Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.
Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они построены в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Работу следует начинать с подбора комплексов зрительной гимнастики, с учетом лексических тем.
Сентябрь:
1.Детский сад и школа.
«Тренировка», «Мой веселый звонкий мяч»
2. Осень.
«Дождик», «Осень»
Октябрь:
1. Деревья и кустарники.
«Листочки», «Елка»
2. Овощи и фрукты.
«Овощи», «Морковка», «Что растет на нашей грядке»
3. Откуда хлеб пришел?
«Булки», «Колосок»
4. Какие мы (части тела).
«Части тела»
Ноябрь:
1. Если хочешь быть здоров.
«Зарядка»
2. Моя семья.
«Моя семья»
3. Дом, мебель.
«Мы купили в магазине»
4. Посуда.
«Вот большой стеклянный чайник»
Декабрь:
1. Домашние птицы и животные.
«Кошка»
2. Животные жарких стран.
«Жираф»
3. Зима.
«Зима», «Зимний лес»
4. Одежда.
«Одевальная песенка»
Январь:
1. Зимние забавы.
«Снеговик»
2. Дикие животные.
«Три медведя», «Зайцы», «Белка»
3. Зимующие птицы.
«Синички», «Снегири»
Февраль:
1. Профессии.
«Летчик», «Повар», «Часовщик», «Разные профессии»
2. Транспорт.
«Бегут машины в ряд»
3. Наша армия.
«Мы летаем высоко», «Разминка»
4. Путешествие в холодные края.
«Пингвины»
Март:
1. Подарок для мамы.
«Мамины помощники»
2. В окно повеяло весною.
«Весна»
3. Мои любимые сказки.
«Теремок», «Буратино»
4. Широка страна моя родная.
«Родина»
Апрель:
1. Перелетные птицы.
«Ласточка»
2. Насекомые.
«Муравьишка», «Бабочка», «Стрекоза», «Жук»
3. Рыбы. Водное царство.
«Лягушкина зарядка»
4. Цветы цветут.
«Цветы», «Кувшинки»
Май:
1. Лето
«Лето», «Лучик солнца»
2. Времена года.
«Времена года»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Metodicheskie_rekomendacii_po_provedeniyu_zritelnoy_gimnastiki.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является зрительная гимнастика. Материалов по организации гимнастики для глаз очень мало. Они содержатся в журнале «Дошкольное воспитание», «Обруч», но по одному комплексу. Материалы по проведению зрительной гимнастики больше предназначены для младших и старших школьников с нарушением зрения. В связи с этим возникла необходимость создания рекомендаций для воспитателей ДОУ и сбора необходимого материала для работы.
Целью методических рекомендаций «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.
Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они построены в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Работу следует начинать с подбора комплексов зрительной гимнастики, с учетом лексических тем.
Сентябрь:
1.Детский сад и школа.
«Тренировка», «Мой веселый звонкий мяч»
2. Осень.
«Дождик», «Осень»
Октябрь:
- Деревья и кустарники.
«Листочки», «Елка»
- Овощи и фрукты.
«Овощи», «Морковка», «Что растет на нашей грядке»
- Откуда хлеб пришел?
«Булки», «Колосок»
- Какие мы (части тела).
«Части тела»
Ноябрь:
- Если хочешь быть здоров.
«Зарядка»
- Моя семья.
«Моя семья»
- Дом, мебель.
«Мы купили в магазине»
- Посуда.
«Вот большой стеклянный чайник»
Декабрь:
- Домашние птицы и животные.
«Кошка»
- Животные жарких стран.
«Жираф»
- Зима.
«Зима», «Зимний лес»
- Одежда.
«Одевальная песенка»
Январь:
- Зимние забавы.
«Снеговик»
- Дикие животные.
«Три медведя», «Зайцы», «Белка»
- Зимующие птицы.
«Синички», «Снегири»
Февраль:
- Профессии.
«Летчик», «Повар», «Часовщик», «Разные профессии»
- Транспорт.
«Бегут машины в ряд»
- Наша армия.
«Мы летаем высоко», «Разминка»
- Путешествие в холодные края.
«Пингвины»
Март:
- Подарок для мамы.
«Мамины помощники»
- В окно повеяло весною.
«Весна»
- Мои любимые сказки.
«Теремок», «Буратино»
- Широка страна моя родная.
«Родина»
Апрель:
- Перелетные птицы.
«Ласточка»
- Насекомые.
«Муравьишка», «Бабочка», «Стрекоза», «Жук»
- Рыбы. Водное царство.
«Лягушкина зарядка»
- Цветы цветут.
«Цветы», «Кувшинки»
Май:
1. Лето
«Лето», «Лучик солнца»
2. Времена года.
«Времена года»
Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Гимнастика бывает: 1) игровая коррекционная физминутка; 2) с предметами; 3) по зрительно-коодинаторным тренажам; 4) комплексы по словесным инструкциям.
При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».
Зрительную гимнастику можно начать с вращательных движений глаз (влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения), в конце упражнений обязательно надо выполнять вращательные движения глазами. На первых занятиях воспитатель одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, на последующих занятиях дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз. Это можно повторить 2 раза.
Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы. Например, гримасочка ежика – губки вытянуты вперед, влево – вправо – вверх – вниз вытянутыми губками пошевелить-подвигать, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, то есть как он представляет ежика. Сделать несколько раз. Можно изобразить бульдога, волка (хмурого, вечно не в настроении, потому как голодный) Также можно предложить детям изобразить Чебурашку – удивляется, повыше бровки поднять, как будто вы услышали что-то неприятное.
Приложение.
Комплексы зрительной гимнастики.
«Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! | Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. |
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой. | Посмотреть влево- вправо. Посмотреть вниз - вверх Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Дождик»
Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица, Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя Убежим, Под кусточком посидим. | Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. То же самое. Смотрят вверх.
Вытирают» лицо руками. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. Движения плечами. Приседают, поморгать глазами. |
«Осень»
Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите – осень в золото одета! | Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза). |
«Листочки»
Ах, как листики летят, Всеми красками горят
Разноцветный, расписной. Шу-шу-шу, шу- шу- шу. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш листок, Красный, желтый, золотой. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как листиком шуршу. Под ногами у ребят Листья весело шуршат, Будем мы сейчас гулять И букеты собирать Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Как я листиком шуршу. | Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Посмотреть влево – вправо. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
«Елка».
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. |
Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Овощи»
Ослик ходит выбирает, Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Обвести глазами круг. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Посмотреть влево- вправо Влево - вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. |
«Морковка»
Вверх морковку подними Вверх и вниз и вправо-влево | Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Быстро поморгать. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. |
«Что растет на нашей грядке»
Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий. Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад! | Дети выполняют круговые движения глазами Посмотреть вверх – вниз. Посмотреть влево, вправо. Быстро поморгать. |
«Булки»
Хлеб ржаной, батоны, булки
| Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Круговые движения глазами. Быстро поморгать. |
«Колосок»
Вырос в поле дом, | Посмотреть вправо. Посмотреть влево. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поморгать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики в условиях ДОУ.
Данный материал может быть интересен воспитателям ДОУ, уделяющим внимание профилактике зрительных расстройств у детей дошкольного возраста....
Рекомендации по проведению зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения.
Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактико...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Методические рекомендации для родителей. Тема: "Использование примерных комплексов утренней гимнастики в домашних условиях"
Каждый день ребенка должен начинаться с утренней гимнастики, которая оказывает всестороннее воздействие на детский организм....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы, или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего ...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
Методические рекомендации по проведению зрительных гимнастик с детьми с нарушениями зрения.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зре...
Комментарии
Людмила Ивановна, спасибо за