Психологическая помощь
презентация на тему

Лунина Надежда Александровна

Данная презентация раскрывает тему психологического консультирования и тренинговой работы с педагогами и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативная и тренинговая работа с родителями, имеющими сложности в воспитании детей дошкольного возраста.

        Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института.

        Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". По данным научного Центра здоровья детей РАМН число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Такие дети должны обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.

        Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество "Даун синдром"; "Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха"; "Общество помощи аутичным детям "Добро" и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной в отношении разрешения проблем своих детей.

        К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его незащищенную личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

-высокого уровня психической травматизации членов семей, вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;

-отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей.

        Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем выраженнее нарушения развития у ребенка . Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

        Осуществление психологической помощи семьям рассматриваемой категории позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских  и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи проблемному ребенку.

        Во многих  дошкольных учреждениях работают психологи, которые  могут выявить детей, нуждающихся в особом внимании взрослых. Но, к сожалению, большинство родителей  таких детей мало заботятся о них и не спешат обратиться за помощью к психологу, несмотря на то, что сами испытывают трудности в воспитании своего ребенка. Таких родителей очень важно привлечь, заинтересовать в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения для того, чтобы помочь им решить  проблемы, связанные со сложностями в воспитании детей.  С этой целью проводятся консультации и тренинги.  На тренингах родителям предоставляется возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон: со стороны ребенка, со стороны взрослого, со стороны профессиональных педагогов и других специалистов.  Тренинги помогают изменить   представления и взгляды родителей на проблемную ситуацию. И их вопросы уже начинают звучать по-другому: вместо «как изменить моего ребенка?» появляется вопрос «как изменить мое отношение к ребенку?», вместо «почему у меня трудный ребенок?» будет звучать  «почему мне трудно справиться со своим ребенком?»; вместо «что мне с ним делать?» будет  новая постановка вопроса  «что мне изменить в себе и в сложившейся ситуации?» или «чем я могу ему помочь?»

        В своей книге  "Общаться с ребенком. Как?" Ю.Б. Гиппенрейтер пишет:

        Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

        Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

        Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

        Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

        Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

        Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитатель не похвалил, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), родители постоянно ссорятся и т.д. Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

        И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

        Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех, которая происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

        Из вышесказанного видно, что стремления «трудных»  детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Эти дети ведут себя так, потому что  не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

        Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Но все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма необычным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

        Важно отметить, какая эмоциональная реакция возникает у самих взрослых при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

        Эмоции «передаются», ими «заражаются», они меняют поведение человека. А как это происходит можно понять, просмотрев отрывок из документального фильма «Великая тайна воды».

        Уникальный телевизионный проект "Великая тайна воды" - это попытка проникнуть в скрытые свойства этой стихии, не укладывающиеся в рамки общих физических законов. Вода способна воспринимать, сохранять и передавать информацию, даже такую тонкую, как человеческая мысль, эмоция, слово.  Японскому ученому Эмото Масару удалось сфотографировать эмоции воды. О своих удивительных открытиях в этой области рассказывают ученые из России, Казахстана, Израиля, США, Англи, Австрии, Японии, Китая, Тибета. Поскольку человеческий организм состоит из воды на 75%, то те открытия, которые сделали ученые, свидетельствуют о том, что вода очень чувствительна к эмоциональному воздействию и способна влиять на человека как положительно, так и отрицательно (в зависимости от силы и вида воздействия). Если на воде сосредоточены негативные эмоции, то вода портится, а если положительные – вода меняет свою структуру и становится «очищенной». В фильме  предоставляются реальные факты.  После его просмотра возникает желание задуматься   и поразмышлять…

        Консультативная и тренинговая работа с родителями, имеющими сложности в воспитании детей помогает им понять и раскрыть причины возникших проблем, привлекает их к совместному сотрудничеству со специалистами, которые не навязывают свою помощь, а предлагают её. Специалисты не только становятся помощниками ребенка, но самое главное они становятся помощниками родителей, которые начинают осознавать и понимать всю трудность и важность воспитательного процесса, заботы о ребенке.

        Статья подготовлена педагогом-психологом ГОУ(детский сад) № 2438 Луниной Надеждой Александровной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультативная и тренинговая работа с родителями, имеющими сложности в воспитании детей дошкольного возраста. Слайд-шоу подготовлено педагогом-психологом ГОУ (детский сад) №2438 Луниной Надеждой Александровной

Слайд 2

Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенная возникшими проблемами, пытается разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общество "Даун синдром"; "Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха"; "Общество помощи аутичным детям "Добро" и многие другие). К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его незащищенную личность. Семья - микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей.

Слайд 3

Родителей очень важно привлечь, заинтересовать в сотрудничестве со специалистами дошкольного учреждения для того, чтобы помочь им решить проблемы, связанные со сложностями в воспитании детей. С этой целью проводятся консультации и тренинги. На тренингах родителям предоставляется возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон: со стороны ребенка, со стороны взрослого, со стороны профессиональных педагогов и других специалистов. Анкетирование Музыкальные гостиные Консультирование Детско-родительские праздники и досуги Творческие встречи Дни открытых дверей Общие и групповые родительские собрания Мастер-классы для родителей Диагностика Информационные выставки и стенды Творческие мастерские Работа с родителями

Слайд 4

Тренинги помогают изменить представления и взгляды родителей на проблемную ситуацию. И их вопросы уже начинают звучать по-другому: вместо « как изменить моего ребенка? » появляется вопрос « как изменить мое отношение к ребенку? » , вместо « почему у меня трудный ребенок? » будет звучать « почему мне трудно справиться со своим ребенком? » ; вместо « что мне с ним делать? » будет новая постановка вопроса « что мне изменить в себе и в сложившейся ситуации? » или « чем я могу ему помочь? » В своей книге "Общаться с ребенком. Как?" Ю.Б. Гиппенрейтер пишет: << Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. «Трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях. >> Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Слайд 5

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Слайд 6

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки . Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Взрослый сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. Третья причина - желание отомстить . Дети часто бывают обижены на взрослых. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Слайд 7

Четвертая причина - потеря веры в собственный успех , которая происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!" Всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!" Задача понять причину, на первый взгляд, не простая. Но все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма необычным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Слайд 8

Переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка. Эмоции «передаются», ими «заражаются», они меняют поведение человека.

Слайд 9

Консультативная и тренинговая работа с родителями, имеющими сложности в воспитании детей помогает им понять и раскрыть причины возникших проблем, привлекает их к совместному сотрудничеству со специалистами, которые не навязывают свою помощь, а предлагают её. Специалисты не только становятся помощниками ребенка, но самое главное они становятся помощниками родителей, которые начинают осознавать и понимать всю трудность и важность воспитательного процесса, заботы о ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Психологическая помощь дошкольникам с высоким уровнем тревожности"

Программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление причин высо...

Паспорт кабинета психологической помощи

В паспорте кабинета представлена информация о методическом и организационном оснащении деятельности службы.Паспорт кабинета помогает лучше организовать работу специалиста, показать направления деятель...

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

Психологическая помощь детям с ЗПР

Коррекционно-развивающая работа с детьми, направления коррекционной работы педагога-психолога, игры -упражнения с детьми с ЗПР,  основные задачи работы психолога с родителями....

Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"

Психологическая помощь родителям детей раннего возраста  с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...

Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»

Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»...