зрительные диагнозы
статья по теме

Кубышкина Ольга Викторовна

что такое амблиопия или нистагм?  как правильно ухаживать за очками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnye_diagnozy_.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Косоглазие у детей: главное – своевременное лечение.

     Одним из наиболее распространенных детских глазных заболеваний, по поводу которого родители, как правило, обращаются к детскому офтальмологу, является косоглазие. При косоглазии нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора, включающего помимо глаза зрительный нерв и зрительные центры, расположенные в коре головного мозга.

В силу каких причин развивается косоглазие?

     Зрительная система человека устроена так, что раздельные изображения от каждого глаза передаются по зрительным путям в головной мозг, где сливаются в единый образ. Благодаря правильной совместной работе глаз мы имеем возможность, определять местоположение предметов в пространстве.

     При рождении ребенок еще «не имеет» видеть двумя глазами. Способность к бинокулярному зрению (то есть зрение двумя глазами) формируется у него постепенно, и процесс этот завершается к 4-6 годам. Кроме того, все новорожденные имеют дальнозоркость около 3 диоптрий. Как известно, при этой патологии фокус попадает не на сетчатку, а находится за ней. По мере роста ребенка увеличивается в размере и глазное яблоко, в результате чего оптический фокус перемещается на сетчатку. Однако некоторые дети в силу различных причин могут иметь дальнозоркость выше 3 диоптрий. Предметы, которые видит ребенок, начинают двоиться. Чтобы четко видеть предметы, им приходится напрягать глаза. Это напряжение и является основной предпосылкой к возникновению сходящегося косоглазия (когда один глаз косит к носу). Бинокулярные связи в зрительной системе ребенка созревают постепенно и, будучи непрочными, легко нарушаются. Толчком к возникновению косоглазия на фоне предпосылок могут послужить высокая температура, физическая или психическая травма. Наиболее часто эта патология развивается у детей в возрасте 3-5 лет. Сходящееся косоглазие более распространено, чем расходящееся.

Что такое амблиопия и отчего она возникает?

     При косоглазии на чаще косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения, то есть развивается амблиопия. Это осложнение связано с тем, что зрительная система во избежание хаоса блокирует передачу в мозг изображений предметов, которые воспринимаются косящим глазом. Это в свою очередь усугубляет патологию. Так образуется порочный круг.

     При амблиопии, которую причисляют к серьезным осложнениям косоглазия, функциональные изменения в принципе обратимы, однако лечение должно быть начато своевременно, пока зрительная система ребенка окончательно не сформировалась и обладает значительными резервами. В противном случае амблиопия приводит к необратимому понижению остроты зрения, что в свою очередь препятствует полноценному лечению содружественного косоглазия.

В чем состоят современные методы диагностики и лечения косоглазия?

     Ребенка с косоглазием нужно как можно раньше показать детскому офтальмологу. Обследование предполагает определение рефракции (есть у ребенка дальнозоркость или близорукость), остроты и характера зрения, угла косоглазия и другие диагностические процедуры. Иногда требуется консультация невропатолога и проведение специальных дополнительных исследований. Только после полного всестороннего обследования может быть начато комплексное лечение косоглазия.

     При наличии дальнозоркости или близорукости, по показаниям, ребенку назначаются очки. Иногда они полностью исправляют косоглазие. Однако даже при таком положении вещей одного ношения очков не достаточно. При косоглазии проводится консервативное лечение с использованием аппаратных методов. Оно направлено на излечение амблиопии и восстановление «мостов» между глазами. Иными словами, ребенка учат сливать изображение с правого и левого глаза в единый зрительный образ.

     При наличии показаний провидится оперативное лечение мышц глаза. После операции назначается консервативное лечение. Оно преследует цель достичь полной реабилитации зрительных функций. Ребенка учат оценивать перспективу, то есть постепенно формируют стереоскопическое зрение.

Нистагм: излечима ли эта патология.

     Нистагм – это заболевание, в основе которого лежат глазодвигательные нарушения.

Очень часто он сочетается с косоглазием. При нистагме глаза постоянно совершают самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды, из-за чего изображение на сетчатке всегда расфокусировано. Поэтому амблиопия при нистагме развивается очень быстро и зрение снижается значительно. При подозрении у ребенка этой патологии его следует немедленно показать офтальмологу и невропатологу. Обязательно также проведение магниторезонансной томографии головного мозга (для выявления возможных органических нарушений).

     Современная тактика лечения нистагма включает как терапевтические, так и хирургические методы. Последовательно проводимое, такое лечение позволяет не только стабилизировать зрительные функции, но и значительно улучшить зрение, добившись при этом стойкого функционального результата. Лечение таких детей проводится длительное время, ребенок находится под постоянным диспансерным наблюдением. При нистагме применяют специальные операции на мышцах глаза. В сочетании с консервативным лечением они позволяют повысить остроту зрения и уменьшить амплитуду нистагма у детей.

Как правильно обращаться с очками?

Если врач выписал ребенку очки, вы непременно должны выполнить следующие условия:

  1. Радуйтесь тому, что у вас есть возможность исправить зрение, и расскажите ребенку об этом положительном аспекте;

  1. Следите за тем, чтобы оправа была крепкой и прочной, чтобы очки хорошо держались на носу, а дужки плотно прилегали к основанию ушей;

  1. Предоставьте ребенку самому выбрать оправу, даже если вам, например, не нравится ее цвет;

  1. Режим ношения очков необходимо согласовать с окулистом и точно следовать его рекомендациям;

  1. Необходимо регулярно проверять очки. При этом следите за тем, чтобы у вас было достаточно времени для посещения окулиста, и чтобы вы и ребенок находились в спокойном, уравновешенном состоянии;

  1. Очки всегда должны быть чистыми. Можно использовать для чистки специальную тряпочку. Но достаточно также промывать их время от времени чистой водой с добавлением небольшого количества средства для мытья посуды;

Близорукость и что за ней.

     Одним из недостатков рефракции глаза, вследствие которого люди плохо видят отдаленные предметы, является близорукость.

Причины появления близорукости:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Длительная зрительная работа на близком расстоянии
  3. Недостаточное или неправильное освещение
  4. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель. Маленьким детям нельзя сидеть за высокими столами, взрослым - за низкими.
  5. Неправильная посадка детей во время чтения, письма. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лежа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.
  6. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, плохом чередовании занятий и отдыха.
  7. Близорукость чаще возникает у детей с недостаточным физическим развитием.
  8. Одной из причин близорукости является ослабление цилиарной мышцы глаза. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанного комплекса физических упражнений, предназначенного для укрепления мышц глаза.
  9. Чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное воздействие людей, страдающих близорукостью, и способствовать осложнению. Поэтому следует избегать подъема тяжестей, резких сотрясений тела, длительных наклонов, ушибов головы.

     Распознать развитие близорукости не так уж сложно. Дети, например, начинают плохо видеть, что написано на доске, при чтении или рассматривании предметов и иллюстраций приближают книгу или предмет к глазам, сильно склоняют голову во время письма и рисования, при просмотре телевизора стараются сесть поближе к экрану. Близорукие люди прищуривают глаза при рассматривании предметов. Родители должны помнить об этих первых признаках близорукости и сразу же показать ребенка офтальмологу.

     Чрезмерное приближение зрительного объекта к близоруким глазам приводит к увеличению зрительной нагрузки на обе внутренние прямые мышцы, поворачивающие каждый глаз внутри (к носу). В результате этого возникают утомление мышц, неприятное ощущение и боль в области глаз и лба. Мышцы не справляются с такой напряженной работой, и один глаз отклоняется в сторону виска. Так развивается расходящееся косоглазие.

     Близорукость корригируется при помощи очков, которые восстанавливают четкость изображения отдаленных предметов. Очки исключают необходимость чрезмерно приближать глаза к книге или тетради и тем самым препятствуют возникновению расходящегося косоглазия.

     При близорукости 3 диоптрии хорошо различимы предметы, находящиеся от глаз на расстоянии 33-35 см. При близорукости в 6 диоптрий пограничная зона ясного видения располагается от глаз на расстоянии 16-18 см. Чем дальше от этой зоны находится рассматриваемый предмет, тем хуже он виден.

     Близорукость склонна к прогрессированию, которое может привести  к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в небольшой мере или не улучшается вовсе. Наступает частичная атрофия (гибель) элементов сосудистой оболочки. Возникает одно из самых тяжелых осложнений близорукости – отслойка сетчатки. Только сложная операция, сделанная своевременно, может в таких случаях несколько улучшить зрение.

Создание условий для профилактики и коррекции близорукости.

     При напряженной зрительной работе должно быть правильное и достаточное освещение помещения и рабочего места.

     В дневное время степень освещенности помещения зависит от облачности, различного состояния солнца, а так же от размеров окон, их расположения и глубины помещения. Для беспрепятственного попадания в помещение дневного света необходимо содержать в чистоте оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т.д. В вечернее время нужно пользоваться искусственным освещением – настольной лампой в 60 ватт с непрозрачным колпаком. Свет при этом должен падать с левой (или правой – если ребенок леворукий) стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Естественная освещенность в помещении зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей. Отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона. Окрашенная поверхность должна быть матовой.

     Во время занятий с детьми следует следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми пользуются дети, были достаточно контрастны с фоном – бумагой, доской, на которой они изображены или находятся. Поэтому важно, какого качества будет бумага, используемая для письма, на какой бумаге напечатана книга и какого качества печать. Для облегчения зрения бумага, на которой пишут, должна быть белой, чернила темными, классная доска черной или темно-коричневой и матовой, а мел хорошего качества.

     Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев.

     При правильной посадке вся ступня должна касаться пола, а бедро почти полностью – стула. Предплечья должны свободно опираться на крышку парты. Спина поддерживается спинкой стула, а тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится главным образом на позвоночник. Парты и стулья должны соответствовать росту учащихся.

     Во время чтения книгу лучше держать на столе в наклонном положении.

     Домашние задания детей  не должны превышать 1,5-2 часов. Через каждые 30-40 минут занятий необходим 10-минутный перерыв. При прогрессировании близорукости необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При высокой степени близорукости целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 10-15 минут, а время отдыха увеличить до 10 минут.

     Находиться на воздухе дети должны не менее 2-3 часов. В летний период дети должны до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

     Профилактике близорукости способствует укрепление организма (правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия физической культурой и спортом), а так же предупреждение и активное лечение общих заболеваний, прежде всего рахита, ревматизма, тонзиллита и туберкулеза. Если близорукость уже возникла, то главная задача – приостановить или замедлить ее дальнейшее развитие.

Эмоциональное напряжение

и его воздействие на глаза.

Глаза – самые подвижные и чувствительные органы. На любое внешнее воздействие мы непосредственно реагируем, моргая глазами или закрывая веки, наши зрачки при этом сужаются или расширяются, меняется положение мышц, в результате чего глазное яблоко и хрусталик также подвергаются этому воздействию.

О настроении человека и его внутреннем состоянии можно узнать по выражению глаз. Как известно, они – зеркало души. Глаза говорят о том, какие эмоции испытывает человек – радость счастье, печаль или же страх, ярость и гнев. Взгляд может быть нежным, преисполненным любви, но так же он может быть и злым, ненавидящим.

Когда у человека меняется настроение, изменяется и его мышечный тонус в целом, и об этих переменах можно узнать по глазам. А значит, нет ничего странного в том, что чувство страха или необходимость постоянно добиваться успехов отражается на зрении ребенка и приводит к его нарушениям. Эти нарушения, особенно близорукость, часто появляются накануне важных изменений в жизни ребенка или после них, например, при перемене места жительства или школы, при разлуке с родителями.

Даже если страх ребенка кажется вам непонятным, очень важно относиться к этому серьезно, терпеливо и стараться сделать все, чтобы малыш избавился от него.

Телевизор и компьютерные игры.

Вряд ли можно избавиться от телевизора в нашей повседневной жизни, хотя привносит в нее много негативных моментов. Так, просиживание перед телевизором, прежде всего, вредит глазам. Поэтому встает вопрос, как познакомить ребенка с современной техникой, чтобы впоследствии он знал, как с ней правильно обращаться.

Быстро сменяющиеся картинки на экране привлекают даже совсем маленьких детей. Если вы не хотите отказаться от телевизора, вынесите его из комнаты, где живет ребенок, или закройте в шкафу. Маленькие дети не проводят много времени у телевизора и не замечают его отсутствия. К тому времени, когда ребенок пойдет в детский сад, а затем в школу, ситуация изменится. Дети уже будут знать определенные передачи, и спрашивать о них.

Старайтесь заранее вместе с ребенком выбирать программы, которые вы будете смотреть, посмотрите вместе с малышом фильм, чтобы потом обсудить его. Старайтесь, чтобы ребенку при этом не было скучно.

Если поставить телевизор на передвижной столик или приносить его перед передачей, а затем снова уносить, то, таким образом, он будет подолгу оставаться неиспользованным.

Компьютерные игры – общая беда. У детей, сидящих за компьютером, плохая осанка, они испытывают большое напряжение. Это не только усиливает предрасположенность к близорукости, но и развивает ее!

Благодаря компьютерным играм реакция улучшается, но она остается односторонней. Благодаря спорту и играм в мяч быстрая реакция развивается у ребенка намного лучше.

Однако если ребенок настаивает, разрешите ему немного поиграть на компьютере, но в то же время подумайте о том, что еще, кроме этого, вы можете ему предложить в качестве развлечения.

Упражнение для глаз «Расслабление глаз».

Точно так же, как за каждым вдохом следует выдох, так и после каждого напряжения любой мышцы должно следовать ее расслабление. Это относится и к мускулатуре глаз. С помощью упражнений наряду с расслаблением возобновляется острота зрения и, прежде всего, в восприятии цвета.

Сядь на стул у стола или на пол, скрестив ноги. Важно, чтобы тебе действительно было удобно сидеть.

Соедини ладони и сильно потри их друг о друга, пока они не станут совсем теплыми.

Теперь положи правую ладонь на правый глаз, а левую ладонь – на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Ладони прикрывают глаза лодочкой, чтобы была возможность спокойно моргать, но свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!

Обопрись локтями на стол или на колени (если ты сидишь на полу). Следи за тем, чтобы тебе по-прежнему было удобно, а затылок был полностью расслаблен.

Теперь, когда твои глаза ощущают тепло ладоней, пошли им еще и свою улыбку и почувствуй, как они при этом расслабляются.

Внимательно следи за своим дыханием, пусть оно будет свободным и непринужденным. Можно считать, сколько раз ты вдохнул и выдохнул.

Когда закончишь упражнение и отнимешь ладони от глаз, некоторое время подержи глаза закрытыми. Пусть свет проникает в них через закрытые веки, и только затем, часто моргая, открой глаза.

Сразу же после этого, подобно кошке, потянись, выпрямись и зевни.

Упражнение для глаз «Звездочка».

Это упражнение, прежде всего, стимулирует подвижность хрусталика благодаря тому, что человек пристально смотрит попеременно то на близкие, то на отдаленные предметы. Это упражнение хорошо тренирует глазные мышцы у детей. Но даже в преклонном возрасте (за 60 лет), прилежно упражняясь, можно снова читать без очков.

Не забывайте после этого упражнения сделать упражнение на расслабление.

Нарисуйте себе или ребенку на ладони шариковой ручкой хорошо видимую небольшую звездочку из трех линий, пересекающихся в одной точке.

Сядь  на стул или ляг на спину и расслабься.

Закрой правой ладонью левый глаз таким образом, чтобы он мог свободно открываться и закрываться при выполнении упражнения.

Подведи свободную левую ладонь к глазу на расстояние приблизительно 10 см и посмотри точно в центр звездочки.  (Взрослым, страдающим дальнозоркостью, она будет видна нечетко.)

Медленно отводи ладонь от глаза, все время смотря точно на звездочку, до тех пор, пока она полностью не исчезнет из поля зрения.

Повтори это упражнение от 5 до 10 раз. Затем положи левую руку на правый глаз и упражняйся , сколько хочешь.

После этого дай отдохнуть закрытым глазам, сделав упражнение на расслабление.

Упражнения для глаз

«Нитка жемчуга» и «Ворота из пальцев»

Эти упражнения служат бинокулярному зрительному восприятию, или совместному действию, обоих глаз и очень важны при близорукости, дальнозоркости и косоглазии.

Лучше всего упражняться ежедневно и несколько раз в день.

Упражнение «Нитка жемчуга».

Нанижите на тонкий шнурок длиной около метра несколько разноцветных бусинок (диаметром 1,5-2см) на расстоянии 10-15 см.

Один конец шнурка держит ребенок перед кончиком носа, второй – мама или папа.

Сначала направь свой взгляд на самую удаленную бусинку и задержи его на несколько секунд.

Затем посмотри на ближайшую бусинку и проследи, чтобы глаза смотрели точно на нее. Тогда тебе покажется, что шнурок возле бусинки перекрещивается и раздваивается.

Если это сразу не получится, несколько раз «проведи» взглядом вперед-назад по шнурку и снова посмотри точно на бусинку, пока шнурок там не скрестится.

Повторить упражнение 5-10 раз, а затем сделать упражнение на расслабление.

Упражнение для глаз «Ворота из пальцев).

Держи кисти обеих рук так, чтобы только указательные пальцы стояли вертикально. Теперь поставь правый палец точно посередине между глазами на расстояние от 10 до 15 см от них. Выпрями левую руку до конца и поставь указательный палец левой руки точно позади правого.

Теперь посмотри точно на левый палец, который находится дальше. Ты можешь убедиться, что твой правый палец образует «ворота», в середине которых виден левый палец.

Это значит, ты видишь правый (ближний) палец дважды, а левый – только один раз.

Затем посмотри точно на правый (ближний) палец, и ты заметишь, что находящийся позади левый палец образует «ворота».

Дыши медленно и переведи взгляд несколько раз с одного пальца на другой. При выдохе смотри на удаленный палец, а при вдохе – на ближний. Следи за тем, чтобы другой палец каждый раз появлялся в середине «ворот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы дошкольников.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения...

Игра-упражнение для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления у детей «Пальчик-мальчик»

Профилактика зрительного утомления и близорукостиИгру-упражнение могут использовать воспитатели и логопеды детских садов на своих занятиях для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрит...

Рекомендации и противопоказания по зрительным диагнозам.

Рекомендации и противопоказания по зрительным диагнозам....

«Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы».

Напомнить родителям, с какими зрительными диагнозами их дети посещают детский сад. Какие пособия и методы работы нужно применять для каждого диагноза в отдельности....

Формирование зрительного внимания у детей с диагнозом ЗПР как способ коррекции неречевых психических процессов.

В статье раскрываются такие понятия как:·                    Внимание. Виды внимания. Нарушение вн...