Демо-система "Я иду в детский сад"
материал (младшая группа) на тему
Материал для родителей на тему: адаптации в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 953 КБ |
Предварительный просмотр:
Я иду
в детский сад.
Составила воспитатель ГБОУ
Карабаза Р.А.
Что такое адаптация?
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания различных факторов внешней среды. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладывается еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка.
Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.
У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.
Периоды адаптации
Специалисты же выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.
Памятка для родителей
Чтобы процесс адаптации сделать менее болезненным, нужна помощь взрослых:
- В выходные дни соблюдайте режим дня максимально приближенный к режиму детского сада.
- Учите ребенка всем навыкам самообслуживания. Ребенок будет чувствовать себя комфортнее.
- Говорите ребенку, что вы рады тому, что он уже большой, что это здорово, что он уже дорос до детского сада и стал таким большим.
- Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы связанные с детским садом.
- Не нервничайте и не показывайте свою тревогу ребенку. Помните: тревога и беспокойство родителей передаются детям.
- Давайте с собой ребенку его любимую игрушку. Постарайтесь уговорить оставить любимую игрушку переночевать в садике и наутро снова встретиться с ней. Пусть игрушка ходит вместе с ребенком ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
- Дома создайте спокойный, бесконфликтный климат.
- На время прекратите походы в цирк, театр, в гости, в большие магазины.
- Постоянно говорите ребенку как вы его любите, чаще, чем раньше обнимайте.
- Утром расставайтесь с ребенком легко и быстро.
- Если ребенок с трудом расстается с мамой, то желательно несколько дней, пусть отводит папа.
- Не оставляйте ребенка в детском саду на целый день, как можно раньше забирайте его домой.
- Будьте терпеливы в воспитании малыша и внимательны к любым сложностям, которые встретятся на его пути в детский сад. Желаем вашему крохе успехов в детском саду!
Причины тяжёлой адаптации
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность культурно - гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Как помочь своему ребёнку?
- По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
- Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
- Развиваем подражательность в действиях ребенка: «Полетаем как воробушки», «Попрыгаем как зайчики».
- Учиться обращаться к другому человеку, делиться с игрушкой, жалеть плачущего и.т.д.
- Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Учим дома!
- Самостоятельно садиться на стул
- Самостоятельно пить из чашки
- Есть с хлебом
- Пользоваться ложкой
- После еды задвигать свой стул
- Активно участвовать в одевании, умывании
- Ребенок должен быть отучен от памперсов
Наглядным примером должны выступать, прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Важно также постоянно упражнять ребенка в осваиваемых действиях, поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения. Желаем удачи!
Что бы было ребёнку комфортно
(для вас, родители)
- Перед тем, как вести своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года, температуре воздуха.
- Особенное внимание стоит обратить на обувь. Она должна быть теплой и соответствовать размеру ноги. Проверьте застежки и завязки.
- Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке, Следует научить ребенка пользоваться носовым платком.
Меры, облегчающие адаптацию
Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить
детей к поступлению в дошкольное учреждение. В подготовке участвует детская поликлиника, детский сад и семья. Особое внимание требуется тем детям, которые поступают впервые.
Родители должны рассказывать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка: не будешь слушаться маму - отведу в детский сад.
Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде и т.п.
Совместные усилия родителей, работников детского сада и поликлиники облегчают адаптацию детей. И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время.
Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него - дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всё получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребёнка насильно (это азбучная истина, но, к сожалению, такое случается). Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да ещё при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или в кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть.
Родителям следует знать, что ребёнок устаёт от новых для него усилий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. По этому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребёнком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребёнку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.
В период адаптации отмечается высокая заболеваемость ОРВИ. Этому способствует не только увеличение количество контактов, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Доказано, что стресс значительно снижает иммунитет, а переход от привычного семейного быта в новые условия и разлука с родными являются для малыша стрессом.
Утреннее расставание
Если ваш ребенок все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.
- Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
- Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
- Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами:
«Вижу, у вас сегодня ожидается веселый день».
- Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
- Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребенком снизится.
Вечер в семье
- Укладывайте ребёнка в одно и то же время: не позже 21часа.
- Не разрешайте конфликты взрослых при детях!
- Не допускайте перевозбуждения ребёнка.
- Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.
- Сочиняйте и рассказывайте ребёнку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.
Радуйтесь вашему ребёнку!
Уважаемые родители! Вы вместе с малышом начали новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последователь ны в их предъявлении.
- Старайтесь, как можно раньше забирать ребенка домой.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- В выходные дни организовывайте такой же режим, как и в д/саду.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если вы видите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов.
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
«Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми:
не бойтесь хвалить ребёнка»
А. Маркуша
О материнской ласке.
Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенку не достает вашего теплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места.
Это «нервное начало» - своеобразное требование тепла.
Ласка смягчает нрав, создает необходимую контактность.
Ребенок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте мудрыми в ласке. Ощущения, порой, сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов и выразить свое отношение жестом, движением, делайте это смелее и чаще.
Не обязательно ласкать специально. Вы выходите на прогулку: поправьте шарф, погладьте ребенку волосы.
Как надо любить ребёнка
- Дети должны быть для нас, прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
- Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.
- .Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
- Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
- Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
- Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
- Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка- достаточно коснуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы- ваши прикосновения делают его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт ,когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
- .Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...

Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....