Представление опыта "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"
консультация на тему
Текст выступления.Представление опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации, ее осмысления и передачи во внешний мир в форме связной монологической речи. В дошкольной педагогике инструментом познания и передачи информации может стать модель. Поэтому, сегодня тему методического семинара я обозначила так - «Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа» (СЛАЙД 1)
Причем сегодня моделирование – это не только наглядно-практический метод обучения, но и форма организации различных видов детской деятельности.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером, Николаем Николаевичем Поддьяковым. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Многие педагоги и психологи в своих исследованиях особо отмечали доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (СЛАЙД 2)
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера. (СЛАЙД 3)
На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрые персонажи – светлые тона, а злые персонажи – темные тона).
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к НОД. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
(СЛАЙД 4)
1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. (СЛАЙД 5 -1)
2.Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол или посадка комнатного растения и уход за ним др.). (СЛАЙД 5-2)
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки,связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). (СЛАЙД -5-3)
Наиболее широко в дошкольной педагогике применяется наглядное моделирование в работе по развитию навыков связной монологической речи.
Например,
- когда учим детей пересказывать произведением художественной литературы (СЛАЙД 6) Вот, например, по этой модели ребенок может пересказать сказку «Курочка ряба»
Или
- когда заучиваем наизусть стихотворение (СЛАЙД 7) – вот такую модель я использовала, когда мы учили с малышами стихотворение «Про Мишку» ЗОИ Александровой.
Наглядное моделирование можно использовать и когда
- учим детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок (СЛАЙД 8 )
Но особенно ощутимую помощь картинно-графический план (или модель) оказывает в составлении описательных рассказов. В своей практике, обучая детей составлению описательных рассказов, я в большей степени опираюсь на методику, разработанную Татьяной Александровной Ткаченко. По ее мнению, сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.
Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета.
- принадлежность к обобщающему понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
СЛАЙД 9
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Например, составить описательный рассказ об игрушке (например, о матрешке).
Наглядное моделирование стимулирует еще и развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета или явления, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
СЛАЙД 10
Так, например, знакомясь со свойствами воды в ходе наблюдений, в процессе экспериментальной деятельности или из рассказа взрослого, можно каждое из этих свойств обозначить схемой. Эти наглядные модели не только помогут легче и быстрее ребенку запомнить эти свойства, но назвать их, рассказать о них, составляя описательный рассказ
Перспектива использования наглядного моделирования видится мне следующим образом:
Во-первых: в работе с детьми на основе принципов доступности и учета их возрастных особенностей. То есть «от простого к сложному». И уже в работе со старшими дошкольниками активно привлекать их к созданию схем, моделей, придумыванию символов.
А во-вторых: для меня самой перспектива видится не просто в использовании уже готовых моделей, предлагаемых в методической литературе, а в создании и разработке собственных вариантов самых различных моделей для всех видов детской деятельности (не только при развитии связной монологической речи, но и в конструировании, в исследовательской и музыкальной деятельности и т.д.)
В заключении можно сделать вывод, что использование наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольников способствует формированию умения грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; пересказывать небольшие произведения; активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их; описывать предмет, картинку. Воспитывает желание говорить правильно и красиво как взрослый!
СЛАЙД 11. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»
Педагогическая статья «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов»Автор: Родионова Татьяна Анатольевна, воспитатель, ГБОУ ЦРР детский сад 758, г. МоскваОписание работы: Предлагаю вам пед...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...
Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц
Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Суть мнемосхем заключается в сл...
« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....
Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"
Презентация "Наглядное моделирование как средство обучения дошкольников составлению описательного рассказа"...