Песочная терапия
материал по теме

Одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она окажется не более чем игрой.
Играя с древнейшим природным материалом – песком, человек прикасается к вечности. В вечность же утекают вместе с песком его горести и печали. Песок, как и вода, имеет удивительное свойство очищать, омывать человека.
Дети, как наиболее гибкие существа, способны меняться под действием этой песочной мистерии. Игра помогает им открыться и снова быть самим собой, а подчас – увидеть новые горизонты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия

Песочная терапия – один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира на подносе с песком, впервые примененной Маргарет Ловенфельд еще в начале прошлого века. Заключалась она в спонтанном расположении миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или некоего мира. Согласно М. Ловенфельд, цель такой техники состояла в том, чтобы «получить созданный мир, способный встретиться лицом к лицу со своим создателем, вместо того, чтобы получить врача, встречающегося лицом к лицу с создателем мира».

В 50-х годах прошлого века с М.Ловенфельд встречается Дора Калфф, которая дает «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и называет это «Песочной терапией». Песочная терапия базируется на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности. Карл Юнг полагал, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления.

Д.Калфф видела песочную терапию как инструмент, который не только позволит детям выражать и типичный, и глубоко личный мир, но и соединит их внутренние представления с внешней каждодневной действительностью.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических техник в том, что она позволяет ребенку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. На подносе с песком переживания, тревоги, надежды, внутренние конфликты обретают зримую форму. Образы песочницы конкретны и осязаемы, их могут рассмотреть и сам создатель, и психолог. Один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас, что зачастую определяет наши поступки и переживания.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит, но они могут это выразить в символической форме. В ситуации сложного, наполненного эмоциями случая (длительная разлука или утрата родителя, развод, получение физической или психической травмы, конфликт со сверстниками), песочная терапия помогает придать травматичному опыту ребенка видимую форму.

Способность психолога разделить эти переживания может создать доверительные отношения между ним и ребенком, чего часто трудно добиться вербально.

В процессе создания мира с использованием песка, воды и объектов у человека может возникнуть решение, которое его бессознательное состояние передает рукам. К. Юнг писал: «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно».

Важным достоинством песочной терапии является и то, что создание картин на песке, в отличие от рисунка, не требует каких-либо умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Это важно для всех, кто не уверен в себе, боится, что у него не получится или получится недостаточно хорошо.

Песочная терапия показана и детям, и взрослым. При этом сам процесс построения мира на песке (без учета его дальнейшего обсуждения) уже является целительным.

Песочная терапия рекомендована не только при посттравматических, невротических и психосоматических расстройствах, но и в таких случаях, как возрастные кризисы, острые жизненные трудности и стрессы, внутренние и внешние конфликты, поиск выхода из проблемной ситуации, необходимость дать выход накопившимся эмоциям и просто желание встретиться с самим собой.

Одна старая мысль гласит, что если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она окажется не более чем игрой.

Играть можно самого себя, а можно, надев маску, сыграть другое существо. Искусством игры в той или иной степени владеют все люди.

Играя с древнейшим природным материалом – песком, человек прикасается к вечности. В вечность же утекают вместе с песком его горести и печали. Песок, как и вода, имеет удивительное свойство очищать, омывать человека.

Дети, как наиболее гибкие существа, способны меняться под действием этой песочной мистерии. Игра помогает им открыться и снова быть самим собой, а подчас – увидеть новые горизонты.

Литература:
Юнг К. Человек и его символы. Медков, 2006 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...