Представление опыта "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"
консультация на тему

Нихельман Галина Геннадьевна

Текст выступления.Представление опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации, ее осмысления  и  передачи во внешний мир в форме связной монологической речи.  В дошкольной педагогике инструментом познания   и передачи  информации может стать модель.   Поэтому, сегодня тему методического семинара я обозначила так -  «Наглядное моделирование  как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа» (СЛАЙД  1)

Причем сегодня моделирование – это не только наглядно-практический метод обучения, но и форма организации различных видов детской деятельности.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером,  Николаем Николаевичем Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме  воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Многие педагоги и психологи в своих исследованиях особо отмечали доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (СЛАЙД 2)

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера.  (СЛАЙД  3)

    На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрые персонажи – светлые тона, а злые персонажи – темные тона).

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:

  •  во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к НОД. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  •  во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

(СЛАЙД 4)

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. (СЛАЙД 5 -1)

2.Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол или посадка комнатного растения и уход за ним др.). (СЛАЙД 5-2)

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки,связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).   (СЛАЙД -5-3)

Наиболее широко в дошкольной педагогике применяется наглядное моделирование  в работе по  развитию навыков связной монологической речи.

Например,

- когда учим детей пересказывать произведением художественной литературы (СЛАЙД 6) Вот, например,  по этой модели ребенок может пересказать сказку «Курочка ряба»

Или

- когда заучиваем наизусть стихотворение (СЛАЙД 7) – вот такую модель я использовала, когда мы учили с малышами стихотворение  «Про Мишку» ЗОИ Александровой.

Наглядное моделирование можно использовать и когда

- учим детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок (СЛАЙД 8 )

Но особенно ощутимую помощь картинно-графический план (или модель)  оказывает в составлении описательных рассказов.  В своей практике, обучая детей составлению описательных рассказов,  я в большей степени опираюсь на методику, разработанную  Татьяной Александровной Ткаченко.  По ее мнению, сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

 Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим  детей выделять существенные признаки предмета.

- принадлежность  к обобщающему  понятию;

- величина;

- цвет;

- форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

- как он используется (какую пользу приносит)?

- за что нравится (не нравится)?

СЛАЙД 9

     По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Например, составить описательный рассказ об игрушке (например, о матрешке).

Наглядное моделирование стимулирует еще и развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета или явления, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

СЛАЙД 10

 Так,  например, знакомясь со свойствами воды в ходе наблюдений, в процессе экспериментальной деятельности или из рассказа взрослого, можно каждое из этих свойств обозначить схемой.  Эти наглядные модели не только помогут  легче и быстрее ребенку запомнить эти свойства, но назвать их,  рассказать о них, составляя описательный рассказ

Перспектива использования  наглядного моделирования  видится мне следующим образом:

 Во-первых: в работе с детьми  на основе принципов доступности и учета их возрастных особенностей.  То есть «от простого к сложному». И уже в работе со старшими дошкольниками активно привлекать их к созданию схем, моделей, придумыванию символов.

А во-вторых: для меня самой перспектива видится не просто в использовании уже готовых моделей, предлагаемых в методической литературе, а в создании и разработке собственных вариантов самых различных моделей для  всех видов детской деятельности (не только при развитии связной монологической речи, но и в конструировании, в исследовательской и музыкальной деятельности и т.д.)

В заключении можно сделать вывод, что использование наглядного  моделирования в работе по  развитию связной речи дошкольников способствует формированию умения грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; пересказывать небольшие произведения; активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; описывать предмет, картинку. Воспитывает желание говорить правильно и красиво как взрослый!

СЛАЙД 11. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»

Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...

Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц

Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Суть мнемосхем заключается в сл...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"

Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"...