Ягодка», г. Реутов
Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему,
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит…
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
С. Брандт
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей. Эффективно эту работу можно проводить только в тесном сотрудничестве с родителями и семьями воспитанников. Поэтому педагоги используют различные приемы, формы и методы организации учебно- воспитательного процесса с привлечением родителей. Это тематические культурно- массовые мероприятия, экскурсии, участие в соревнованиях и конкурсах, оформление выставок, совместные трудовые десанты.
Но в тоже время, педагоги ДОУ проводят работу и с родителями. Вопросы духовно – нравственного рассматриваются на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, рекомендуется специальная и методическая литература, проводятся мини –диспуты и консультации. В последнее время проводить эту работу помогают книги духовной направленности. (Православие. Полная энциклопедия., С-П., «Весь», 2007г; Маслов Н.В. «Основы русской педагогики», М., ООО «Самшит – Издат», 2007 и др.).
Ведь в православной литературе большое значение уделяется вопросам воспитания детей, становлению личности человека. Особое место отводится воспитанию детей в семье. И главным здесь является личный пример родителей.
Понятие брака рассматривается в значении рождения и воспитания детей. Брак – Таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Главное правило воспитания сформулировано в Библии. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». Словами святителя Филарета его можно выразить так: давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.
Общие требования к воспитанию можно сформулировать следующим образом:
Воспитание должно быть полным (нельзя оставлять без воспитания ни дух, ни тело).
Воспитание должно быть гармоничным (необходимость охвата всех способностей человека).
Воспитание должно быть сообразно с личными (индивидуальными) способностями ребенка.
Воспитание должно быть непрерывным и постоянным.
Воспитание должно начинаться рано и сообразовываться с возрастом.
Воспитание должно быть постепенным и основательным.
Воспитание должно быть строгим.
Главное требование к воспитанию – воспитание страха Божия. Страх Божий возбуждает в сердце возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, «образует» его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни.
Святитель Тихон Задонский пишет, обращаясь к родителям «Бог не взыщет от тебя, учил ли ты детей своих светской политике и иностранным языкам; но взыщет, учил ли ты по – христиански жить, наставлял ли их благочестию». Родители должны быть образцом для детей, за плохое воспитание они будут наказаны неблагодарностью детей. Родители, рожая детей телесно, должны растить их и духовно.
«Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.- А заслуга перед Богом – воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином»
Большое внимание в православной педагогике отводится роли матери и отца в воспитательном процессе.
В процессе воспитания чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое внимание обращалось на воспитание девиц, будущих матерей, и их подготовку к жизни. «Женщины бывают первыми деятелями там, где только загорается луч жизни. Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом. Оттого- то общественное воспитание не всегда достигает своей цели»- пишет иеромонах Порфирий (Левашов)
Говоря о роли отца в воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности».
Святитель Филарет Московский так определил значение и обязанности отцов в семье: «Если отцы семейства свой дом добре (хорошо) правят, если в своем домашнем «владычестве» они правильно и рассудительно распоряжаются употребляемой властью, опытным словом, добрым примером, если содержат своих домашних в порядке и послушании, «вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к Отечеству», если «бдительным смотрением» охраняют их нравы, то кроме того, что они через это исполняют долг, возлагаемый природой и Богом (а следовательно, готовят сами себе плод семейных утешений), кроме всего этого, таким «действием они совершают служение и в пользу государства, благие последствия которого могут простираться даже до потомства»
Воспитание должно облагораживать нравы: «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы – усовершать, по возможности, ея недостатки, отсекать дурные привычки и склонности, смягчать суровость, укрощать страсти, облагораживать нравы и чувства, пробуждать и раскрывать силы духа настолько насколько требуются они для христианской деятельности». (Иеромонах Порфирий /Левашов/)
Так, знакомясь с христианской литературой, изучая православное педагогическое наследие, наши педагоги и родители имеют возможность расширить свое представление о роли семьи в воспитании детей.
Воспитание детей – основная обязанность родителей, закрепленная законодательно, но обращение к постулатам православной церкви, дает возможность многим родителям полнее и глубже изучить и понять процесс воспитания, развития и становления человека, превращения его в личность, способную уважать людей, любить, защищать свою Отчизну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве
Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве
Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...
Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе в ДОО
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды....
Мой педагогический опыт "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"
laquo;Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…» Борис Михайлович Теплов. Проблем...
Презентация "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че...