Мой педагогический опыт "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"
проект

Наталья Ивановна Зимина

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…» Борис Михайлович Теплов.

 

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда были и будут самыми важными и самыми сложными в семье, в обществе, в государстве. От того, кого мы с вами коллеги воспитаем, себе на смену, зависит наше  будущее.  Еще Алексей Максимович Горький писал: «Дети – это завтрашние судьи наши».  

Наш современный мир 21го века с огромным уважением относится к точным наукам. И трудно найти человека, который бы пренебрежительно отозвался о математике, информатике, программирование и кибернетике. Доверие и уважение к науке принуждают пытливые умы быть на уровне научных открытий современников, изучать, постигать сложности этих наук. И только общение с искусством остается по-прежнему на любительском уровне. На уровне нравится – не нравится.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой педагогический опыт79.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние театрализованной деятельности в ДОУ

на духовно-нравственное воспитание

в современном образовательном процессе».

 Зимина Наталья Ивановна

МДОБУ ДС № 5 Тынденок

 г. Тынды Амурской обл.

воспитатель высшей

квалификационной категории

Вступление.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира…» Борис Михайлович Теплов.

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда были и будут самыми важными и самыми сложными в семье, в обществе, в государстве. От того, кого мы с вами коллеги воспитаем, себе на смену, зависит наше  будущее.  Еще Алексей Максимович Горький писал: «Дети – это завтрашние судьи наши».  

Наш современный мир 21го века с огромным уважением относится к точным наукам. И трудно найти человека, который бы пренебрежительно отозвался о математике, информатике, программирование и кибернетике. Доверие и уважение к науке принуждают пытливые умы быть на уровне научных открытий современников, изучать, постигать сложности этих наук. И только общение с искусством остается по-прежнему на любительском уровне. На уровне нравится – не нравится.  

 А ведь, предназначение  театрального  искусства – это учить человечество добру, находить и раскрывать истину!  Театр – это самая древняя и мощная образовательная система. Только театр из поколения в поколение передает художественный опыт предков грядущим поколениям. Ни одна образовательная система не способна так полно и мощно учить человечество вечным ценностям.

Высказывания великих людей о театральном искусстве:

  • Сервантес: «Театр – это зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины»
  • Белинский: «Театр – весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр – властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями»
  • Гоголь: «Театр – это кафедра добра»
  • Герцен: «Тетра – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов».

Актуальность.

В настоящее время в нашем обществе духовные ценности подменяются откровенным цинизмом, а моральные качества просто обесцениваются. Сейчас говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного сверстника – стыдно. Да, наша жизнь взрослых сложна, многогранна и очень изменчива, но в ней всегда,  важно оставаться человеком, необходимо иметь тот духовный стержень, который в разных ситуациях поможет найти верное решение, как правильно поступить и даст возможность быть честным не только перед другими, но и перед самим собой.

          - Задумайтесь, что видят наши дети сейчас? Во что они играют, какие игрушки их окружают? Чем наши дошколята восхищаются?

           Ведь, чаще всего родители стараются занять своих любимых чад всевозможными гаджетами – планшетами, телефонами, чтобы они тихонько посидели в выходные дни и не мешали заниматься домашними делами взрослым. Игры в монстров, зомби и в других различных отрицательных персонажей сейчас скорее норма, чем исключение. Их восхищают треки из модного Тик – Тока, а потом родители и педагоги пожинают «плоды» в виде нецензурной брани, агрессивного поведения и хамского отношения к сверстникам и взрослым.

             Да, не в каждой семье такое воспитание возразите Вы,  те же самые гаджеты - это  доступность знаний в интернете, которое привело к раннему образованию многих малышей. Едва они начинают ходить, как им предлагают учиться уму-разуму. И это не может не радовать, но наблюдая за такими детьми, видишь,  что они не могут сопереживать товарищу в его беде, высмеивают тех ребят, у которых, что-то получается хуже, чем у них.

            Когда осенью в 2019 году я впервые познакомилась со своими воспитанниками (средней группы № 10 «Светофорики»), и понаблюдав за ними первые две недели, пришла к единственному правильному решению:  - создать крепкий и дружный детский коллектив мне  поможет общее дело, которое завлечет, направит к доброте и дружбе, поможет привести к истинным духовным ценностям.

            И этим делом на протяжении трех лет стал мой проект по театрализованной деятельности «Волшебный сундучок».

  - Как театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста влияет  на их духовно-нравственное воспитание?

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно смело утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки,  просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость, взаимопомощь, сопереживание). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.  Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная  деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

            Давайте рассмотрим основную образовательную программу дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на которую ориентируются в основном все педагоги нашего города в ДОУ. Какие цели и задачи она ставит перед нами в вопросах воспитания духовно-нравственного начала в каждом ребенке.  

Итак, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации…».

Я считаю, что  организованная образовательная театрализованная деятельность  с моими воспитанниками эффективно влияет  на их  духовно-нравственное воспитание уже на протяжении трех лет (2019 -2022) в качестве дополнительного образования.

Представление проекта «Волшебный сундучок» для детей 4-7лет.

Данный проект для работы по дополнительному образованию составлен на основе парциальной образовательной программы «Театрализованные занятия в детском саду»  автора Маханевой Майи Давыдовны,  и методического пособия  Буре Р. С.  «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7лет)», с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарой, М. А. Васильевой – соответствует ФГОС ДО.

Содержание проекта ориентировано на развитие духовно-нравственных качеств детей 4-7лет, которое осуществляется с учетом следующих критериев:

  • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций);
  • приобщение детей к театральной культуре (знакомство с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

              Содержание Проекта отражает несколько из направлений образовательной деятельности  в  областях: «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие»,  включает не только работу по формированию духовно-нравственных качеств характера, развитию  речи, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, что ведет к формированию предпосылок к дальнейшей учебной деятельности.

         В ходе реализации Проекта предусматривается организованная совместная деятельность педагога и детей в вечерние часы, раз в неделю.

Паспорт проекта «Волшебный сундучок».

Вид проекта: практико-ориентированный

По содержанию: социально – ориентированный

По длительности: долгосрочный, на три учебных года.

Целевая аудитория: воспитанники средней – подготовительной к школе группы № 10 «Светофорики» 4-7 лет, педагоги ДОУ,  родители.

Актуальность: Поиск наиболее оптимальных педагогических условий использования театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Приобщение дошкольников к ценностям духовно-нравственной культуры будет осуществляться успешно, если её реализовать средствами театрализованной деятельности и  с подключение родителей воспитанников.

Цель проекта:  

  • приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, развитие речи и личности под влиянием театрализованной деятельности, с учетом возрастных особенностей воспитанников 4-7 лет в соответствии с требованиями Стандарта.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
  • Способствовать развитию гуманных чувств у детей, развитию чувства ответственности и коллективизма, развитию психических процессов (внимание, память, речь, мышление), потребность активно мыслить.
  • Формировать предпосылки к публичным выступлениям, которые позволят быть успешным в учебной деятельности в школе.
  • Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении, в режимных моментах – во время дежурства, на прогулках, в беседах об искусстве).
  • Развивать творческие способности детей и приобщать к театральному искусству (различные виды театра, проба детей в разных ролях, использование атрибутов, деталей костюмов, масок).

Методы работы:

  • Словесный метод – беседы, чтение художественной литературы, разучивание текстов по ролям.
  • Метод наглядности – показ спектаклей; игры в концерт, цирк, театр; игровые упражнения – этюды; участие в кукольных постановках; просмотр театрализованных постановок, мультимедийных презентаций, иллюстраций, фотографий).
  • Метод пластического интонирования: передача позы, жестов, мимики, голова, движения героев.
  • Игровые;
  • Творческие.

Ожидаемые результаты:

  • Созданы необходимые условия для приобщения дошкольников к ценностям духовно-нравственной культуры средствами театрализованной деятельности;
  • систематизированная и целенаправленная работа по театрализованной деятельности будет положительно влиять на духовно-нравственное развитие детей;
  • повышение духовно-нравственной культуры благотворно повлияет на развитие личности дошкольников;
  • воспитанники проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • родители заинтересованы в воспитании гуманных качеств своих детей через театрализованную деятельность.

     Предмет проекта: театрализованная деятельность как влияющий фактор на духовно-нравственное воспитание дошкольников (4-7 лет).

      Объект проекта: дети группы № 10 «Светофорики» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды Амурской обл.

  Основные принципы построения Проекта:

  • Принцип научности: - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  • Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми в игровой деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития театрализованной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах для формирования у детей динамических стереотипов в результате многократного повторения.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:  - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  • Принцип комплексности: - предполагает взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественно-эстетического развития ребенка.
  • Принцип импровизации: - обеспечивает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой; стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Принцип результативности: - получение положительного результата проводимой работы по теме.

Сроки реализации Проекта: сентябрь 2019г. – май 2022г.

Длительность ООД по проекту: -  в средней группе – 15 минут, 1 раз в неделю (2019 – 2020). В старшей группе 20 минут – 1 раз в неделю (2020 - 2021). В подготовительной к школе группе 25 минут – 1 раз в неделю (2021 – 2022).

Работа ведется по подгруппам 5 - 10 человек в зависимости от возраста. Первые четыре занятия посвящаются повторению ранее изученного материала.

Содержание реализации Проекта.

Для  реализации проекта использую следующие формы работы по театрализованной деятельности:

  1. Организованная образовательная деятельность с воспитанниками.
  2. Театрализованные игры, мини – пьесы, этюды. Режиссерские игры, игры – драматизации, игры с различными видами театров, игры – спектакли. Пальчиковые игры. Чтение художественной литературы, беседы после прочитанного.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Театрализованное действие (праздники, развлечения, досуги, концерты).
  5. Рассматривание альбомов, фотографий, познавательной литературы.
  6. Беседы по теме проекта.
  7. Целевые прогулки, экскурсии.

Примерная схема занятий:

  1. Введение в тему, создание эмоционального настроения.
  2. Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал.
  3. Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Этапы реализации Проекта:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный)

2 этап – внедренческий (основной)

3 этап – итоговый (заключительно - обобщающий)

Первый этап – подготовительный (сентябрь – октябрь на начало 2019-2020 учебного года).

  • Изучение педагогической литературы по теме проекта, разработка проекта с перспективой на три учебных года.
  • Диагностика детей – участников проекта.
  • Анкетирование родителей
  • Родительское собрание «Наши малыши и театр».
  • Составление картотек (пальчиковые игры, мини-пьесы, народные песенки, потешки, ситуативные этюды)
  • Создание в группе предметно-пространственной развивающей среды в рамках проекта с перспективой на ее развитие и наполняемость в течение трех учебных лет.
  • Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.

Второй этап – основной (с ноября 2019 по апрель 2022).

  • Перспективное планирование работы по проекту «Волшебный сундучок» на три учебных года с детьми группы № 10 «Светофорики» МДОБУ ДС № 5 Тынденок. (см. Приложение 1)

Третий этап – заключительный (май 2022).

  • Определение эффективности проведенной работы – анализ полученных результатов в диагностики за каждый учебный год в каждой возрастной категории воспитанников.
  • Представление своего опыта работы  педагогам  на педагогическом совете в ДОУ  и выступление с докладом на городском фестивале педагогических идей по теме: «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе».

Для успешной реализации Проекта «Волшебный сундучок» мной в группе были созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности:

  1. Организована развивающая предметно-пространственная среда – уголок Театра, где в  свободном доступе для детей размещены ширмы для показа кукольного и теневого театра.  В уголке различные виды  театров: кукольный – рукавичка, пальчиковый, теневой и настольный, элементы костюмов, маски, наглядные иллюстрации сказок.  Атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации.            (см. Приложение 2)
  2. В самом начале моей работы над Проектом подобрала диагностические материалы  по следующим направлениям:
  • «Предпочтения детей в игровой деятельности»  автора П. В. Грицковой.
  • «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.
  •  «Изучение осознания детьми нравственных норм» авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

(см. Приложение 3)

  1. Подготовила картотеки для удобства работы по Проекту

(см. Приложения)

  1. Чтобы  заинтересовать и привлечь к  Проекту родителей организовала анкетирование (см. Приложение 4)
  2. Провела родительское собрание «Наши малыши и театр».

       Все документы,  заявленные в данном докладе по проекту,  представлены в отдельных приложениях.

Краткий обзор моей педагогической работы с детьми и родителями.

    С моими воспитанниками я познакомилась в сентябре 2019 года, когда они перешли из младшей  в среднюю группу.  За пару  недель наблюдений, я поняла – дети группы разобщены, нет духа коллективизма, каждый сам за себя. Из-за слабо поставленной речи, они не могли передать свои переживания, эмоции словами, им хотелось быстрее решить всё кулаками и самое не приятное это нецензурные слова, которые дети подхватывают из новомодных интернет сайтов. Нет уважения к взрослым, и не важно, родитель ли это, или педагог. У многих ребят посещающих группу своя эгоцентричная установка, сформировавшаяся в семье, где личные потребности и желания на первом месте, на остальных детей «всё равно». Такие дети не замечали других ребят, главное «захватить» больше игрушек и никому не давать, решительно заявляя: «Моё!» или отбирали понравившиеся игрушки. Такие воспитанники постоянно требовали внимания только к себе и не важно,  через положительные или отрицательные свои действия.

Я задалась вопросом, почему так? Ведь дети по своей природе не рождаются злыми  или добрыми, нравственными или безнравственными, у них нет понимания, что такое совесть, честность, справедливость, дружба.

Ведь то, какие нравственные качества и гуманные чувства разовьются  у ребенка, зависит, прежде всего, от нас – взрослых. На то, на сколько, мы  педагоги, родители, окружающие взрослые малыша поможем ему развиться в творческих способностях, на сколько, обогатим его внутреннюю культуру, таким он и станет.

Я очень люблю театр, где еще можно прочувствовать столько эмоций, страстей, ожиданий побед и поражений, как не на театральных подмостках. Решение о разработке проекта «Волшебный сундучок» было однозначным моим выбор по дополнительному образованию в ДОУ.  

В начале моей работы над проектом с детьми в сентябре 2019 учебного года провела первичную диагностику.

Для решения следующих задач:

  • Определить предпочтения детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности и какое место занимают театрализованные игры в жизни ребят.
  • Выяснить уровень развития воспитанников в театрализованной деятельности.
  • Определить уровень сформированности нравственных понятий у воспитанников.
  • Выяснить уровень осознания детьми нравственных норм.

    Были подобранны педагогические диагностические материалы в Приложение №3.

   Выводы первичной диагностики:

  • В игровой деятельности дети согласно опросу отдали компьютерным и подвижным, спортивным играм, на последних же местах оказались игры связанные с театрализованной деятельностью.
  •  Развитие театрализованной деятельности по показателям тестов находится  на среднем и низком уровне.
  • Через беседы и наблюдения у детей определила, что нравственные понятия сформированы, следующим образом: большее число процентов пришлось на понятия честности и доброты, а наименьшее – грубость и ложь.
  • Уровень осознания детьми нравственных норм у большинства детей на среднем уровень и есть ребята с низкими показателями, что говорит о необходимости их нравственного развития.

   Отталкиваясь от показателей первичной диагностики, разработала перспективный план, в рамках проекта. (Приложение № 1)

        Перспективное планирование помогло организовать работу в определенную систему для последовательного решения всех поставленных задач в соответствии с ФГОС ДОО по духовно-нравственному воспитанию.

На протяжении трех последних лет в рамках Проекта использую:

 - упражнения для снятия мышечного напряжения, пальчиковые игры; для обучения ребят средствам речевой выразительности артикуляционную гимнастику; для развития дикции – скороговорки; игры на развитие воображения, мышления, памяти – «Короткие истории», где надо закончить «историю» самому.

Этюды, игровые упражнения на выражение отдельных черт характера и эмоций, помогающие развивать умение общаться с помощью вербального и невербального способов передачи того или иного эмоционального состояния. Мини-пьесы на изображение чувств (жадность, доброта, честность и другие) – модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера.

- в средней группе обучала элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе совершенствовала в ребятах художественно-образные исполнительские умения;

- в настоящее время в подготовительной к школе группе у детей развилась творческая самостоятельность в передаче образов, появилась выразительность речевых и пантомимических  действий.

В своей работе использую  две  основные группы театрализованных игр: игры – драматизации и режиссерские.  

В режиссерских играх дети учатся вести игрушечного персонажа, действовать  за него, изображать его с помощью мимики, интонаций, жестов, создавать сцены. В играх-драматизациях, основанных на собственных действиях исполнителя роли, воспитанники воспроизводят содержание литературных произведений. В таких играх дети учатся действовать самостоятельно.

Ведется постоянная работа по разучиванию стихов на различные события, праздники в нашей жизни, пересказы текстов по ролям.

В настоящие время (март 2022) мы с ребятами  и музыкальным руководителем приготовили для наших мам театрализованную постановку, поздравление к 8 марта.

Для воспитанников в группе создана развивающая предметно-пространственная среда (Приложение № 2).

  • Ширмы для кукольного театра (рукавичка) и для теневого театра.
  • Разные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый, театр – масок, плоскостной (на фланелеграф), набор перчаточных кукол.
  • Уголок ряжения с элементами костюмов.
  • Атрибуты для различных игровых позиций.

    Театральный уголок – важный объект развивающей среды в нашей группе. Для его создания я придерживалась следующих критериев:

  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
  • Гендерной принадлежности детей
  • Учет баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей
  • Полифункциональность использования помещения и оборудования.
  • Обновление атрибутов, материалов в зависимости от возраста и интересов воспитанников.

     С самого начала моего Проекта и по настоящее время веду работу с родителями.

- Провела анкетирование с цель: - выяснить отношение родителей к театрализованной деятельности и надо ли приобщать детей  к театру, для духовно-нравственного развития. (Приложение  № 4)

В опросе участвовало 24 родителя по результатам,  я пришла к печальным выводам: лишь 45% опрошенных родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. Возможно из-за сложившейся ситуации в стране связанной с пандемией  короновируса,  только 30% смогли ответить, что они посещали театры и кинотеатры.

60% опрошенных согласны с утверждением о необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте, но о том, что театрализованная деятельность положительно влияет на духовно-нравственное воспитание ответили 30%.

100% родителей во время просмотра телевизионных передач, спектаклей, мультфильмов не переключают канал, а 25% родителей просматривают детские передачи вместе с ребенком. Все родители однозначно положительно относятся к выездному театру в детском саду.

45% родителей готовы принять участие в театрализованных представлениях вместе с ребенком в детском саду. Но лишь 15% опрошенных устраивают совместные домашние театрализованные представления.

- Провела родительское собрание «Наш малыш и театр» (Приложение № 4)

Цель: - знакомство с моим Проектом по театрализованной деятельности в качестве дополнительного образования воспитанников. Разъяснение актуальности театрализованной деятельности в дошкольном возрасте и о ее положительном влиянии на развитие духовно-нравственных качеств у наших детей.

- Привлекла активных родителей к созданию театрализованного уголка в группе.

- Постоянно обновляю консультативные материалы по тематике Проекта.

-Так как в последние два года родители не могут присутствовать лично на праздниках, развлечениях своих детей, постоянно выкладываю видео – ролики в нашей общей группе  whatsapp.

- Выступления моих воспитанников можно отследить на различных платформах интернета – в Instagram, VK, Одноклассники.

За эти три года дети, безусловно, изменились в лучшую сторону, сегодня я могу с гордостью заявить, что у нас дружный и крепкий детский коллектив. Родители тоже с радостью отмечают тот факт, что их чада поменялись в лучшую сторону.

Главное мы взрослые совместными усилиями научили наших ребят дружить, уважать, понимать истину и Театр в этом сыграл главную роль.

Результаты реализации Проекта «Волшебный сундучок»

Положительные результаты моей работы возможно отследить по следующим диаграммам:

  1. Предпочтение детей в игровой деятельности за последние три учебных года (Рис.1)

Рис.1

На Рисунке 1 представлена сводная диаграмма по предпочтениям моих воспитанников в игровой деятельности, где наглядно можно проследить, как менялись интересы ребят за три последних учебных года.  

Если в 2019 -2020 учебном году влияние компьютерных игр заняло первое место 21%, то к концу 2021 – 2022 учебного года наблюдается спад 10%. Также стоит отметить резкие изменения в отношении с театрализованными и режиссерскими играми на 2019 – 2020 – 8,5% и 9,5%, а к концу 2021 – 2022 – 15,8% и 16,2%.

  1. Уровень развития театрализованной деятельности, сводные данные за три учебных года (Рис.2).

Рис.2

    На Рисунке 2 можно проследить, как менялся уровень развития театрализованной деятельности у моих воспитанников. На  2019 – 2020 учебный год преобладает средний 43,5%  и низкий 29% уровни, где дети справляются с тестовыми задания, только с помощью взрослых.

     И на 2021 -2022 учебный год те же самые задания ребята выполняют самостоятельно – высокий уровень – 46% и лишь 9,5% низкий уровень.

  1. Уровень нравственных понятий и норм за последние три учебных года (Рис.3)

Рис.3

       Итоги диагностики нравственных понятий и норм позволяют сделать выводы о положительных результатах систематической и планомерной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством вовлечения их в театрализованную деятельность.

      На конец 2021 – 2022 учебного года детей с высоким уровнем составило 39% в отличии на 2019 – 2020 учебный год – 28% , а также выше среднего на 2021 – 2022 – 37% против 2019 - 2020 – 30%, средний уровень составил на 2021 – 2022 – 19%, а 2019 – 2020 – 32%, а число ребят с низким уровнем на настоящий момент – 5% против в начале проекта 10%.

       Положительная динамика заметна и в качественных показателях:

1. Дети научились сопровождать движения куклы  по ширме песенкой, придуманной на заданный текст.

2. Самостоятельно играют с театральными куклами, участвуют в танцевальных импровизациях с куклами и без них. Заметно повысилось стремление к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

3.Повысились представления  детей о духовных и нравственных качествах человека, чувство  ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

4 Дети с удовольствием выступают перед детьми, родителями, сотрудниками.

        Выводы: - при целенаправленном систематическом использовании театрализованной деятельности в процессе организованной образовательной деятельности и в режимных моментах в детском саду и дома, ребенок учится осмыслению  духовных и нравственных ценностей, учиться формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир, формируются нравственные качества, повышается нравственная культура.

- Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.

  Моя гипотеза, что приобщение дошкольников к ценностям духовно-нравственной культуры будет осуществляться успешно, если её реализовать средствами театрализованной деятельности и  с подключение родителей воспитанников, подтверждена и доказана.

 

Список используемой литературы.

1.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»

2.Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.

3.Буре Р. С. «Когда обучение воспитывает»

4.Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

5.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М., - 2003

6.Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников»

7.Доронова Т.Н. « Играем в театр», Москва « Просвещение»-2005г.

8.Жукова Р.А. « Театрализованная деятельность»( занимательные материалы подготовительная группа), Волгоград, ИТД  « Корифей»-2010г.

9. Зарецкая Н.В. «Музыкальные сценарии для детского сада по мотивам сказок» Москва «Школьная пресса» -2005.

10. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

11. Корогодский З. Я. Ваш театр. – М.: Знания, переизданное 2007 (1984)

12. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

13.От рождения до школы. Оснавная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

14.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа " Театр -Творчество -Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.- М.: 2004.

15.Урунтаева Г.А.,  Афонькина Ю.А. "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 59 – 61

16.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва- 2001.

                Интернет ресурсы:   ВВМ http://www.velib.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно- нравственное воспитание в современном образовательном учреждении.

Данная статьяп адресована родителям и  раскрывает аспекты духовно- нравственного воспитания в ДОУОдним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является духовно- нравственное воспитание и ра...

"Использование духовно-нравственных традиций в современном образовательном процессе"

За  последние  годы  произошло  резкое  изменение  социальных  норм. В  современном  обществе  в  связи  с  экономическим, образователь...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе в ДОО

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды....

Презентация "Влияние театрализованной деятельности в ДОУ на духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе"

          «Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали и нравственности.           А че...