Наглядный пример старших при обучении ПДДмладших дошкольников
методическая разработка на тему
Доклад для МО. Важно быть достойным примером для детей , так как они копируют нас во всем. особенно это важно в соблюдении ПДД - от этого зависит жизнь наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnost_i_primer_starshih_pri_obuchenii_pdd.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ с. Волоконовка Чернянского района
Белгородской области»
дошкольная группа «Василёк»
Наглядность и пример старших
в обучении детей младшего и среднего возраста
правилам дорожного движения.
Подготовила:
воспитатель разновозрастной
группы
Леденёва Н.И.
с. Волоконовка, 2010
Практика давным-давно доказала, что по правилам проходит почти вся наша жизнь, и мы воспринимаем это нормально. Согласитесь, трудно было бы выжить в мире, в котором каждый делает то, что хочет, абсолютно не реагируя на других. Поэтому ничего удивительного, что однажды появились ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, которым умные дяди придали статус официального документа и обязали всех их соблюдать. Правда, придать-то придали, а вот объяснить, как ПДД выучить никто почему-то не решился. И если для взрослых существуют автошколы, то как учить детей в этих Правилах не сказано.
В последнее время стали появляться различные методические материалы. Но с ними нужно быть очень внимательными, потому что не все из них соответствуют Правилам дорожного движения. Особенно внимательными нужно быть с предлагаемыми настольными играми, так как во многих из них есть методические ошибки. Поэтому предлагаем вам для начала определиться с теми правилами, которым важно научить детей и главное нужно понять, что с детьми Правила нужно не просто выучить, детей нужно научить их понимать. Понять так, чтобы потом применять на дороге.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению на дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения и в разметке проезжей части. Они не обладают теми же способностями взрослых людей и детей старшего возраста в плане оценки скорости и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние (и наоборот) с такой же скоростью, как взрослые люди, и им подчас трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост детей не позволяет им получить полный обзор дорожной ситуации, что вполне естественно для взрослых людей. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у детей младшего возраста. Дети также не обладают способностью делать заключения общего характера из своего обучения, то есть они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу. Стремление играть в любых ситуациях объясняет не предсказуемость или импульсивность их поведения, поэтому невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения.
Для того, чтобы действовать сообразно поставленным целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста должны быть согласованы со способностью детей поддаваться обучению. Это означает, что в процессе обучения следует избегать применения слов и понятий теоретического и абстрактного характера, практические упражнения должны проводиться там, где дети находятся ежедневно и где они могут использовать те навыки, которым их научили, модели поведения, которым их учат, не должны быть слишком сложными и не должны быть рассчитаны на то, чтобы дети выполняли несколько поступков одно временно.
Дети должны обучаться различным типам поведения как участники дорожного движения следующими способами:
- влиять на поведение детей таким образом, что бы снизить их показатель риска ДТП, когда они выступают в роли активных участников дорожного движения,
- дать родителям знания о том, какие условия должны быть созданы для детей различного возраста для их безопасной перевозки на транспорте,
- создать мотивацию родителям для повышения степени безопасности детей в дорожном движении, и прежде всего за счет направленного обучения и использования оборудования для безопасности движения.
Дети обучаются различным типам поведения в дорожном движении двумя способами:
- путем подражания поведению других лиц (совместное обучение) и одновременно приобретения собственного опыта участия в дорожном движении,
- путем организованных мероприятий по обучению.
Путем подражания поведению других лиц дети могут научиться весьма опасным поступкам, например, они могут переходить дорогу, не убедившись предварительно в отсутствии транспортного средства на проезжей части дороги, идти на красный свет и т.п. Импульсивность и склонность к играм, свойственные детям, также приводят к тому, что они совершают непредсказуемые действия, которые весьма опасны в условиях дорожного движения.
Организованное обучение детей имеет своей целью противодействовать нежелательным проявлениям тех действий, которым они научились путем подражания, и создать модели безопасного поведения в тех ситуациях, с которыми дети часто сталкиваются в условиях дорожного движения.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Задачи:
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
- Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
- организованные формы обучения на занятиях,
- совместную деятельность взрослого и ребенка,
- самостоятельную деятельность ребенка,
- воспитание навыков поведения,
- ознакомление с окружающим,
- развитие речи,
- художественную литературу,
- конструирование,
- изобразительное искусство,
- игру.
Для осуществления работы по данному направлению в группе важно создать необходимые условия. Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, было бы замечательно создать в группах:
- уголок по правилам дорожного движения, куда помимо всего перечисленного вошёл бы: макет микрорайона. На макете, можно изучать свой микрорайон, составлять его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой.
- Алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором» цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, с опорой на схемы-алгоритмы. (С привязкой к конкретным местам детских маршрутов до дома.) Для облегчения составления связного рассказа детям даются модели, схемы, используются коллажи.
Важно, чтобы всё это не лежало мёртвым грузом, было доступно детям. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Для системной и эффективной работы с детьми необходимо создать картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.
В сентябре и мае необходимо проводить диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, корректировать дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому необходимо тесно сотрудничать с ними по данному вопросу. Доводить до сведения родителей учебную программу, давать рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для родителей можно организовать работу клуба «Островок безопасности». Цель клуба: совместными усилиями педагога и родителей помочь в воспитании у детей культуру дорожного движения. Где для родителей можно показывать открытые занятия, анкетирование, консультации.
В ходе учебного года на родительских собраниях необходимо доводить до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей.
Рекомендовать, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации, например:
прочитать стихотворение;
купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Рекомендовать родителям во время прогулок с детьми следующее:
понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Для закрепления программного материала детям даются задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
И в заключении хочется сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Список использованных материалов:
http://www.madi.ru/spravochnik/part3_7_1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи".
Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведены наиболее интересные матери...
Представление опыта "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"
Текст выступления.Представление опыта....
Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"
Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"...
Использование средств наглядности при обучении математике дошкольников с нарушениями зрения различной степени
В данной статье описаны средства наглядности, необходимые при обучении математике детей с нарушениями зрения....
Наглядные и словесные методы обучения дошкольников.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, так как всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информацией....
Наглядные методы и приемы обучения Дошкольников изобразительной деятельности В интеграции с различными образовательными областями.
Наглядные методы и приемы обучения....
Наглядно-дидактическое пособие по обучению грамоте дошкольников 5-7 лет. "Звуковые домики"
Дидактическое пособие по обучению грамоте "Звуковые домики"Цель: Ранняя профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.Задачи:1. Развивать фонематическое восприятие.2. Познакомить детей...