Использование средств наглядности при обучении математике дошкольников с нарушениями зрения различной степени
статья по коррекционной педагогике
В данной статье описаны средства наглядности, необходимые при обучении математике детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование средств наглядности при обучении математике дошкольников с нарушениями зрения различной степени
При решении вопроса об использовании наглядных средств при обучении математике в дошкольном учреждении слепых и слабовидящих детей, следует учесть большое значение, которое приобретает учет функциональной деятельности пораженного зрительного анализатора: индивидуальные и групповые различия в остроте зрения детей, их полей зрения, скорости восприятия, световой и цветовой чувствительности.
Как установлено тифлопсихологами, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности в обучении математике слабовидящих, частичнозрячих и тотально слепых дошкольников. Применяя средства наглядности в образовательном процессе на занятиях математики, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий учащихся с нарушенным зрением в скорости восприятия, а также состояние световой и цветовой чувствительности дошкольников.
Изготовленные наглядные пособия должны отвечать определенным требованиям: научность содержания, соответствие образовательной программе, аккуратность выполнения, удобство пользования.
Демонстрационные пособия для слабовидящих должны быть крупными с четкими контурами, лишенными несущественных деталей. Перед тем, как дать изображение предмета для демонстрации слабовидящим, необходимо темным фломастером усилить его контур. Размеры букв и цифр для наборного полотна должны быть не менее 12 см, толщина линии около 2 см. Цвета демонстрируемых объектов должны быть насыщенными, яркими, хорошо различимыми на расстоянии. Высота трафаретов различных предметов счета должна быть не менее 12–15 см. При выполнении аппликаций необходимо подбирать фон так, чтобы четко выделялся объект — на белом темные или на темном светлые. Наглядные пособия индивидуального пользования для слепых с остаточным зрением должны быть выполнены в цвете, вместе с плоским изображением дается рельефное. На рисунках и таблицах высота букв и цифр должна быть такой, чтобы могла быть воспринята детьми с нарушенным зрением. Буквы и цифры должны быть при этом строгими, педагогу в этом случае удобно иметь трафареты.
Таким образом, предъявление на занятиях по математике наглядных средств требует учета функционального состояния зрительного анализатора детей с различными нарушениями зрения.
Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для математики это все, что можно пересчитать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о натуральном числе. Широко используются в дошкольном образовании и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия дошкольников с предметными картинками способствуют формированию многих математических понятий.
Также на занятии по математикес детьми слепых и слабовидящих используется знаковая наглядность. Для сравнения, например, численностей двух групп предметов, чисел, выражений, применяются знаки «больше», «меньше», «равно». Краткая запись схемы, чертежи используются для обобщенного схематического воссоздания ситуации задач.
Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении математике слепых и слабовидящих
1. Счетные палочки. Для индивидуального пользования счетные палочки необходимы как слабовидящим, так и слепым. Палочки особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.
Данный вид задания способствует усвоение сенсорных эталонов, развитию зрительной памяти, логическому мышлению, а также ориентировке на микроплоскости. Подобные виды заданий можно использовать не только на занятиях по математике, но и на индивидуальных. Такие задания, как, «Составь из счетных палочек цветок, дорогу, по которому будут ездить машинки пирамидку, геометрическую фигуру и т.д.».
2. Набор объемных пособий — кубиков и других игрушек. Для демонстрации следует использовать только большие кубики. Маленькие же кубики и другие игрушки могут быть использованы детьми с любыми нарушениями зрения, в том числе и тотально слепыми на своих местах. Большие возможности в работе над математическими задачами открывает применение игрушек (утят, цыплят и других). Они позволяют каждому ребенку представить наглядно ситуацию, данную в задаче. Педагог при этом, коррегируя деятельность каждого ребенка, формирует или уточняет пространственные и геометрические представления детей с тяжелыми нарушениями зрения. Можно использовать муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела. Объемная наглядность способствует представлению детей характерных признаков изображаемых предметов, что помогает детям с нарушениями зрения узнавать те или иные предметы, запомнить и узнавать их в окружающем мире.
3. Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и других. Как показывает практика, при изучении многих тем и на каждом занятии успешно применяются наборные полотна, как демонстрационные в группе слабовидящих, так и индивидуальные в группах слепых и слабовидящих.
Следует учесть, что в работе для тотально слепых и частично зрячих детей применение демонстрационного полотна невозможно. Для каждого из них должны быть изготовлены индивидуальные наборные полотна с теми же, что и у слабовидящих, трафаретами для счета. Трафареты могут быть выполнены из цветного картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полотнам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь разрезные цифры от 0 до 9, карточки со знаками действий сложения и вычитания, равенства и неравенства. Для частично зрячих на индивидуальных карточках вместе с плоским изображением цифр наклеивается цифра по Брайлю.
Индивидуальные наборные полотна дают возможность ребенку оперировать с предметами, не терять на столе разрезные цифры, контролировать свои действия, не сдвигая прикосновением рук трафареты фигур.
4. Фланелеграф. Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани. Удобно в целях экономии времени на занятии применять сразу несколько фланелеграфов, приготовив заранее на каждом из них соответствующие материалу занятия задания.
Фланелеграф позволяет выполнить любую иллюстрацию для слабовидящих: расположить трафареты для счета, составить пример из разрезных цифр и знаков, представить объединение групп множеств предметов или удаление правильной части множества соответственно содержанию арифметических задач и др.
В зависимости от зрительного заболевания детям предъявляются светлые предметы или изображения на темном фоне или темные изображения на светлом фоне.
5. Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен. Наборы разрезных цифр для демонстрационных и индивидуальных полотен дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности. Разрезные цифры для демонстрации должны быть высотой не менее 12 см. Что касается типографских разрезных цифр и знаков, то их можно применять только для работы с детьми на местах. С помощью разрезных цифр и знаков ребята могут составить примеры, равенства и неравенства. Большие возможности получают педагог и ребенок в иллюстрации простых и составных задач, применив фланелеграф или наборные полотна и разрезные цифры.
6. Сюжетные картины с прорезями. Для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач используется, например, четкое изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов. В прорези вставляются соответственно трафареты грибов, яблок, рыбок, цветов и других предметов. Для демонстрации нужно брать только специально выполненные с четко выделенными контуром и силуэтом изображения предметов (деревьев), в некоторых случаях — с утрированной четкостью отдельных частей (ветвей), и прорезями для трафаретов (фруктов, птиц). Работа с сюжетными картинками позволяет детям лучше представить жизненную ситуацию арифметической задачи, дает возможность воспринимать действия педагога с предметами. Выполнение различных упражнений с предметами способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки детей с различными нарушениями зрения.
7. Предметные картинки. Для дошкольников с нарушениями зрения типографские предметные картинки совершенно не пригодны для демонстрационных целей в силу их относительно небольшого размера. Те же предметы можно дать в увеличенном виде силуэтом, цвет контрастный по отношению к фону. Как показывает практика, на черном фоне хорошо воспринимаются слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.
Как показывает практика обучения, применение указанных наглядных средств способствует накоплению опыта слепыми и слабовидящими дошкольниками в практическом оперировании с множествами предметов, без которого невозможно формирование основных математических понятий: числа, арифметического действия, геометрической фигуры. Одновременное использование демонстрационных и индивидуальных пособий дает возможность сделать действия с предметами средством наглядности, образцом при обучении способам действий детей с глубокими нарушениями зрения.
Выполнила: Конникова Яна Алексеевна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения
В данной статье будет рассказано про особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, виды наглядных пособий и требования к использованию н...
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения.
Особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства на...
Консультация для воспитателей "Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения"
В данном материале говорится о развитии наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения. Работа в данном направлении проходит в три этапа....
Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зрения.
1).Коррекционная педагогика.Сопроводительная статья к презентации по теме:"Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зрения".Автор-Романченк...