«Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы».
статья по коррекционной педагогике

Петухова Елена Владимировна

Напомнить родителям, с какими зрительными диагнозами их дети посещают детский сад. Какие пособия и методы работы нужно применять для каждого диагноза в отдельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ambliopiey_i_kosoglaziem_v_usloviyah_dou.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

ТЕМА: «Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы».

Цель: Напомнить родителям, с какими зрительными диагнозами их дети посещают детский сад. Какие пособия и методы работы нужно применять для каждого диагноза в отдельности.

   Наш детский сад посещают дети с нарушениями зрения. Остановимся на основных отклонениях в развитии органа зрения.

                         БЛИЗОРУКОСТЬ ИЛИ МИОПИЯ.

   Начальным признаком близорукости является то, что ребенок  плохо видит предметы, объекты  вдали «как в тумане». При миопии ребенок старается сесть поближе к доске или экрану телевизора, наклоняет голову к рабочей поверхности ближе допустимой нормы (в норме это расстояние измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска); затем у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании объектов, находящихся вдали.  Если оставить эти признаки без внимания, то со временем могут появиться боли в глазах, головная боль, покраснение  и отек век, особенно при работе  с мелкими деталями мозаик, конструкторов и на других аналогичных занятиях. Своевременное обращение к врачу- окулисту, правильное использование очков и рекомендаций, способствуют исчезновению указанных симптомов. Близорукость чаще всего наступает у детей, если оба родителя близоруки, или в результате постоянной зрительной работы на близком расстоянии.

   

             ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ ИЛИ ГИПЕРМЕТРОПИЯ.

   Как правило, дети рождаются с дальнозоркостью. С увеличением глазного яблока (к 9-12 годам)  дальнозоркость может перейти в нормальное зрение или увеличиться.  При  дальнозоркости  зрительная работа на близком расстоянии затруднена, при чтении, рисовании, лепке появляются «нечеткость, неясность», буквы «сливаются», поэтому ребенок старается сесть подальше от телевизора, отодвигает от себя лист бумаги… Дети, страдающие, дальнозоркостью жалуются на боли в глазах и  их  покраснение. Правильное постоянное использование очков - улучшает зрительные возможности детей и предотвращает развитие амблиопии, как осложнения дальнозоркости.

АСТИГМАТИЗМ.

   Аномалия рефракции глаза, разная преломляющая способность глаза. Бывает вызвана нарушением формы роговицы: врожденным или приобретенным (реже), вследствие воспалений и травм. При астигматизме зрительное восприятие  страдает нечеткостью,  ребенок видит искаженно изображение или объект. Симптомы астигматизма:  зрительное  утомление, головные боли, хронические воспаления краев век. Коррекция астигматизма осуществляется с помощью очков с цилиндрическими линзами.

                                    АМБЛИОПИЯ.

   Иначе называется «ленивый глаз», и характеризуется снижением зрения обоих или одного глаза. В последнем случае ребенок рисует, лепит, читает, конструирует, повернув голову набок. Стараясь задействовать лучше видящий глаз.

                                      КОСОГЛАЗИЕ.

Косоглазие - это отклонение глазного яблока в ту или иную сторону, может быть паралитическим или содружественным. При паралитическом косоглазии отмечается неподвижность или ограничение  движений глаза.  У детей чаще всего встречается содружественное  косоглазие: сходящееся (глаз отклоняется к носу) и расходящееся (глаз отклоняется к виску). После перенесенного простудного или инфекционного заболевания, обострения хронической болезни, при зрительном или общем переутомлении косоглазие может увеличиться, после правильного использования назначенных очков косоглазие может уменьшиться. При этом взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок носил очки в зависимости от зрительной нагрузки (вдаль, вблизи) или времени их использования (постоянное ношение, для работы вдаль, вблизи).

                                 

II.

   Основной задачей нашего детского сада является подготовка детей с нарушением зрения к обучению путем осуществления  коррекционно - развивающих и лечебно – восстанавливающих мероприятий. При правильной организации воспитательного процесса коррекционно - развивающая и лечебно – восстановительная работа обеспечивают достаточно высокую результативность.

   А так же такие задачи, как:

  • Создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития  и воспитания ребенка с нарушениями зрения.
  • Осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения.
  • Повышение ответственности за здоровье детей  и  их физическое развитие, за организацию специфического режима (пунктуальное распределение времени работы в группе тифлопедагога, логопеда, медсестры - ортоптистки,
  • выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий…)

             

                      ОХРАННО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Осуществляется в нескольких направлениях:

      -Собственно охранно-офтальмологические  мероприятия.

      -Мероприятия, направленные на  поддержание и укрепление соматического и физического здоровья ребенка.

50% миопии можно снять за счет прогулок и физических упражнений.

     -Психолого-педагогические мероприятия, направленные на  поддержание положительного психоэмоционального состояния ребенка, направленного на формирование сознательного отношения к проблемам зрения.

     -Тифлопедагогические мероприятия, позволяющие системно и планомерно обогащать зрительный сенсорный опыт ребенка с нарушением зрения.

     -Реализация комплексного подхода, предполагает деятельность всех специалистов ДОУ.

       Лечебно - восстановительная работа ведется в тесном взаимодействии с тифлопедагогом, воспитателями и другими специалистами. С одной стороны офтальмологическая служба развивает зрительные функции у ребенка, способствуя расширению его сенсорных возможностей, с другой стороны, педагоги формируют познавательные навыки дошкольника, обучают его рациональным способам зрительного восприятия и этим помогают совершенствовать сохранные функции. Планируя индивидуальные и подгрупповые занятия, педагоги опираются на полученные окулистом данные об особенностях зрительного восприятия ребенка: острота зрения, положение глаз, характер рефракции, диагноз… Исходя из этого, выбирается цвет и контрастность фона и объектов, расположение и размеры пособий, длительность их демонстрации и ряд других условий. Например: при чтении и письме близорукому ребенку необходима подставка, для ребенка с косоглазием можно использовать горизонтальную рабочую поверхность или вертикальную: это зависит от вида косоглазия(сходящееся или расходящееся). На занятии  по изобразительной деятельности дальнозоркий ребенок, ребенок с амблиопией могут использовать карандаши,  а ребенку с близорукостью необходимы фломастеры.

    Существует три этапа лечения: плеоптический, ортоптический, диплоптический.

  1. Плеоптика - направлена на восстановление остроты центрального зрения.
  2. ортоптика – исправление косоглазия и выработки фузии (т. е. видение двумя глазами).
  3. Диплоптика – восстановление стереоскопического зрения.

В период плеоптического лечения важно организовать систематическую упражняемость больного глаза на выделение формы, цвета, величины и других признаков предмета.

Врачи – офтальмологи предлагают применять в зависимости от степени  остроты зрения и рефракции (гиперметропической или миопической), пособия соответствующего размера. При миопии не допускается перегрузка зрения и пособия должны быть более крупного размера. При лечении  детей методом прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается ведущий глаз, у детей бывают очень малые зрительные возможности. Ребенок попадает в положение слабовидящего. В этом случае следует предлагать устные задания или же работа с материалом крупного размера, яркой раскраски, иллюстрации с четким контуром.

Материал подготовила учитель – дефектолог:

                                                           Петухова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы дошкольников.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения...

Рекомендации тифлопедагога по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий для детей группы на учебный год

Сводная таблица по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий позволяет воспитателям, дефектологам, узким специалистам детского сада видеть необходимые сведения для детей всей группы и соз...

«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».

1.      Охранно-гигиенические мероприятия  и принципы их реализации  образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...

«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».

1.      Охранно-гигиенические мероприятия  и принципы их реализации  образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...

Дидактические игры с учетом офтальмо-гигиенических требований

В данной презентации представленны дидактические игы в зависимости от зрительных нагрузок Л. А. Григорян...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются рекомендации по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения, условия правильной посадки детей на занятиях с учетом остроты зрения и зрите...

Проблема нарушений бинокулярного зрения в жизнедеятельности детей и офтальмо-гигиенические основы их воспитания и обучения.

Данная работа посвящена изучению проблем нарушения бинокулярного зрения. В представленной работе рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением бинокулярного зрения. В работе были и...